«Моисеи» иных времён: Великий поход китайских коммунистов-1.

Jun 21, 2017 23:35



Восставшие тайпины: «хунтоу»-красноголовые были предшественниками партизанских армий китайских коммунистов.

Вечером 10 октября 1911 года утром 12 марта 1917 года (по григорианскому календарю) рядовой 8-го сапёрного батальона Чэн Чжэнин унтер-офицер лейб-гвардии Волынского полка Тимофей Кирпичников застрелил командира взвода Тао Цишэна начальника учебной команды штабс-капитана Лашкевича. Выстрел прозвучал в казармах города Учана запасного батальона города Петрограда, столицы провинции Хубэй в самом центре Китая в столице и центре политической жизни страны. С этого мига и пошёл отсчет времени китайской русской революции, которая по традиционному календарю Поднебесной произошла в феврале в год «синьхай» - поэтому русская китайская революция и называется Февральской Синьхайской.

Я не зря, так скомпоновал первый абзац: не смотря на весьма значительные культурно-психологические отличия двух стран, события, происходившие в них в 20 веке, носили весьма схожий характер. И царскую Россию, и цинский Китай в начале века сотрясли буржуазно-демократические революции, которые в последующем, в ходе ожесточённых гражданских войн, привели к победе коммунистических партий. При этом существовали и свои различия. Так гражданская война в Китае то затухая, то разгораясь - длилась почти четыре десятка лет. Всё это имело свои предпосылки, которые, прежде всего, указывают на тот факт, что в Китае, к моменту революции, не сложились той политической силы, способной в относительно короткий период перестроить политическую и экономическую картину страны. Поэтому длительные походы, которые логически можно связать с Красными и Белыми «Моисеями», были не только многочисленны, но и масштабны, ибо довольно сложно что-либо противопоставить Великому походу китайских коммунистов (ВПКК): пройти свыше 10 000 км пути по 12-ти провинциям, пересечь 18 горных цепей, форсировать 24 крупные реки и зыбкие травяные болота. Создаётся впечатление, что китайским коммунистам так понравилось передвигаться по стране военным табором, что сразу же за этим последовали менее известные у нас Восточный и Западный походы, которые закончились неудачно. Впрочем, интересна и специфика ВПКК. Дело в том, что в поход выступили уже сформировавшиеся части Красной армии, а в самом его процессе происходила не столько самоорганизация масс (которой до этого занимались в течение ряда лет), а устаканивание властных отношений в верхушке коммунистической партии. Именно в этом походе Мао, один из многих, закрепил позиции непререкаемого вождя китайских коммунистов. И этот момент обязательно нужно рассмотреть.

Впрочем, начать рассказ надо с предыстории - с Тайпинского восстания, которое не только со всей чёткостью показало кризис цинского Китая, но и заложило архетипы будущего противостояния. Уникальность истории Китая в его цикличности, что, на мой взгляд, связано с «рисовой» культурой. Суть её заключалась в следующем: рис, обладающий прекрасной урожайностью и калорийностью, тем не менее, требовал особого внимания к своей культивации, в связи с необходимостью строительства и эксплуатации сложных ирригационных систем. Всё это привело к появлению на ранней стадии развития в Китае мощной государственной машины. Последняя, в силу своей стабильности и умения концентрировать силы для решения масштабных общественных задач (включая строительство и эксплуатацию ирригационных систем), обеспечивала скачкообразный рост благосостояния населения, что вызывало устойчивый демографический рост. Который, впрочем, имел свои пределы, связанные с  существующими технологическими ограничениями (особенно в сельском хозяйстве), что сначала приводило к застою, потом кризису, а в последующем - к катастрофе. Да-да, та самая мальтузианская ловушка, существование которой отрицают ряд социалистов. Далее следовал период войн, революций и крестьянских восстаний, которые приводил к снижению демографическому давлению на землю. Это позволяло очередному удачливому претенденту на трон перезапустить государственную машину заново. Несмотря на то, что с каждым циклом развитие производительных сил поднималось на пару ступенек выше, набрать потенциальной энергии, чтобы преодолеть возникающий технологический барьер - не получалось. И всё повторялось заново, рождая циклическую картину мира, со временем проникшую в традиционное китайское мировоззрение и философию.

Примерно с такой же картиной столкнулось цинское правительство в середине 19 века: население росло, а возможность вводить в сельскохозяйственный оборот новые земли (даже с помощью изощрённых технических решений) сошла на нет.

Год
Площадь
Население
Площадь

пашни,
млн.
пашни на ,

млн. цин

душу нас.,му

1661
5.5
105.3
5.2

1675
6.1
101.7
6

1724
7.2
130.6
5.5

1753
7.8
183.7
4.3

1766
7.8
208.1
3.8

1812
7.9
361.6
2.2

1833
7.4
398.9
1.9

1850
7.7
432.2
1.8

Население и площадь пахотных земель в Китае (отсель).

Впрочем, изощрённые технические решения сами могли привести к нежелательным последствиям. Например, в 1855 году обилие дамб на реке Хуанхэ привело к заиливанию основного русла, что вызвало его смену, которое вместо юга стала впадать в море севернее Шаньдуньского полуострова.



Старое (ниже) и новое, возникшее в 1855 году русло Хуанхэ. Синим указана площадь грандиозного наводнения 1855 года

Растекающаяся по равнинной местности река привела к грандиозной гуманитарной катастрофе, где погибло огромное количество людей, а другая часть осталась без средств к существованию, что, понятное дело, любви народу к правительству, к тому же погрязшему в коррупции и дрязгах, не прибавило.

В середине 19 века сложилась любопытная картина. С одной стороны, Китай являлся (по мнению ряда исследователей) самой большой экономикой мира, с другой, обладал рыхлой и неповоротливой государственной машиной, не способной адекватно реагировать на возникающие кризисы. Чем и не преминули воспользоваться тогдашние мировые хищники, начав ввоз в страну огромного количества опия. Что ещё больше ухудшило положение вещей.



Флаг государства тайпинов. Забавно, но в своей основе положен жёлтый цвет, до этого монопольно использовавшийся маньчжурской империей Цин.

Всё это закономерно привело к ухудшению социальной обстановки в стране. В исторической хронике «Дунхуалу» с 1841 по 1849 год было зарегистрировано 110 восстаний в различных провинциях страны, некоторые из которых со временем обрели свою субъектность. Таковыми стали и тайпины, чей основатель Хун Сюцюань, провалив в третий раз экзамен на чиновничью должность, разочаровался в традиционном устройстве китайского общества и записал себя в младшие братья Христа. Теперь его интересовали не экзамены, а возможность изменить мир. К слову здесь впервые проявилась тенденция решать застарелые китайские проблемы с помощью западных идей и технологий. Не зря тайпины крайне негативно относившиеся ко многим традиционным китайским верованиям и общественным институтам, были весьма лояльны к представителям западной культуры, которых называли «братьями-варварами».

Как и любая другая масштабная идеология, возникшая в нужное время и в нужном месте, она привлекла к себе массу разнообразного и подчас весьма способного народа. Основателями секты числились: учитель, нищий, ростовщик, землевладелец, крестьянин и рудокоп. Всех их объединяло одно - они были «хакка» - дети бедных кланов. «Хакка» - буквально «гость» - потомки переселенцев с севера, которых издавна презирали и притесняли потомки коренных кланов, чья вражда со временем не утихала. В её основе борьба за основной ресурс традиционной фазы развития - землю. По своей сути он похож на противостояние «иногородних» и казаков на Юге России, что привело к обоснованному ожесточению сторон во время гражданской войны. Ситуацию в Китае осложняло наличие огромных масс населения, что и определило масштаб и кровавость будущих противостояний. Именно «хакка» станут ядром армии тайпинов и китайских коммунистов семь десятков лет спустя.

Впрочем, на этом общие моменты не заканчиваются. У Алексея Волынца, который составил добротное описание тайпинского движения, можно прочитать следующие строки:

Командир взвода «сыма» был одновременно воинским начальником, священником (политкомиссаром) и председателем колхоза.

Солдаты и командиры армии тайпинов, в отличие от «восьмизнамённых» маньчжурских гвардейцев и войск «зелёного знамени», как правило не получали денежного содержания, только продовольственный паёк. Риса давали поровну, а количество мяса зависело от воинского звания. В первые годы тайпинской революции никому, от Небесного государя до рядового, не разрешалось обзаводиться личным имуществом - одежда, питание и прочее снабжение шли из общего котла. Практически ту же аскетичную систему советские военные советники с некоторым удивлением обнаружат в середине XX века у китайских коммунистов - в НОАК, Народно-освободительной армии Китая…

Не менее, интересно звучат идеологические проповеди тайпинов:

«Наши кладовые - это дома богатеев всего Китая, а наши амбары - амбары тех, кто спекулирует хлебом…»
«Если есть земля, её обрабатывают совместно; если есть пища, её совместно едят; есть деньги - их совместно расходуют. Повсюду должно быть равенство, и не должно быть человека, который не был бы сыт и в тепле».

Не удивительно, что сравнение с коммунизмом бросалось в глаза образованным иностранцам того времени.  Например, в 1858 году в петербургском журнале «Современник» были опубликованы отрывки из проповедей и документов тайпинов, и русский комментатор, живший ещё в крепостной России, прямо сказал про Хун Сюцюаня, что «китайский реформатор поместил в догматы своей веры коммунизм…».



Немало общего обнаруживается и в тактике начального этапа войны. Не имея возможности штурмовать большие города, тайпины колесили по сельской местности, теряя бойцов, но тут же пополняя их в нищей китайской провинции. В конце-концов, мобилизовав тысячи джонок, они совершили тысячекилометровый рывок по реке Янцзы, захватывая по пути врасплох большие города с небольшими гарнизонами, выйдя 5 мая 1853 года к древней столице Китая - Нанкину, который взяли штурмом. И здесь начинается уже другая история - государства Тайпин Тяньго.

В конце-концов тайпинское восстание было разгромлено. Причин здесь было несколько. И разлад среди руководства тайпинов, что привело к серии кровавых схваток между приближёнными Хун Сюцюаня, и радикальная экономическая и социальная политика, толкнувшая широкие слои населения в объятия ненавидимых ими ранее маньчжур. Где среди коренных китайцев выделилось ряд талантливых полководцев, которым разрешили нанять свои частные войска. Надо заметить, что последние никуда не делись и после поражения тайпинского восстания, дав начало частным армиям генералов-милитаристов - будущих владельцев постреволюционного Китая и оппонентов Красной армии. Даже западные «братья-варвары» приняли сторону цинской династии. Во-первых, тайпинам не удалось быстро завалить существующую власть; во-вторых, они были последовательные противники торговли опиумом, который стал основным товаром европейских колонизаторов.

Так или иначе, но в конкурентной гонке на выживание дряхлеющая цинская империя проявила недюжую волю к жизни. Впрочем, для последующей истории имел значение другой факт. Именно в частной (Сянской) армии, организованной легендарным Дзэн Гофанем для войны с тайпинами, служил в последующем Мао Ичан - отец Мао Цзэдуна. Скопленные в армии деньги позволили ему выкупить из долгов родовую землю, а в результате экономии и упорного труда прикупить и её излишки, что переводило его в разряд крестьян-середняков. Впрочем, на этом он не остановился -начав покупать у более бедных соседей рис и перепродавать его в городе. То есть превратился в тухао (мироеда или по-нашему кулака). Любви в семье этого не добавило, но позволило оплатить учёбу любознательному сыну, который через любовь к чтению встал на путь создания новой крестьянской армии. Да, история - обожает ироничные гримасы судьбы.

Продолжение следует.

Китай, Гражданская война, Моисеи, История

Previous post Next post
Up