О, когда ж на столе у меня опять появятся
Боб, Пифагору родной, и с приправою жирною зелень!
Гораций, Сатиры, II, 6, 63-64, Перевод М. Дмитриевой
Почему Гораций называет обыкновенный боб родственником знаменитого древнегреческого философа и математика Пифагора?
Поскольку Пифагор не рекомендовал употреблять в пищу бобы, объясняя это тем, что люди и бобы возникли из одной и той же субстанции. Вот так, родственники мы. Ближайшие.
"Бобов он запрещал касаться, все равно как человеческого мяса. Причину этого, говорят, объяснял он так: когда нарушилось всеобщее начало и зарождение, то многое в земле вместе сливалось, сгущалось и перегнивало, а потом из этого вновь происходило зарождение и разделение - зарождались животные, прорастали растения, и тут-то из одного и того же перегноя возникли люди и проросли бобы. А несомненные доказательства этому он приводил такие: если боб разжевать и жвачку выставить ненадолго на солнечный зной, а потом подойти поближе, то можно почувствовать запах человеческой крови; если же в самое время цветения бобов взять цветок, уже потемневший, положить в глиняный сосуд, закрыть крышкой и закопать в землю на девяносто дней, а потом откопать и открыть, то вместо боба в нем окажется детская голова или женская матка. Кроме бобов запрещал он употреблять в пищу и разное другое - крапиву, рыбу-триглу, да и почти все, что ловится в море."*
Философ очень ревностно охранял бобы, даже животных старался не допустить до греха:
"В Таренте он увидел быка на разнотравье, жевавшего зеленые бобы, подошел к пастуху в посоветовал сказать быку, чтобы тот этого не делал. Пастух стал смеяться и сказал, что не умеет говорить по-бычьи; тогда Пифагор, сам подошел к быку и прошептал ему что-то на ухо, после чего тот не только тут же пошел прочь от бобовника, но и более никогда не касался бобов, а жил с тех пор и умер в глубокой старости в Таренте при храме Геры, где слыл священным быком и кормился хлебом, который подавали ему прохожие."
Теперь, внимание, согласно Пифагору - "душа бессмертна, затем - что она переселяется в животных":
"Но о чем он говорил собеседникам, никто не может сказать с уверенностью, ибо не случайно окружали они себя молчанием; но прежде всего шла речь о том, что душа бессмертна, затем - что она переселяется в животных и, наконец, что все рожденное вновь рождается через промежутки времени, что ничего нового на свете нет и что все живое должно считаться родственным друг другу. Все эти учения первым принес в Элладу, как кажется, именно Пифагор."
Итак, бессмертная душа переселяется в животных. Бобы есть нельзя. А животных можно?
"За завтраком он ел сотовый мед, за обедом - просяной или ячменный хлеб, вареные или сырые овощи, изредка жертвенное мясо, да и то не от всякой части животного.....
Жертвы богам приносил он необременительно, угождая им мукою, лепешками, ладаном, миррою и очень редко - животными, кроме разве что молочных поросят. И даже когда он открыл, что в прямоугольном треугольнике гипотенуза имеет соответствие с катетами, он принес в жертву быка, сделанного из пшеничного теста, - так говорят надежнейшие писатели."
хммм..... Более того, он даже прописывал мясную диету малорослым атлетам (что вполне логично с точки зрения медицины):
"....затем (Пифагор) вернулся на Самос, чтобы повидаться с Гермодамантом и Креофилом. Здесь он прожил некоторое время; тогда-то он и помог самосскому атлету Евримену, который благодаря Пифагоровой мудрости, несмотря на свой малый рост, сумел осилить и победить на Олимпийских играх многих рослых противников. Дело в том, что остальные атлеты, по старинному обычаю, питались сыром и смоквами, а Евримен по совету Пифагора первый стал ежедневно есть назначенное количество мяса и от этого набираться сил."
Как же так, Пифагор? В животных переселяется душа, но их есть можно, а иногда и необходимо. А боб - неприкосновенен. Неудивительно, что Гораций назначил его "родственником" философа.
* - все цитаты - Диоген Лаэртский, "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Порфирий. Жизнь Пифагора"