Красноармеец-гражданин

Feb 24, 2009 00:26


Советская власть отменила деление жителей Республики на сословия дворян, купцов, крестьян, мещан, существовавшие при царском строе, но не все граждане в Сов. республике пользуются в равной мере правами.

Советская власть делает различие между трудящимися и эксплоататорами, пользующимися чужим трудом.

Нетрудовые элементы лишены права выборов в Советы. Трудящимся же Советская власть полностью обеспечивает свободу собраний, обществ, союзов, печати и т. п. Все военнослужащие у нас в Советской республике пользуются правами гражданства наравне со всеми трудящимися. Но в то же время военнослужащие подчиняются всем приказам и правилам, установленным на военной службе.

В декрете о воинской повинности, изданном Сов. властью, предусмотрен вопрос о гражданских правах красноармейца.

Как все трудящиеся граждане, красноармейцы имеют право выборов в советы депутатов, участвуют в съездах, конференциях, совещаниях общегосударственного значения, происходящих в стране и т. д. В красноармейских частях устраиваются собрания, на которых обсуждаются вопросы политической жизни Сов. республики и всего мира, интересующие красноармейцев вопросы из жизни Красной армии, части и т. д.

У нас в Красной армии существуют партийные организации, куда входят красноармейцы, командиры и политические работники, имеются клубы, где красноармейцы могут собираться и работать в кружках.

В библиотеках и читальнях, военных и общегражданских, красноармеец может всегда получить для чтения книгу, газету, журнал. Между красноармейцами и командиром установлены товарищеские отношения. Во внеслужебное время красноармеец, так же, как и командир, волен в своих действиях, может встречаться, с кем хочет, посещать театры, общественные учреждения, лекции, собрания, короче говоря, поступать как полноправный гражданин Республики, поскольку его поступки не идут во вред интересам трудящихся и не подрывают звания красно армейца, как гражданина и солдата Красной армии.

Советская власть не только не лишает красноармейца гражданских прав, но направляет все силы к тому, чтобы воспитать в красноармейце борца за освобождение трудящихся, сознательного гражданина, общественного работника и строителя новой трудовой жизни.

Она для этого строит в Красной армии школы, библиотеки, клубы, поручает воспитание красноармейца политическим руководителям, учителям. Красная армия тесно связана с рабочими и крестьянскими массами во всей политической и хозяйственной жизни.

Чтобы понять и оценить значение этого, нужно вспомнить, как буржуазия относится и относилась царская власть к солдату.

Буржуазия упорно проводит одну мысль, - „армия стоит вне политики", „солдат является слугой правительства, подчиненным своих начальников и не должен заниматься вопросами государственного строительства, принимать участие в политической, партийной, общественной жизни, иметь право выборов органов власти и представительства (думы, местные самоуправления)". Стремление буржуазии отвлечь солдата от всякой живой мысли, от всякого участия в государственных делах, лишение солдата всех прав гражданства вполне понятно. Буржуазия заботится о том, чтобы рабочие и крестьяне, служащие в армии, были слепым орудием в руках капиталистов, боятся того, что сознательный солдат, занимаясь политикой, начнет понимать, кто его друг и враг, и обратит свое оружие против господства буржуазии.

В царской армии солдат был бесправным и презренным существом, лишенным даже тех ничтожных прав и возможностей, которые имели остальные „обыватели" и „подданные” царя.

Вот несколько примеров того, как относились к солдату при царе.

В старом уставе внутренней службы говорилось: „нижние чины не должны иметь у себя книг, газет и журналов без разрешения и подписи ротного командира". Зато „при каждой войсковой церкви должны (были) находиться для продажи нижним чинам духовные книги, крестики и образки". „Нижние чины не могут состоять членами никаких обществ и кружков". Без разрешения командира не имели права посещать публичные лекции, собрания. Солдат, к примеру, не имел права ездить в трамвае, занимать места в театре в тех рядах, где сидели „господа офицеры", и т. п.

Между „нижними чинами" и офицерами существовала огромная пропасть, презрение, пренебрежение офицера-дворянчика к солдату, как представителю низшего, „подлого" (как говорили дворянчики) мужицкого сословия. Презрение „белой кости" к „черной" было закреплено в уставах царской армии.

В царской армии господствовало мордобитие, рукоприкладство, солдата загоняли муштрой, забивали ему голову „словесностью", стены казармы отделяли его от всей трудящейся массы. Для солдата казарма была тюрьмой.

При царе Николае Первом солдата муштровали так, что он должен был маршировать с наполненным водой кувшином на голове, не пролив при этом ни одной капли.

При Александре I солдат так муштровали, что когда во Франции русским войскам, одержавшим победу над войсками императора Наполеона, устраивали смотр в Шампани (местность во Франции), то 120 тысяч солдат прошли по полю церемониальным маршем так, что ни один с ноги не сбился.

Вся эта муштра сводилась к тому, чтобы вытравить из солдата всякий живой дух, превратить его в недумающего автомата.

В Красной армии пуще всего борются с тем, чтобы красноармеец превращался в деревянную куклу, в оловянного солдатика, не рассуждающего и чуждого живым интересам. Советская власть и красные командиры стремятся к тому, чтобы красноармеец выполнял приказы не механически, не только потому, что приказывают, а потому, что есть внутреннее понимание и убеждение в целесообразности и необходимости точнейшего выполнения приказа.

Кросноармеец должен ясно понимать общие цели трудящихся, за которые он борется. Он должен относиться честно и сознательно ко всем своим обязанностям по службе, честно, по-революционному сражаться в бою за Советскую власть.
В солдате революции должна быть высокая сознательность гражданина. Взять, например, теперешние бои. При наступлении солдаты рассыпаются цепью для того, чтобы неприятельский огонь меньше урону наносил. Боец „применяется к местности", т.е., иначе говоря, укрывается в бою за холмиками, бугорками, покатостями и т. д. Благодаря этому вся часть в бою находится под слабым наблюдением начальника, командира. И тут требуется от каждого бойца высокая сознательность, чтобы он в бою вел себя так, как подобает красноармейцу-гражданину, а не прятался, пользуясь рассыпанием цепи и применением к местности, не стремился уклониться от боя. Да и самая стрельба, как метко говорил генерал Драгомиров, „дело совести стрелка".

Советская власть доверяет красноармейцу, не стесняет понапрасну его личной свободы, хотя и строго спрашивает с него службу. И это доверие перед лицом трудящихся красноармеец должен оправдать.

Наши враги сильны, и потому Советская власть добивается, чтобы каждый красноармеец в будущем имел знания и подготовку отделенного командира и выше, чтобы он был не только техническим исполнителем приказа старшего, но был организатором победы, умеющим объединять, сплачивать вокруг себя своих товарищей, всех трудящихся, вызывать у трудящихся активное содействие в борьбе с врагами Советской власти. И это требует высокой сознательности.

Красноармеец, как гражданин-пролетарий, должен быть хорошим товарищем в бою, в казарме, должен относиться по-братски к своему товарищу-красноармейцу и командиру, помогать им делом и словом, защищать их интересы. „Сам погибай, товарища выручай", - вот лучший завет красноармейца.

Но помимо того, он должен удерживать от нечестных поступков, направленных про[24]тив интересов Советской власти, всех трудящихся, своих товарищей, разъясняя им неправильность и гибельность их проступков, борясь против них всеми мерами.

Как подлинный пролетарий-гражданин, красноармеец должен относиться к трудящимся гражданам внимательно, не обижать их, защищать их от всех обидчиков.

Красноармеец не может пройти без внимания мимо проступков, которые совершают другие во вред Советской власти, в ущерб трудящимся и Красной армии. Повсюду и всегда он должен бороться с контр-революцией, со взяточничеством, воровством, мародерством, пьянством.

Что дурного видит он, должен немедленно сообщить своему комиссару, командиру или органам Советской власти для принятия ими мер против преступлений.

Красноармеец должен уважать других, но и требовать уважения к себе. Истинный красный воин гордится своим почетным званием слуги трудового народа и революции, он должен держать себя с достоинством, не ронять своего звания, не унижаться ни перед кем, и тогда трудящиеся будут уважать воинскую часть, в которой он служит, будут гордиться им.

Красноармеец пользуется всеми правами гражданина, находится под защитой всех законов Советской власти, но он должен неуклонно соблюдать дисциплину, подчиняться всем правилам военной службы, быть исполнительным, уважать, слушаться своих начальников, выполнять все их приказы и распоряжения не за страх, а за совесть гражданина и революционера, помня, что никогда еще не было в мире такой свободной, сознательной армии, братской, товарищеской семьи, какой является наша Красная Рабоче-Крестьянская армия.

Вот что говорит об этом тов. Троцкий:

„Красноармеец должен уважать других и себя. Уважение к человеческому достоинству есть важнейшая нравственная спайка в Красной армии. Красноармеец подчиняется в порядке службы вышестоящим. Веления дисциплины непреклонны, но в то же время он чувствует и сознает себя сознательным гражданином, призванным к выполнению самых ответственных обязанностей. Воинское подчинение дополняется гражданским и нравственным равенством, которое не терпит нанесения ущерба личному достоинству" (ст. „ты" и „вы" в Красной армии).

4. Просвещение Красной армии

„Страшен человек, решившийся победить или умереть", - так говорил умный и опытный генерал старой армии Драгомиров.

Эти слова особенно должны быть понятны нам в Красной армии.

Царская власть и буржуазия заставляли и заставляют трудящихся, служащих в их армии, защищать враждебные им интересы.

Поэтому буржуазия старалась затемнить головы солдат.

Советской власти нужны сознательные защитники, и поэтому она превращает казарму в школу. Красноармеец должен понимать не только свои служебные обязанности, но и знать, за что борется, знать, что такое Советская власть, почему нам нужен союз и братское единение с пролетариатом всего мира, как устроено наше государство, какую работу ведет Советская власть и весь трудовой народ в области народного хозяйства. Красноармеец должен быть грамотным, должен уметь читать книжку, газету, уметь написать письмо домой, рапорт по службе. Красноармеец-крестьянин должен получить сведения о том, как лучше вести сельское хозяйство и т. д.

Красноармейцу нужна грамота и для того, чтобы он был мастером своего дела, отличным бойцом. Он должен уметь читать устав воинской службы, это для него будет сильной подмогой по службе, военные книжки, благодаря которым он сумеет быстрей овладеть своим искусством. На войне в разведке он должен уметь записать собранные о неприятеле сведения, начертить хотя бы простой план расположения неприятельских частей и т. д.

Для этой цели красноармейца прежде всего учат грамоте в школе. Неграмотного красноармейца, как только он вступает в армию, направляют в школу учиться. Ему облегчают в течение первых двух-трех месяцев занятия по службе, пока он не научится грамоте. И старослужащих красноармейцев один или два часа в день учат грамоте, счету, ведут с ними беседы по разным вопросам.

В старой армии было 85 процентов неграмотных, а у нас в Красной армии их очень мало.

Красноармеец к присяге идет вполне грамотным и подготовленным.

Через некоторое время в армию будут приходить все грамотными, ибо в последние годы перед вступлением в армию все допризывники должны будут обучаться грамоте, и среди призванных неграмотность будет [28]совершенно ликвидирована. Это дает возможность превратить казарму в еще более серьезную школу, чем до сих пор.

На ряду с обучением строю с красноармейцами ведутся политические занятия. Красноармеец должен знать, какие враги есть у Советской Республики, как идут дела у нас в стране, ибо красноармеец - лучший политик, и чем крепче он держит винтовку, чем тверже стоит он на своем посту, тем мягче разговаривают с нами иностранные капиталисты, тем спокойнее и успешнее работают трудящиеся по хозяйству. Советская власть в своей политике опирается на широкие народные массы, на всю Красную армию, и поддержка трудящихся в политике - ее лучшее оружие.

Во всех полках и частях равного им значения организованы клубы, в которых красноармейцы находят разумный отдых, развлечения. При клубах организованы кружки, в которых красноармейцы могут получить знания по политическим, военным, сельскохозяйственным, техническим и иным вопросам.

Внутри армии для подготовки политических руководителей, учителей и т. д. создана сеть курсов и школ в округах и дивизиях. На всех командных курсах будущим командирам даются, помимо военных, общие знания и большая подготовка к политически просветительной работе среди красноармейцев.

Библиотеки и читальни Красной армии и флота постоянно снабжаются свежими газетами и новыми книгами. На просвещение Красной армии тратятся огромные средства, несмотря на бедность нашей страны. В 1920 г. но неполным сведениям, в Красной армии насчитывалось 1500 клубов, 1000 театров, около 10 тысяч библиотек, 1500 школ грамоты.

В 1921 году в течение июля, например, было проведено 5024 митинга, на них присутствовало свыше 750 тыс. человек, партийных конференций произошло 937 с числом участников 68 тысяч, беспартийных красноармейских конференций 766, с числом участников свыше 50 тыс. Школ грамоты на июль месяц 1800, учащихся в них 43 тыс. Школ повышенного типа и курсов 660, театров 451.

На 1 января 1922 года цифры следующие: число партийных ячеек 3.100, школ грамоты 1530, учащихся в них 45 тыс., школ II ступени 420, учащихся в них 12.800 человек, клубов 1279, библиотек 4900, книг в библиотеках на 1 января 3 миллиона экземпляров. С 1 августа по 1 января армией было получено 6,250 тысяч газет.

Помимо просветительной работы к Красной армии и флоте ведется огромная воспитательная работа.

Тов. Троцкий сказал, что самое главное - побороть в армии духовную вшивость (безграмотность) и физическую. Нужно добиться того, чтобы красноармеец был опрятен, чист, аккуратен, чтобы он был бережливым и хозяйственным человеком. С этой целью в армии ведется работа по хозяйственному воспитанию и санитарному просвещению.

Просветительная работа в армии возложена на политические отделы. В частях ее проводят политические руководители, учителя, руководители кружков в клубах, библиотекари, политруки, ответственные организаторы в полках, комиссары и весь командный состав.

Красная армия ведет большую просветительную работу не только внутреннюю, но и среди всего населения Республики. Все просветительные силы армии используются для устройства лекций, митингов среди населения.

Красная армия - детище трудового народа, свое сознание, волю к победе она черпает из сознания широких трудовых масс. Ясное понимание задач, стоящих перед Красной армией и всеми трудящимися, крепкая идейная связь армии с трудовым населением были той силой, благодаря которой Красная армия победила на всех фронтах и является непобедимой вообще.

Просветительная работа ведется армией не только в условиях мирной стоянки, но и на фронте. Красная армия, борясь с оружием в руках, в то же время разъясняет населению освободительные цели своей борьбы.

Солдат царской армии, особенно после войны, возвращался, большей частью, развращенным и забитым и только увеличивал невежество и темноту в нашей деревне, и без того глухой и отсталой. Советская же власть стремится к тому, чтобы красноармеец, выйдя из армии, был полезным работником в тылу, участвовал в работе по советскому строительству, народному просвещению и хозяйству, пропагандируя новые улучшенные формы в земледелии и т. д. И действительно, масса демобилизованных из Красной армии принесли свет в нашу темную деревню.

РККА. Серия пособий политрукам и политсоставу. Составил Д.Кин. М., Высший военный редакционный совет, 1924.
Это, как вы понимаете, ко дню образования РККА. С которым и поздравляю всех советских и красных. Друга и учителя wolf_kitses - также с днём рождения. Es lebe des Komminismus!

РККА, всемирная история, русская Революция

Previous post Next post
Up