Образование на баррикадах, или Зачем ученые ходят на митинги

Aug 19, 2012 06:27


Михаил Лобанов, к.ф.-м.н., преподаватель, участник инициативной группы МГУ, один из организаторов «Колонны вузов, школ и НИИ»

Мы - инициативная группа студентов, аспирантов и сотрудников МГУ, уже более полутора лет совмещаем работу по отстаиванию конкретных интересов студентов и преподавателей внутри университета с участием в протестном движении в защиту системы образования от наиболее одиозных инициатив Мин­образования. Мы выходили на все крупные митинги и шествия начиная с декабря. Приходили ли мы просто поддержать организаторов митингов и их повестку? Нет.

Действительно, мы на УИК в МГУ на своем опыте столкнулись с одними из самых масштабных фальсификаций в Москве в декабре и марте. Мы пытались им противостоять и столкнулись с угрозами и прямым давлением ректората, произволом избирательных комиссий и судов. Поэтому мы, безусловно, поддерживаем требование честных выборов и изменение избирательной системы.



Но вместе с тем мы видим, что повестка протеста искусственно сужается, что многие справедливые требования не звучат со сцены. Нам хотелось бы, чтобы люди на шествиях представляли собой не растерянную толпу с отдельными островками флагов политических организаций, а сеть сплоченных инициативных групп вузов, независимых профсоюзов предприятий, групп по защите парка от вырубки или двора от точечной застройки и т.д.

Мы выходили и будем выходить на акции протеста со своей позицией и своей тактикой. На митингах мы пытались стать точкой притяжения для пришедших туда студентов и преподавателей МГУ. И у нас это получалось. Нас становилось больше, многие подключались и к нашей деятельности в вузе. Внутри самого университета мы агитировали за участие, и многие люди, которые бы не решились идти на эти марши в одиночку, готовы были идти вместе с нами, своими товарищами по учебе и работе.

Принципиальными стали для нас усилия по расширению повестки общегражданских митингов. Своими объявлениями, призывающими пойти на митинги, плакатами, транспарантами и лозунгами прямо на них мы старались внести в тематику протеста социальные требования. Мы агитировали против коммерциализации образования и за борьбу за реальное самоуправление в образовательных учреждениях, пытались рассказать людям о нашем положительном опыте. Все это встречало одобрение, мы находили студентов и сотрудников других вузов, разделяющих нашу позицию и готовых вести работу у себя в учебном заведении.

На проспекте Сахарова под флагами своих вузов вышли уже две группы (МГУ и МФТИ), а на шествии 4 февраля к нам присоединились РГГУ и РУДН. 12 июня нас было около двух тысяч - это успех не только инициативных групп вузов, но и других профессиональных объединений учителей, преподавателей и научных работников. «Колонна вузов, школ и НИИ» привлекала всеобщее внимание во время шествия, а на митинге выступил ее представитель Григорий Колюцкий (последнее было совсем не просто ввиду закрытости оргкомитета митинга).

В результате мы сейчас можем видеть некий прообраз межвузовской сети инициативных групп студентов и преподавателей - пять-шесть московских вузов. Мы собираемся ее развивать. Конец лета и начало осени необходимо посвятить организационным собраниям, обсуждению и передаче накопленного опыта. Сейчас мы призываем всех активных студентов и преподавателей выходить с нами на связь, а школьных учителей - обращаться в профсоюз «Учитель», с которым мы тесно сотрудничаем.

Одним из важнейших направлений работы должно стать создание локальных СМИ. Если для поиска информации о ситуации стране в целом есть хоть какие-то альтернативные источники информации, то на местах их попросту нет. На примере МГУ мы видим: университет большой, решения принимаются кулуарно, администрация практически не предоставляет никакой информации о происходящем, официальная газета, сайт МГУ подконтрольные, цензуруются, о многом умалчивают. Та же ситуация и во многих других вузах. Инициативной группе МГУ частично удалось переломить это, мы стараемся собирать информацию и доносить ее до эмгэушников через сайт и социальные сети.

Это очень непросто, но у нас уже есть определенные наработки, которые мы стараемся развивать и передавать нашим единомышленникам в других вузах. Как показывает наш опыт, просто обнародования информации иногда достаточно для решения проблемы. Например, так нам удалось прекратить использование структуры профкома факультета почвоведения для «рекрутирования» студентов на митинги «Единой России».

В сентябре, по нашим прогнозам, в Госдуме должно состояться второе чтение законопроекта «Об образовании». Вместе с другими образовательными инициативами, такими как профсоюз «Учитель», мы планируем выработать ряд поправок к нему и провести кампанию по их продвижению.

Непосредственно же к следующему «Маршу миллионов» мы планируем развивать идею научно-образовательной колонны. Эта колонна соберет не только преподавателей и студентов, но и всех тех, кто видит в разрушении науки и образования один из главных индикаторов губительности нынешнего курса властей.

Надеемся, что работа по созданию организованных групп внутри вузов поможет созданию сетей информирования и мобилизации, в том числе на протестные акции. Тогда мы окончательно сможем изменить повестку в сторону дополнения образовательными и социальными требованиями. Требованиями дебюрократизации образования и науки, возращения академических свобод, расширения самоуправления, прекращения коммерциализации образования и сворачивания бюджетной сферы.

«Как сказал философ, «историческую миссию восстановления истины в мире» смогут выполнить «не атомизированные толпы, изнывающие в спектакулярной апатии, а высокоорганизованный класс, добивающийся прямой демократии».
http://www.rbcdaily.ru/2012/07/11/focus/562949984292089

РФ, общественная борьба, капитализм

Previous post Next post
Up