Фашизм в Индии

Dec 25, 2007 17:47

С.З.Гафуров, Д.А.Митина
Индийская буржуазия и фашизм

Важным вкладом марксизма в мировые общественные науки является тот точный анализ фашизма (национал-социализма), который внесли марксистские ученые, и который в значительной мере был принят обществоведами, не принимающими другие аспекты марксизма. Невозможно представить себе книгу о фашизме, которая не включает в себя элементы той критики, которая принадлежит перу Грамши, Троцкого или советских социологов и экономистов. Однако история фашизма не закончилась разгромом гитлеровской германии, переворотом 1943 г. в Италии и уничтожением железных бригад Хории Симы.

Маркс в "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" отмечает, что вследствие резкого обострения классовых антагонизмов буржуазного общества может усиливаться  контрреволюционности буржуазии, которая из страха перед пролетариатом может отеазаться от такой непосредственной формы своего господства, как буржуазная республика, и ради сохранения эксплуататорского строя передать власть в руки реакционной клики авантюристов. Маркс указывал на то, как пьяные солдаты Луи Бонапарта именем "порядка, закона и семьи" расстреливали буржуа, чьи интересы, по-видимому, представляли.

Но индийский опыт показывает, что буржуазия по-прежнему держит фашизм в качестве надежного резерва, но применить его готова только в случае возникновения революционной ситуации. Иными словами, индийский опыт начала ХХI века подтверждает предсказания В.И.Ленина, сделанные им в апрельских тезисах до октябрьской революции о важности революционной ситуации per se для начала активных действий буржуазии по уничтожению демократических институтов и функций буржуазного государства.

Общность черт, присущих фашизма как политическому течению, не исключает существования различных его форм. Марксизм под фашизмом понимает политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии. Важнейшие отличительные черты фашизма - применение крайних форм насилия для подавления рабочего класса и всех трудящихся, воинствующий антикоммунизм, шовинизм, расизм, широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики, максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни граждан, разветвленные связи с достаточно значительной частью населения, не относящейся к правящим классам, способность путём националистической и социальной демагогии мобилизовать и политически активизировать её в интересах эксплуататорского строя (массовая база фашизма - по преимуществу средние и деклассированные слои капиталистического общества). Внешняя политика фашизма - политика агрессии.

Фашистский режим приходит к власти на плечах массового движения мелкой буржуазии и люмпен-пролетариата. Оказавшись у власти, однако, он быстро теряет свою массовую базу. В центре фашистской идеологии - идеи военной экспансии, расового неравенства, "классовой гармонии" (теория "народного сообщества" и "корпоративности"), вождизма ("принцип фюрерства"), всевластия государственной машины (теория "тотального государства").



Мы уже ранее высказывали точку зрения, что необходимость для буржуазии использовать фашистские методы управления, то есть революционная ситуация, в Европе в 30-х гг. складывалась в результате аграрного кризиса, вызванного переходом от индустриально-аграрной или аграрно-индустриальной модели развития сельского хозяйства к чисто индустриальной, когда развитие экономики выбрасывает миллионы крестьян или фермеров в город, не обеспечивая их достаточным количеством рабочих мест, что создает огромную армию люмпен-пролетариата - питательной среды для фашистских режимов. Как следствие, если революционная ситуация возникает без перехода к прогрессивным методам в аграрной сфере, то обыкновенно возникает бонапартистский, а не фашистский режим, что видно на примерах Пакистана или Индонезии в 50-х гг.

Индию называют демократическим государством, «самой большой демократией в мире». С этим можно согласиться: ведь в этой стране правительства всегда сменяли друг друга в результате свободных выборов. Индийский опыт показывает, что для обеспечения демократического развития стран «третьего мира», к которым мы теперь должны будем относить и Россию, недостаточно классического разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. В самом деле, такое разделение властей в демократических республиках не предотвратило приход к власти ни Гитлера, ни Муссолини. Однако в Индии демократия работает. Необходимо разделение исполнительной власти на две ветви, которые могут быть условно названы президентская и правительственная подветви. Фактически главным должностным лицом в государстве является премьер-министр, а президент является во многом представительской фигурой, избираемой на консенсусной основе. Президент по представлению премьер-министра назначает губернаторов штатов, которые несут контрольные функции по отношению к избираемым правительствам штатов. Президентскую подветвь власти можно называть контрольной, так как именно она обеспечивает преемственность власти и демократические нормы.

В этих условиях фашистские силы, естественно, принимают новое обличье, стремясь нередко отгородиться от скомпрометировавших себя фашистских движений прошлого. В условиях обострения кризиса неофашистские силы широко применяют. стратегию напряжённости, организуя террористические и др. подрывные акции. Основная цель этой стратегии в том, чтобы создать у политически неустойчивой части общественности впечатление полной неспособности парламентских правительств обеспечить общественный порядок и тем самым толкнуть группы умеренно консервативных избирателей в объятия "легальных" неофашистов.

Расстановка классовых сил ограничивает самовластие монополистической буржуазии. Форсируемой власть имущими тенденции к сдвигу вправо противостоит тенденция к сдвигу влево - к расширению демократии, являющаяся результатом упорной борьбы народных масс и, прежде всего, рабочего класса. В обстановке распространения антифашистских настроений и роста притягательной силы социализма правящие классы Индии часто считают опасным переход от буржуазно-демократических форм правления к открыто фашистским методам.



Индуисты-фундаменталисты не видят противоречия, восхваляя Гитлера и Шарона одновременно. С их помешательством на "исламском терроризме" и их собственными мечтами о Великой Индии сторонники индийского фашизма также горячие поклонники Шарона - за его готовность использовать сокрушительную мощь для подавления восставших палестинцев, его презрение к международному праву и правам человека, и его способность заставить мартышку в Белом Доме плясать под свою дудку».

Фашизм в Индии

После обретения страной независимости, когда складывалась новая политическая и экономическая ситуация, расцветали различные общественные организации, выражавшие унитарные и сепаратистские устремления. Обостренное чувство религиозного и национального единства получило мощную поддержку после появления на политической карте Южной Азии суверенных Индии и Пакистана и сопутствовавших их разделу кровавых событий.

Индийская буржуазия и феодальные круги способствовали созданию ряда полуфашистских фундаменталистских организаций, имеющих свои военизированные подразделения, таких как Вишва хинду паришад (ВХП, Всемирный совет индусов), Раштрия сваямсевак сангх (Союз добровольных служителей нации), да и собственно самой бывшей правящей партии Индии Бхаратия джаната партии и ее союзников типа Шив Сены, действующей среди маратхов.

Индийский опыт учит, что понятие «нация» может трактоваться современными фашистами по-разному. Шив Сена считает за нацию маратхов en masse без учета кастовой принадлежности. Либеральное крыло БДП, напротив, считает за индийскую нацию всех без исключения индийцев (включая мусульман и христиан) за исключением парсов. Это не мешает обеим партиям более или менее успешно сотрудничать как на национальном уровне, так и на уровне Махараштры.

В Индии распространена идеология коммунализма, для которой исходным является отождествление понятий "нация" и "религиозная община". При этом если в отношении "своей" общины разногласий не возникает (ее обязательно отождествляют с нацией), то в отношении общины "противостоящей" высказываются различные точки зрения; так, на раннем этапе эволюции коммунализма, когда надо было из агитационных соображений провести размежевание между индусами и мусульманами, индусские коммуналисты говорили о наличии в Индии по крайней мере двух "наций" (в их понимании), то есть индусской и мусульманской. Позднее же была поднята на щит концепция одной нации (индусской), окруженной национальными (т. е. религиозными) меньшинствами.

Насаждаемая фашистская идеология общинной исключительности и общинного шовинизма активно противопоставляется индийскому национализму, как религиозная община в их выступлениях противопоставляется всеиндийской общности и призвана, по их мнению, подменить эту последнюю. Эти концепции возникают не на пустом месте: принадлежность к той или иной религиозной общине для большинства индийцев занимает едва ли не первое место в иерархии массового сознания, отодвигая на второй план этническое, языковое, и классовое самосознание.

Нельзя не отметить, что проводниками идей коммунализма являются и многие деятели других партий, включая ИНК, формально не связанные с откровенно фашистскими коммуналистскими организациями. При этом следует иметь в виду, что это движение, прежде всего, политическое. Апеллируя на словах к религии, фашистские идеологи чисто религиозным вопросам практически не уделяют внимания. "Религия - конь, политика-всадник",-удачно определил суть их доктрины один из лидеров сикхского коммунализма. Отсюда, между прочим, вытекает необходимость знания работы Сталина «Марксизм и национальный вопрос»



Такие организации, как РСС, ВХП, БД и тому подобные, объединенные в союз "СангхПаривар" ("Семейное общество"), стали полуофициальными. Руководство БДП - Ваджпайи, Адвани и другие бывшие члены правительства регулярно встречаются с их лидерами и согласовывают с ними директивы политической деятельности. Правда, бывший премьер-министр Индии Ваджпайи выступает как "умеренный" и отрицает идеологическое преемство от РСС. Но, отвечая в парламенте на вопросы оппозиции, он не сумел объяснить, почему во всех бюро его партии портреты Голвалкара висят рядом с портретами Ганди.

Сатия Сагар утверждает: «Крайне правые индуисты отчаянно пытаются очистить индийское государство от всего светского, плюралистического, демократического, унаследованного от борьбы против английского колониализма (в каковой борьбе они совершенно не участвовали). Они хотят дать новое определение того, что значит быть индийцем на чисто "индуистской" основе и определять, что такое индуизм, согласно взглядам меньшинства высшей касты. И все это в стране, где живет большое количество неиндуистов.

Идеалом индусских фашиствующих коммуналистов является "индусское государство", концепция которого несколько видоизменяется в зависимости от превалирующих политических условий, но при всем терминологическом камуфляже остается религиозно-шовинистический. Путь к этому государству лежит, по мысли идеологов, через "индианизацию" неиндусов. Провокационность лозунга индианизации заключается в том, что лишь часть населения Индии, а именно те, кто исповедует индуизм, объявляется истинными индийцами; остальные же еще должны только доказать свое право быть гражданами Индии. Ясно, что индианизация по-коммуналистски есть фактически хиндуизация, т. е. обращение всего остального населения Индии в индуизм.

На общенациональном уровне, повторяя деяния нацистов, нынешний индийский режим систематически переписывает учебники и подделывает археологические находки, чтобы они соответствовали их фанатическим теориям насчет прошлого Индии, преследуют религиозные меньшинства и посылают спецназ для запугивания своих критиков».

Перефразируя В. Арсланова, который отмечал, что «фашизм - это форма разложившейся культуры» и заявил о закономерности цепочки: Бог - царь - народ - Столыпин - фашизм, подлинная культура опиралась не на бога, а на мир как целое», можно сказать, что закономерна и цепочка индийского фашизма: Боги (индийского пантеона) - Ваджпайи- народ - Адвани - фашизм.

Реакционная идеология фашиствующего коммунализма представляет немалую опасность. Особую значимость этому явлению в политической жизни Индии придает тот факт, что идеология коммунализма существует не только и не столько на академическом уровне; она служит теоретической основой деятельности сильных, относительно многочисленных, структурно крепких организаций, действующих на значительной территории Индии.

Одним из прямых последствий возникновения Пакистана стало укрепление индийской организации Раштрия сваям севак сангх (РСС) - Национальный корпус добровольцев или Национальная добровольческая сила, которая ставила своей задачей создание индуистского государства. Эта организация отличается внутренней сплоченностью, издает на английском языке журнал «Органайзер» в Дели. РСС пользуется поддержкой высших каст в хиндиязычных штатах и в штате Махараштра.

РСС была создана в 1925 году в индийском городе Нагпур. Ее основатель гуру Мадхав Садхашив Голвалкар называл себя "сарсангхчалак" ("верховный вождь силы"), а сторонники считали его "гуруджи" ("любимый учитель"). Антибританская направленность РСС во время Второй мировой войны переросла в откровенную симпатию к Гитлеру и Муссолини. Это в особенности касается основателя РСС Голвалкара, который в книге "Мы. Определение нашей нации", опубликованной в 1939 г., открыто выказывал свое восхищение нацистской идеологией. Он, в частности, писал: "Чтобы сохранить чистоту расы и ее культуру, Германия очистила страну от евреев. Это высочайшее проявление чувства расового превосходства потрясло мир". Такими же принципами, по мнению Голвалкара, должна была бы определиться и судьба неиндуистов в независимой Индии: "Чуждые расы в Хиндустане должны принять культуру и язык индуистов и раствориться в индусской расе. Остаться в стране, сохранив свою идентичность, они могут, только будучи в полном подчинении у индусской нации, не требуя ни привилегий, ни даже гражданских прав". До недавнего времени портреты Голвалкара висели в офисах БДП рядом с портретами Ганди, но, правда, потом после скандала в Парламенте лидер партии Ваджпайи приказал их убрать. В 1948 году РСС была запрещена на два года из-за того, что ее бывший член Насурам Годс убил индийского премьера Махатму Ганди.

В 1951 году возникла организация Джан Сангх как политическое крыло РСС. В последствии она стала ядром Бхаратия Джаната парти (БДП). БДП - одна из наиболее влиятельных партий страны. Собственно БДП образована в 1980 г. группой членов бывшей партии Бхаратия джан сангх, вышедших из Джаната парти (учреждена рядом партий в 1977 г. на коалиционной основе). БДП - кадровая партия с отлаженной организационной структурой, пользующаяся влиянием в штатах хиндиязычного пояса, а также в Гуджарате, Карнатаке, Махараштре и Ассаме. В мае 1996 г. впервые сформировала правительство, не получившее вотума доверия. С марта 1998 г. по май 2004 г. находилась у власти, возглавляя правительственную коалицию «Национально-демократический альянс». Председатель БДП - М. Венкайя Найду (с 1 июля 2002 г.).

Цель БДП - утверждение "Хиндутвы". Этот термин можно было бы перевести как "индийство" или "индусскость" (точнее не просто "индуизма", а "индийского духа", всей совокупности индийских религий, культуры, традиций), то есть совокупности того, что составляет в понимании ее идеологов сущность индийского национального характера, в формировании которого ключевая роль принадлежит индуизму. Эта позиция заставляет БДП в ряде случаев играть прогрессивную роль в решении задач, прежде всего, в кастовом вопросе и вопросе вовлечения в современное общество племен, живущих родо-племенным строем.

Сам термин «Хиндутва» был предложен Саваркаром в его книге 1920 того же самого названия. Главные тезисы Хиндутвы состоят в следующем:

- Индийский субконтинент (который включает область к югу от Гималаев и Гиндукуша, обычно Пакистан, Индия, Бангладеш и Шри-Ланка, и иногда Афганистан) является родиной всех Индусов.

- "Индусы" - это все те, чья религия которых является местной в Индии. Они включают а себя Буддистов, джайнов, и Сикхов, так же как собственно индусов. Индусы исторически угнетались на их собственной земле внешними силами, такими как мусульмане и христиане.

- Индусы стали слабыми в течение долгого времени из-за влияния британского колониализма и Коммунистического движения.

- Индусское государство должно быть установлено, чтобы защитить права Индусов на их родину.

Любопытно, что фашиствующие коммуналисты среди тех, кто, по их мнению, должен быть индианизирован, называют не только мусульман Индии, но и коммунистов. Хиндутва всегда имела сильную антикоммунистическую направленность, и обычно изображает коммунистов как лживое, лицемерное движение, манипулирующее народными массами.



БДП так же относится к РСС, как НСДАП к германскому национал-социалистскому движению. Германские СА формально не были частью НСДАП, штурмовики не обязательно были членами НСДАП, целые организации СА переходили в состав, скажем, Черного фронта О. Штрассера и обратно. Но и НСДАП и СА и Черный фронт можно называть фашистами. То же и в отношении БДП, БД, Шив Сены и разных организаций РСС.

Любопытно и то, что на определенном этапе некоторые лидеры коммунализма вполне дружелюбно отзывались об идеологии и практике фашизма. После второй мировой войны любование фашизмом в речах и книгах коммуналистских лидеров сходит на нет, но остаются весьма важные идеологические установки, говорящие о типологическом сходстве этих идеологий. К таковым можно отнести культ насилия, обрядовую роль знамен и другой символики, идею беспрекословного подчинения личности индивидуума произвольно трактуемым интересам "нации", принцип абсолютной непогрешимости стоящего над массой вождя и (с определенными поправками) те иррациональные политические стереотипы и автостереотипы, на которых зиждется вся идеологическая система коммунализма.

Действительно, Верховный апелляционный суд Индии в конце концов запретил называть РСС фашистами, отменил запрет на деятельность РСС и указал на то, что БДП и РСС это разные организация, не несущие ответственность друг за друга. Это решение окончательное и обжалованию не подлежит. Но все остальные суды нижнего уровня принимали решения противоположного свойства. В условиях, когда БДП формировала Правительство Индии, трудно было ожидать подлинного независимого решения суда по такому вопросу.

В 1964 г., когда под руководством адвоката Шри Шива Шанкара Апте возник "Вишва Хинду Паришад" (ВХП - "Всемирный индусский совет"). Его цель - утверждение и защита "Хиндутвы" (не просто "индуизма", а, так сказать, "индийского духа", всей совокупности индийских религий, культуры, традиций). ВХП, в свою очередь, была признана в 1966 в качестве религиозного крыла РСС.

На самом деле, ВХП является вооруженным крылом Санг Павиар. Она характеризуется особо высоким уровнем религиозного фанатизма. Лидеры ВХП  -  это Ашок Сингхал (президент), Вишну Хари Далми, Ачарайя Гирирадж Кишор. В структуре организации действуют полувоенные учебные центры по подготовке боевиков. Для ВХП характерно участие в межконфессиональном и сектантском насилии; периодические поджоги мечетей, христианских церквей, миссионерских школ; физический террор в отношении представителей других вероисповеданий и принуждение их к эмиграции.

В декабре 1992 г. - январе 1993 г. ВХП были спровоцированы масштабные межконфессиональные столкновения и погромы в г.г. Бомбей, Ахмедабад (св. 2.000 убитых) после инцидента со сносом мечети Бабри-Масджид. В декабре 1998 г. осуществлен поджог 40 христианских церквей в штате Гуджарат, убийство австралийского миссионера с членами семьи в штате Орисса. В феврале - марте 2002 г. зафиксированы возвратные столкновения вокруг мечети Бабри-Масджид (убито до 800 чел.). ВХП имеет зарубежные филиалы ВХП (действуют в США, Канаде, государствах Европы, получает оттуда деньги.

Группа "Баджранг Дал" (БД) представляет собой молодежную радикальную религиозную организацию. В индийских СМИ можно встретить также название "Армия обезьян", которым журналисты наградили ее за постоянные буйства членов. БД была создана в 1984 году в штате Уттар Прадеш в качестве молодежного боевого крыла ВХП. В 1986 году руководство ВХП решило создать отделения БД в других штатах.  В настоящее время БД имеет свои ячейки во всех индийских штатах, в 544 округов из 700. БД является своего рода "исполнительным органом" СП, а ВХП, РСС и БДП в основном ограничиваются воинственной риторикой и негласно поддерживают БД. На настоящий момент ВХП и БД являются самыми радикальными религиозными организациями в Индии.

Официальная доктрина БД гласит, что организация стоит на страже индуизма, традиций, общества. Лидеры БД утверждают, что не приемлют насилия и незаконных действий. Хотя организация говорит о своем уважении к другим религиям, на деле идеологией БД является преданность индуизму, негативное отношение к другим религиям и их представителям, вплоть до проявлений насилия. БД - это армия молодежи, вдохновленной идеями огромной исторической несправедливости, ущемленной индусской гордости. Фактически, идеология БД очень сходна с фашизмом. Это похоже на зарождение фашизма в Европе в конце 20-х гг.

БД активно претворяет в жизнь программу "очищения", подразумевающую возвращение через ритуальные процедуры индийским христианам и мусульманам их исконной веры - индуизма. Мусульмане являются объектом постоянных нападок активистов БД. Для оправдания насилия против мусульман лидеры БД нередко используют лозунги борьбы с исламским терроризмом.

Другим своим врагом БД видит христиан, которых в Индии около 23 миллионов (2,3% населения), и борется за их изгнание из страны. БД оправдывает нападения на христиан тем, что они в начале английской колонизации насильственно обращали в свою веру индусов. И, как утверждают представители БД, сейчас христианские миссионеры делают то же самое. Действительно, в настоящее время многие индусы, особенно из племен, живущих родоплеменным строем, или неприкасаемых, принимают ислам, буддизм или христианство, чтобы перестать подвергаться унижениям в жестко иерархичной кастовой индусской системе, где они занимают низшее место.

История БД представляет собой нескончаемую череду убийств, поджогов, разрушений. Отдавая предпочтение диверсиям, руководители БД не исключают проведения полномасштабных военных действий. Глава отделения БД в Дели Ашок Капур сказал, что они "готовы взять в руки автомат Калашникова, если возникнет необходимость. Мусульмане хотят превратить эту страну в исламское государство, но мы им не позволим". Главная цель - ограничение прав религиозных меньшинств, а в идеале - их ликвидация или изгнание за пределы страны. Для этого они хотят изменить конституцию Индии. Одной из менее значительных целей БД является мобилизация молодежи в борьбе за постройку храма Рамы.

Кроме этого, БД нередко выступает против светских властей. Например, в апреле 2000 года активисты организации напали на мэрию небольшого индийского городка, избили служащих, уничтожили мебель и офисное оборудование. Это было вызвано критической позицией мэрии в отношении деятельности БД.

БД располагает разветвленной сетью тренировочных лагерей (они называются "шаха"). По различным оценкам, их количество по всей стране доходит до 300 тысяч. Больше всего лагерей в относительно малоразвитом штате Орисса. В этих лагерях молодежь получает физическую и идеологическую закалку. В них члены БД учатся владеть огнестрельным и холодным оружием, дзюдо, карате. Количество обучающихся в одном лагере варьируется от 10 до 100 человек. Один из высших функционеров БД Вед Пракаш Саччан заявил, что они тренируются для противостояния антииндусским силам. Большинство обучающихся студенты от 20 до 25 лет. По словам одного из прошедших подготовку в лагере Уннао Викаса Бабу Мишры, в лагере его научили бить тех, кто не уважает индуизм. Униформа обучающихся состоит из ярко-желтой повязки на голове и одежды такого же цвета.

На словах РСС отмежевывается от действий БД. Рядовые члены организации могут по своей инициативе совершить какой-либо теракт против христиан или мусульман, не ставя об этом в известность лидеров. Лидеры фундаменталистских организаций отрицают свою причастность к нападениям на религиозные общины меньшинств, но их пропаганда содержит немалое количество угроз.

Шив Сена (Армия Шивы или Армия Владыки) - это радикальная религиозно-националистическая профашистская партия в Махараштре, участвующая в процессе внутреннего политического, национального, религиозного и кастового насилия. Боевые группы Шив Сены участвовали в межконфессиональных столкновениях с мусульманской общиной и в штате Гуджрат зимой - весной 2002 г. Организация поддерживает контакты с БДП; имеет депутатскую фракцию в парламенте Индии.

Возглавляет Шив Сену - Бал «Баласахиб» Такерай (Тхакре) В начале своей политической карьеры он выступал против засилья в городе индийцев с юга страны, но вскоре нашел себе более выгодного противника - мусульманское меньшинство, которое он обвиняет в недостатке патриотизма. Мало кто сомневается, что выходец из Бомбея Салман Рушди в романе "Последний вздох мавра" в образе главаря мафиозной банды Майндука ("лягушка-придурок") изобразил Такерея. Рушди пишет о "маленьких гитлерах в стиле Майндука", хотя такое сравнение вряд ли может обидеть Бала, в своих речах часто апеллирующего к образу Гитлера. Персонаж, безусловно, был опознан, а роман запрещен…

В 1980-х годах «Шив сена», настаивавшая на том, чтобы большинство должностей в Бомбее и вообще Махараштры было зарезервировано за маратхами, оформилось в политическую партию. Шив Сена предпринимала насильственные действия против различных групп южноиндийцев, их лавки подвергались разграблению, а сами они - нападениям. В 1992 году во время городских беспорядков в Бомбее от рук боевиков Шив Сена погибло 800 мусульман.

В 1995 году на волне индуистского националистического подьема в Бомбее, крупнейшем городе Индии, мэром (Главой Городской корпорации Бомбея) в коалиции с БДП стал Такерай возглавляющий местную Шив Сена. Карикатурист по профессии, этот человек, обладавший незаурядными ораторскими и организаторскими способностями, политическим чутьем  и связанный с местной мафией, коренным образом изменил облик города и социальную расстановку сил в нем.

За годы своего правления, Бал Такерай как заправский глава мафиозного клана, прибрал к своим рукам все самые прибыльные промыслы в городе и использовал государственную власть не по назначению. Правда, у него есть и серьезные заслуги. Коренные жители Бомбея, говорящие на языке маратхи, уже не чувствуют себя людьми второго сорта, как это было прежде, а их язык стал главным, причем даже название города изменилось - теперь он называется Мумбай.

Тем не менее, на последних выборах симпатии горожан оказались не на стороне Шив Сена. Хотя молодчики по прежнему держат город под своим бандитским контролем, их предводителя призывают к ответу. "Доклад Шрикришна", названный так по имени составившего его судьи, досконально засвидетельствовал причастность Бал Такерая к погрому 1992 года, и того ждет арест. Но власти этого пока не могут сделать, так как Бал Такерай пригрозил не только Мумбаю, но и всей Индии большим пожаром, если его арестуют, да и как можно арестовать владыку в его царстве?

Набрав силу и выплеснувшись за пределы штата, Шив Сена несколько изменила направление своей деятельности, ратуя за восстановление и сохранение подлинно индусской культуры. …

Активисты Шив Сены достаточно быстро навели «порядок» в своем городе, который лидировал по числу совершаемых преступлений. Физически уничтожались наркопритоны, была практически ликвидирована проституция. Городской администрацией даже были отменены "конкурсы красоты". Городское телевидение также прекратило демонстрацию подобного рода мероприятий. Ненависть у бойцов Шив Сены вызывали носители западной, мультимедийной цивилизации. Они поджигают фирменные магазины Levis & Calvin Klein. Громились также кинотеатры, где демонстрировались фильмы, унижающие религиозные чувства арийцев. В одежде, рекламирующей кока-колу или какую-либо другую гадость, на улицах Бомбея лучше было не появляться.

В настоящее время в Махараштре коммунисты не являются серьезной политической силой, хотя даже там левый блок (под разными названиями и с разным составом, но при руководящей роли КПИ и КПИ-М) собирает до 5% голосов, что означает при индийской системе выборов, что коммунистов поддерживает не менее 7-8% населения штата. Прямые параллели с фашистской Италией и нацистской Германией можно провести в Бомбее, где Шив Сена, создав штурмовые отряды, разгромила коммунистические профсоюзы и ячейки компартии при помощи прямого физического насилия, сопровождаемого погромами и убийствами коммунистических лидеров.

Статья полностью

индия, марсизм, фашизм, коммунизм, современный мир

Previous post Next post
Up