Тип мероприятий, вызывающий в нашей аудитории больше всего споров, а иногда и конфликтов - это писательские марафоны и спринты. Я уже писала материал на эту тему, но с каждым проведенным марафоном все сильнее убеждаюсь в том, что выбрала для него не совсем корректный формат. Для тех, кто задает себе вопрос «участвовать или нет» и взвешивает все «за» и «против», в разы полезнее будут практические советы. Да и аудитория в сообществе растет день ото дня. Люди сидят, чешут в затылке и думают: писательские марафоны? Что это? Как это?..
Итак, для начала определимся с понятием «писательский марафон». Мы позиционируем себя как сообщество практиков. Это - сообщество людей, которые готовы работать и работают, то есть, пишут. Нытики и жалобщики здесь обычно надолго не задерживаются, потому что общественное давление вытесняет...
Писательский марафон - это мероприятие, в рамках которого мы пишем определенное количество знаков и укладываемся в определенный промежуток времени. К примеру, неделя - семь дней. Также у нас бывают марафоны для работы с нон-фикшн, на сегодняшний день они короткие, и мы называем их «писательский спринт» - три дня.
Писатели - товарищи консервативные. А еще они очень любят полагать, что их мнение - единственное правильное, а остальные дураки. Ой, простите, остальные немного заблуждаются. Марафоны многим кажутся «революционными», так что неудивительно, что за все время существования таких мероприятий нам пришлось выслушать кучу разных разностей...
Творчество - это не соревнование.
На марафонах пишут всякое <кое-что бранное>.
Не собираюсь писать на скорость, у меня свой темп.
Не вижу смысла работать, чтобы потом выкинуть весь материал в мусорную корзину.
Правд много, а истина одна, как сказали задолго до нас. Нет, я не предлагаю вам истину - это было бы слишком скучно. Я предлагаю вам несколько добрых советов, которые помогут определиться с решением вопроса «стоит ли мне принимать участие в писательском марафоне».
1. Не соревнуйтесь.
Это соревнование «кто быстрее печатает»? Если так, то я в первой пятерке, друзья, я печатаю очень быстро, причем на трех языках. Но не всегда финалю марафоны. Не воспринимайте все это как соревнование. Воспринимайте это как ваш личный вызов. Самому себе.
2. Воспользуйтесь возможностью поднять планку.
В состоянии покоя мы опираемся на уже изведанное. Многие говорят: мне хотелось бы сделать это и это, но… не получается. Не получается не потому, что у нас нет таланта, не потому, что звезды плохо сошлись и даже не потому, что мы лентяи. Не получается потому, что мы постоянно идем к цели одним и тем же путем. Проигрываем, но не меняем стратегию. Если у нас что-то не получается, значит, нужно попробовать другой подход.
А для этого необходимо выйти из уютненькой зоны мягкого дивана. Это называется «поднять планку». Иными словами, протестировать свои границы на прочность. В 100 процентах случаев мы выясняем, что они гибки. Писательский марафон - это ваша возможность поднять планку. Не упустите ее.
3. Воспользуйтесь поддержкой других участников.
Суждение «писательство - дело одинокое» в наши дни уже не актуально, хотя некоторые авторы до сих пор защищают эту крепость и не готовы сдать ее врагу (то есть, нам). В творчестве необходима поддержка. На всех этапах. Всем. Давайте перестанем наматывать сопли на кулак и ныть, что муза ушла, а вас никто не понимает.
Вы просто не обращались за помощью. А если обращались, то явно не в нашем сообществе, потому что в противном случае изменили бы свое мнение. Хотя, конечно, для некоторых корона властелина творческого одиночества - неотъемлемый атрибут писателя. Таких людей, боюсь, не вылечит и наша теплая компания.
4. Определяйтесь с тем, над чем будете работать, до марафона.
Это может быть набросок, который вы потом разовьете. Продолжение крупной рукописи, над которой вы работаете. Пара идей, которые вы зафиксировали очень бегло. Выбор материала для последующей работы в случае марафона - почти ритуал, потому что вы ставите первую точку и принимаете для себя решение: да, я приму участие. И в процессе подготовки материала понемногу настраиваетесь на рабочий лад.
5. Подчищайте «хвосты».
Время от времени после объявления точных дат предстоящего марафона некоторые писатели пригорюниваются: ой, я бы принял участие, но мне нечего писать… вот совсем. Вместе с тем, если мы сядем, возьмем бумагу и ручку и хорошенько подумаем, то найдем пару-тройку «хвостов». «Хвост» - это не всегда рукопись, которая «повисла». Иногда это древние, уже почти забытые идеи, внезапно обнаруженные в недрах компьютера наброски и прочая-прочая. Регулярное участие в писательских марафонах - отличный повод для того, чтобы завести два списка:
- список «хвостов»;
- список идей.
Я веду их в электронном варианте - с помощью приложения Wunderlist для Android, но это можно делать и от руки. Хм… да. Фраза «муза ушла» и правда больше не актуальна. Хотя и эту крепость некоторые защищают весьма и весьма активно.
6. Наблюдайте за собой.
В каком-то смысле писательский марафон - это экстремальная ситуация, потому что мало кто из нас пишет в таком темпе, к примеру, 60 тысяч знаков с пробелами в неделю (и это только художественная проза, а ведь тут есть и журналисты…). В экстремальных ситуациях мозг зачастую преподносит нам сюрпризы. В частности, мы открываем в себе другой, более высокий уровень работоспособности. Как вы преодолеваете вашу дистанцию? Как уговариваете себя сесть за рукопись и начать работать?
Может быть, вы заводите писательский режим на период марафона (садитесь в определенное время)? Может быть, вы определили для себя ежедневную норму знаков? Завели писательский ритуал? Опробовали новую программу? Подмечайте все это и делайте частью вашей привычной писательской системы. Все, что работает на вашу эффективность, идет в ход!
7. Ловите кайф, балдейте и штырьтесь в процессе работы.
Это самый главный совет. Даже такие экстремальные штуки, как 60 тысяч за неделю, могут приносить удовольствие. Между прочим, совсем не обязательно преодолевать эту дистанцию. Ключевой момент - это проанализировать процесс и взять что-то для себя (см. предыдущий пункт).
Актуально ли это для опытных писателей? Еще как. Мы постоянно, регулярно совершенствуем свои системы работы, потому что с опытом стоящие перед нами задачи становятся все более комплексными и трудновыполнимыми. Актуально ли это для начинающих писателей, коих среди нас абсолютное большинство? Еще как! Вы только начинаете формировать систему работы. И очень здорово, что у вас есть возможность делать это сразу на практике.
А также это актуально для начала нового года. Впереди не один писательский марафон. И совсем скоро, завтра, мы принимаемся за нон-фикшн. Второй поток писательского спринта «Перо журналиста»
пройдет в нашей группе ВКонтакте. И мы ждем вас с нетерпением!
Всегда ваша,
Настя