Добрый вечер, друзья, товарищи и единомышленники!
С вами снова наш творческий практикум «Авторский стиль»!
Предыдущие выпуски:
1.
Определяемся с понятиями 2.
Подражание В прошлый раз мы думали о том, стиль каких авторов и за что нам нравится, выделяли в нем те черты, которые хотели бы воспроизвести в своих текстах.
Возможно, некоторые из нас задали себе вопрос: а как мы выделили эти черты и почему мы выделили именно их? А что мы не выделили? а можно ли взять у автора вот это, но не брать вот этого?.. как сочетаются элементы стиля?
Обратимся к теории :)
В течение многих веков одни люди, упрощенно выражаясь, создают художественные тексты, а другие пытаются их анализировать, разбирать по полочкам», структурировать, выделять элементы идиостиля - индивидуального стиля писателя или произведения. Конечно, универсального рецепта идеального стиля до сих пор не нашли, но кое-что все-таки обнаружили.
Наиболее традиционный алгоритм анализа авторского стиля, которым пользуется большинство литературоведов еще с середины ХХ века включает такие элементы стиля, как:
1. Сюжет: фабульная основа произведения (т.е. что и в какой последовательности произошло) и система эпизодов (о чем и в каком порядке узнает читатель);
2. Система персонажей: сколько их, какие они, какие темы и идеи связаны с их образами, как они между собой взаимодействуют;
3. Соотношение речи повествователя и речи персонажей;
4. Фокализация: видим ли мы события глазами одного из персонажей, или глазами отвлеченного повествователя, или вообще видим действие так, как будто все происходит перед нами на сцене или экране? Имеем ли мы доступ ко внутреннему миру персонажа? нескольких персонажей? а, может быть, точка зрения меняется?
5. Речевая характеристика повествователя и основных персонажей;
6. Особенности художественного пространства - времени: точка отсчета, соотношение времени повествователя и времени персонажей, места действия, миры, в которых находятся персонажи и повествователь;
7. Звуковая и ритмическая организация речи, используемые автором тропы - традиционные (эпитет, метафора, контраст и т.д.) и уникальные, свойственные только его творчеству, а также их сочетание.
В современном литературоведении была предпринята попытка упростить эту схему: любая особенность авторского стиля называлась «метатропом» и относилась в одной из четырех групп:
1. Ситуативные - это темы и идеи, выражаемые в произведении;
2. Концептуальные - это элементы структуры произведения, художественного мира, в котором разворачивается действие;
3. Композиционные - это, собственно, элементы композиции;
4. Операциональные - это знакомые нам средства языка.
А. Есин предлагает другую систему анализа авторского стиля, основанную на так называемых стилевых доминантах:
1. Изображаемый мир: сюжетность, описательность или психологизм; фантастика или жизнеподобие
2. Художественная речь: монологизм и разноречие, стихи и проза, номинативность (описание предметов, явлений и событий кратко и точно) и риторичность (использование «украшающих» средств, тропов, символов и т.д.);
3. Композиция: простая (прямое линейное повествование о событиях в хронологическом порядке, с одним повествователем) и сложная (любые другие варианты).
Кроме этого, сегодня для анализа стиля применяются статистика, компьютерные технологии, с помощью которых подсчитывают количество слов определенной категории, группируют их и определяют закономерности. Такая технология называется стилеметрия. Пользоваться ею я вам сейчас не предлагаю (ну, разве что у кого-нибудь есть соответствующая программа и много свободного времени ;)).
Источники:
1. Войналович Е.В. Языковые средства сказовой стилизации в семантическмо пространстве романа И.С. Шмелева «Няня из Москвы»: реконструкция «своего» и «чужого»: дисс. … канл. филол. наук : 10.02.01 / Елена Владимировна Войналович. - Новсиирск, 2016. - 119 с. -
http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/26213/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F?sequence=1&isAllowed=y2. Енбаева Л.В. Метатропы как показатели динамики идиостиля в произведениях О.Генри и их переводах на русский язык / Л.В. Енбаева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 1 (67). - С. 121-126. -
http://scjournal.ru/articles/issn_1997-2911_2017_1-2_35.pdf3. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие [Электронный ресурс] / А.Б. Есин. - 3-е изд. - М. : Флинта, Наука, 2000. - 248 с.
http://v61.bsu.ru/content/page/1415/hecadem/esin/esin.pdf4. Тюпа В.И. Аналитика художественного (введение литературоведческий анализ). - М. : Лабиринт, 2001. - 192 с. - Режим доступа:
http://litved.com/docs/Typa-Analitica.pdf Домашнее задание будет объемным; можете взять небольшое произведение автора, который вам нравится и у которого вам хотелось бы учиться; если в прошлый раз мы выделяли только те черты, которые хоти взять, теперь мы постараемся посмотреть на произведение в целом и проследить, какие элементы стиля в нем присутствуют и как они соотносятся друг с другом, сводятся в единую систему.
И, прежде всего, находя ту или иную стилевую черту, следует задавать себе вопрос: зачем она применена? Чего она помогает добиться автору? Если на этот вопрос ответить, тогда мы поймем, нужна ли эта стилевая черта нам и зачем нужна.
Удачи и до встречи через неделю!
Ваша
Женя