в связи с
постом о.Якова Кротова, который вызвал волны негодования, и не мог не вызвать:
«Так вышло, что сегодня с женой утром часа полтора ехали в пробке, с удовольствием слушая, как старший сын вёл программу, посвящённую взрывам. Во всяком случае, я слушал с удовольствием от того, что он прекрасный ведущий, и не считаю это эгоизмом. Поразился, как всегда, таланту и Данилы Гальперовича, который вроде бы ничего не сказал существенного о происходившем на "Парке культуры" (а что было сказать), но говорит как-то так, что очень осязаемо всё получается. Скорбел ли я? Ничуть. Более того, день был намечен для отдыха и мы отдохнули. Как верующий и как учёный я стараюсь быть честным и говорю: болезнь внучки (выздоровела) меня беспокоила намного больше, чем сегодняшняя трагедия, и я считаю это абсолютно нормальным. Я не бесчувственное бревно, я очень почувствовал удовольствие, когда солнце выглянуло на пару часов, да и вообще от гуляния».
… «ну какая может быть скорбь об абсолютно незнакомых, как и погибшие на Гаити, людях»…
… «сострадание к близким людям - норма, а к незнакомым - нет. Остальное, пожалуй, не так важно»….
… «скорбь о тех, о ком прочёл в газете, не может не быть слабее скорби о собствённом котёнке, упавшем с балкона и т.п.»…
***
В отличие от большинства, меня скорей удивила, чем возмутила (за 20 лет жизни в капитализме ко многим гадостям привыкаешь) сугубая невязка этих мнений с научной истиной: биологию-то у нас на кафедре биогеографии преподавали неплохо, а доводы г.Кротова радикально расходятся с достижениями данной науки, конкретно - физиологии ВНД. Дело в том, что у человека есть система
зеркальных нейронов, специально направленная на "генерирование человечности" именно относительно незнакомых тебе людей, которых ты наблюдаешь в толпе, читаешь в газете, видишь по телевизору и т.п. Mirror neurons обеспечивают переживание за них, если что случается, существенно бОльшее, чем переживание за своих ближних, если с ними ничего не стряслось или стряслось существенно менее плохое.
Для этой системы, включающей сострадание и социальный резонанс между людьми, существенна не близость-дальность между тобой и другим человеком, который действует или с которым что-то случилось, а именно что резкость/насущность действия или тяжесть случившегося, она включает силу ответной реакции.
Хорошо известно, что благодаря работе зеркальных нейронов чужие (тело)движения, чувства и эмоции переживаются "в воображении" точно также как свои собственные или близких людей, с которыми уже есть эмоциональная связь, разницы между первым и вторым нет никакой. Биологический смысл подобного неразличения ближних и дальних, "своих" и "чужих" (в смысле незнакомых, но с которыми ты себя идентифицируешь) в том, что если сейчас ты переживаешь то же что люди попавшие в незнакомую тебе ситуацию Х, то сможешь эффективно действовать в ней, благодаря чувствам, переживаемым сейчас, или хотя бы вызвать у других сострадание, мобилизацию помощи и т.п. Наличие такой системы зеркальных нейронов - чисто человеческая черта (ну ещё антропоидов).
Вот мне интересно, когда о.Иаков заявляет тезис, противоречащий этим истинам нейрофизиологии (и эти утверждения, видимо, важные и осмысленные для либералов), это свидетельство физиологической ущербности говорящего или сие ключевая для данной идеологии аскеза - умерщвление сострадания как умерщвление плоти у христиан?