Обсуждать тему финского образования можно долго, например, престижность работы учителя (хотя
зарплаты их не таких уж и космические, хотя это лишь абсолютные цифры, их трудно сравнивать ввиду разной стоимости жизни, есть
попытка пересчитывать по отношению к ВВП, тогда Финляндия в десятке лучших) - на педагогические специальности весьма высокий конкурс, вроде в передаче Познера говорилось что примерно 20 человек на место. Много отдельных моментов которые выглядят весьма интересно почти всегда, но надо выделить главное, ведь задача школьного образования не заставить что-то запомнить, не выработать какие-то профессиональные навыки (это задача последующего профессионального образования), а научить думать, что достаточно сложно оценить, но какие-то оценки есть:
1. Если отбросить вырвавшихся вперёд азиатов (почему их стоит отбросить будет сказано в п.3) и отсортировать
результаты теста PISA по чтению (а это самый адекватный показатель из трёх оцениваемых этим тестом, грубо говоря неспособность прочесть и понять текст это уже умственная отсталость), то Финляндия одна из лучших стран в мире:
2. Есть ещё попытка
оценить развитие критического мышления от всемирного банка (хотя пока не дошли руки глубже разобраться в критериях оценки, будем надеятся что всемирный банк не накосячил), там Финляндия тоже передовик:
3. При этом важно, что данные результаты достигаются без
давления, стресса и перенапряжения и в итоге финны ещё и лидеры по
уровню счастья:
Понятно, что оценка уровня счастья это непростая задача, но то как подходят в финских школах к образованию хорошо сооответствует этим результатам.
Уровень суицидов далеко не самый низкий, но и не зашкаливающий для развитой страны.
Если подвести итог, то выглядит так, что финская система образования с высокой эффективностью учит людей думать не ломая им психику, как это происходит в классическом образовании построенном на подчинении авторитетам и принуждении к усердной учёбе.