Друзья! Мы продолжаем брать интервью у людей, для которых виски не только крепкий алкоголь, а еще и любимое хобби, популяризацию которого они несут в массы. Сегодня с нами любезно согласился пообщаться Михаил Селиванов aka
cu_dhub.
Михаил Селиванов
- независимый виски-эксперт;
- блогер;
- коллекционер виски;
- один из организаторов независимого фестиваля виски Classicdram Moscow.
- Здравствуйте, Михаил!
И первый, банальный вопрос. Биография: где родились? где сейчас живете? Как близкие относятся к Вашему увлечению виски? Чем занимаетесь, где работаете, в какой сфере?
Михаил Селиванов: "Я москвич, родился и вырос в столице. Живу в Москве и сейчас, хотя, как правило, лето стараюсь проводить с близкими в мягком климате Атлантики, на острове Мадейра. Это любимое место отдыха нашей семьи. Мое основное занятие - финансы, хотя очень много времени я стараюсь уделять двум своим главным увлечениям - моей семье и солодовому виски. Супруга, впрочем, считает, что приоритеты расставлены в обратном порядке, но я-то знаю, что это не так!))"
- С чего все началось, как познакомились с виски, где это произошло, ваш первый молт, а может бленд или вообще бурбон?
Михаил Селиванов: "Первое знакомство с виски получилось несколько странным. Те, кто рос в Советском Союзе, хорошо помнят, конечно, что никакого виски и прочего зарубежного алкоголя в продаже и в помине не было. "Достать" что-то подобное можно было только у фарцовщиков либо в магазинах "Березка", торговавших действительно качественными товарами и продуктами, но доступных, увы, лишь очень ограниченному кругу "выездных". Мой отец изредка ездил в командировки за границу, хотя и не в капстраны, и время от времени в доме появлялись разные дефицитные вещи, а также непривычные советскому глазу бутылки с яркими иностранными этикетками. Их бывало очень немного, потому практически все они врезались в мое впечатлительное детское сознание и остались в нем на всю жизнь.
И вот в одной из таких бутылок, извлекаемых из серванта лишь по праздникам, оказался шотландский виски Long John. То, что это обычный рядовой бленд, я узнал значительно позже. В тот же момент (а мне было лет десять) меня безумно радовал сам факт наличия в доме настоящего шотландского виски. Только подумать - ведь я как раз зачитывался книгами Жюля Верна, а после "Детей капитана Гранта" постоянно грезил свободной Шотландией и всем шотландским! Смешно, правда? Но это сейчас - а тогда я решил во что бы то ни стало познать вкус, который истинные шотландцы, как я полагал, должны впитывать еще с молоком матери - то есть глотнуть немного "Долговязого Джона". Увы, разочарование было весьма велико. Не то, чтобы я ожидал вкусить амброзии, но виски мне действительно показался чем-то отвратительным, абсолютно неприемлемым для употребления внутрь. Наверное, это и хорошо - ибо в конце концов уже в зрелом возрасте, пройдя по "большому алкогольному кругу" и перепробовав практически всё, я снова вернулся к воде жизни и начал серьезно ее изучать.
"Второе пришествие" случилось во второй половине 90-х, когда на различных мероприятиях вроде модных тогда "презентаций" я, отрешившись от детских воспоминаний, вновь рискнул попробовать, а затем и вовсе увлеченно пристрастился к скотчу. Как правило, это бывала обычная Белая Лошадь - White Horse, или в лучшем случае 12-летний Chivas. И, опять же, как правило - с пепси-колой. Нравился мне этот коктейль, ну что поделать! И вот однажды в отпуске, на далеком острове Шри Ланка, один из соседей по отелю (не помню его имени, но точно помню, что он был летчиком) откупорил как-то вечерком бутыль Гленфиддиха. Да-да, обычной "двенашки". Сопроводив процесс угощения фразой о "неповторимости и возвышенности односолодового вискаря". Ну или как минимум о том, что "бленды только лохи пьют". Фразу я пропустил мимо ушей, а вот вкус Фиддиха запал в меня надолго. Настолько он был интереснее того, к чему я уже привык, того, что рука непременно тянулась разбавить колой. Не могу сказать, что меня немедленно торкнуло, и я тут же бросился исследовать мир солода - нет. Это была бомба замедленного действия. Года три, наверное, я где-то глубоко в подсознании вынашивал эту идею, и вот в начале нового тысячелетия - прорвало. К тому же деньги какие-никакие в кармане стали водиться. И начался квест, которому теперь, похоже, не видать конца и края. Тут же через какое-то время подоспел первый русскоязычный форум любителей виски - на сайте whisky.ru, из которого я и почерпнул практически все первоначальные теоретические виски-познания и где познакомился с первыми коллегами по увлечению. Затем были еще встречи в Московском виски-клубе под председательством Игоря Чепкасова, куда я попал также благодаря тому форуму-пионеру. Вот как-то так всё это и начиналось."
- Classicdram. Какая у Вас там роль, за что отвечаете?
Михаил Селиванов: "Во-первых, давайте расставим точки над i. Есть Classicdram.com - большой интернет-проект, придуманный Андреем Микушиным и ему же принадлежащий. Он включает в себя форум - фактически наследник того, что был когда-то на whisky.ru, но, конечно, гораздо лучше поддерживаемый и структурированный - и за это большое спасибо Андрею. Так вот здесь я - не более, чем обычный форумчанин, участвующий в дискуссиях и выкладывающий свои n&t notes на тематических страничках винокурен.
В прошлом же году родился Независимый фестиваль виски, с разрешения Андрея также названный Classicdram. Мы решили остановиться на этом названии, поскольку именно с форума пришли как организаторы, так и большинство гостей первого нашего фестиваля. Так вот, я являюсь одним из пятерых организаторов и создателей этого теперь уже ежегодного мероприятия, наряду с моими коллегами и друзьями Владиславом Каманиным, Павлом Набойщиковым, Тимофеем Прокоповым и Антоном Слеповым. Обязанности в Оргкомитете не распределены жестко, посему однозначно ответить на вопрос, за что отвечаю - нельзя. За многое отвечаю. Но не это главное. Главное, на мой взгляд - наша слаженная работа в команде, благодаря которой второй фестиваль прошел очень гладко, получив высокие оценки практически у всех участников и гостей. Вот Вам, понравилось у нас на фестивале, признайтесь?"
Очень понравилось, планирую посетить ваш фестиваль и в следующем году.
- Заслуги, регалии, чем вы гордитесь, мероприятия, к которым вы причастны?
Михаил Селиванов: "Заслуги, регалии? Да бросьте. Виски - мое увлечение. Это больше чем хобби, это некоторого рода страсть. Страсть к познанию, к пониманию процессов, лежащих в основе производства и созревания виски. Страсть к коллекционированию - да-да, и без этого не обошлось. По мере возможностей я пытался собирать коллекцию из официальных релизов закрытых и "молчащих" шотландских винокурен. Не без доли гордости могу сказать, что она почти собрана, не хватает лишь нескольких чрезвычайно редких бутылок.
И все же главная причина для гордости - это наш фестиваль. По натуре я перфекционист, поэтому несколько переживал по поводу некоторых шероховатостей, которые сопутствовали дебютному мероприятию. Хотя и понимал, что для первого раза всё прошло неплохо. Было очень приятно, что мы сумели поднять планку качества выше в этом году. Непременно постараемся как минимум удержаться на этом уровне в ближайшем феврале!"
- Что уже сделано, что еще предстоит, какие планы? К чему вы стремитесь?
Михаил Селиванов: "Что сделано - вы уже знаете. Что предстоит? Очередной фестиваль, и, надеюсь, не один. Планы? Планов немало, но пусть они пока останутся в моем персональном календаре. А стремления - понятие достаточно широкое. Если говорить о том, что как-то соотносится с виски, я стремлюсь к дальнейшему познанию, самосовершенствованию во всем, что касается теории и практики производства, выдержки и купажирования спиртов, стремлюсь к накоплению дегустационного опыта, который позволил бы иметь более широкую базу для теоретического анализа и построения тенденций. Я понятно объяснил? Ну вот, а теперь забудьте всю эту чушь. Виски создан, чтобы приносить удовольствие! Именно к этому нужно стремиться. Зная свою меру, конечно же!"
- Интересные знакомства? Может вы лично Джима Мюррея знаете или Серж Валентин ваш хороший приятель?
Михаил Селиванов: "Нет, с Джимом я не знаком. И, может, это к лучшему. С Сержем доводилось встречаться, и не раз. Очень интересным собеседником оказался Фред Лэнг, один из братьев Лэнг, тот, что после внутрисемейного развода-разрыва сохранил за собой брэнд Douglas Laing. Так вот, он буквально заговорил меня на последнем цюрихском "виски-корабле". Чрезвычайно рад был познакомиться в этом году с великим (и это никакое не преувеличение) Нади Фиори и столь же огорчен тем, что не смог присоединиться к Тимофею и Павлу в поездке к другим великим итальянцам, которую Нади любезно организовал. А вот с кем я очень давно хотел и даже мечтал познакомиться и побеседовать - так это с Майклом Джексоном. Ведь на книгах Майкла я фактически рос и вставал на ноги - как дегустатор и просто увлеченный виски человек. Увы, не дано этой мечте осуществиться."
- Men o'quaich, duncan taylor, партизаны? Тимофей Прокопов уже рассказывал немного про это, но я уверен, Вам есть, что добавить.
Михаил Селиванов: "Да, это очень интересный проект! Не хочется говорить о нем в прошедшем времени, хотя не секрет, что с Duncan Taylor наше сотрудничество завершилось, и не на мажорной ноте. Мы собираемся продолжить серию розливов под своим основным лейблом, взаимодействуя с другим партнером. С каким? Пока секрет. Переговоры идут.
Партизанский лейбл, кстати, также не будет забыт. Увы, из-за разрыва отношений с Дунканами, а также недобросовестности партнеров, помогавших доставлять бутылки в Россию, мы сильно задержались с раздачей заключительного на данный момент "Партизана" подписавшимся на него форумчанам. Надеюсь, этот вопрос в ближайшее время будет закрыт.
Да, а знаете ли вы, что два из шести розливов Men o'Quaich имели возможность приобрести любители виски со всего мира? Мы отдали эксклюзивное право на реализацию ограниченной части релизов Caol Ila и Mortlach Юргену ван де Виле, владельцу Jurgen's Whiskyhuis из бельгийского Зоттегема. И сейчас наших бутылок уже не купить - осталась в продаже лишь одна, последняя Кол Ила - так что, может, кто-то еще успеет стать счастливчиком!
Интересная история, кстати, произошла на прошлогоднем фестивале, который Юрген организует у себя в Бельгии. На одном из стендов я попросил налить мне на пробу один из старых Мортлахов от Gordon & MacPhail. Обслуживавший стол коллега Юргена, задумчиво выполнив мою просьбу, заговорщицки прошептал: "Хотите попробовать действительно шикарный Мортлах? Во-о-он там, на главном стенде. Называется Men o'Quaich". Я улыбнулся бельгийцу и рассказал о своей причастности к лейблу. Тут уж разулыбался он. И немедленно рассыпался в комплементах. Что и говорить, приятно было!"
- Какие фестивали и мероприятия по теме виски посещаете в России? На какие удается съездить за границу?
Михаил Селиванов: "Наверное сейчас, с высоты статуса со-организатора собственного фестиваля, мне не с руки обсуждать и тем более критиковать другие отечественные подобного рода мероприятия. Пусть их будет больше - разноформатных, непохожих. Хорошо, когда у любителей виски есть выбор. И пусть с каждым годом организаторы учитывают прошлые ошибки и недочеты, как это стараемся делать мы.
Меня очень радует, что у нас в стране возникает всё больше и больше неформальных объединений, дегустационных клубов и сообществ - это значит, что всё больше и больше людей по-настоящему начинают интересоваться нюансами виски, приобщаться к культуре дегустации. Не могу не упомянуть по этому поводу моего практически однофамильца, Геннадия Силиванова - его проект дегустационного клуба обещает стать событием этого года! С удовольствием хожу на его шикарные тематические вечера!))
За границей выбор мероприятий настолько широк, что приходится иной раз себя сдерживать. Я стараюсь посещать четыре-пять фестивалей в год, что позволяет, во-первых, быть в курсе последних новинок, во-вторых, найти и попробовать достаточное количество старых и раритетных молтов, которые зачастую уже не встретить даже на аукционах. Ну и домашней работой себя обеспечить, конечно - сэмплов с фестивалей привожу немало."
- Любимый виски, любимая винокурня, что предпочитаете пить повседневно, что бережете для важных событий? Какая у вас коллекция или самые редкие образцы, где вы их храните?
Михаил Селиванов: "Трудно говорить об одном или даже нескольких любимых виски. Виски зачастую ложится или, наоборот, не ложится на настроение, погоду, время суток. Найти правильное сочетание виски со внешними и внутренними нюансами своего состояния - это значит найти оптимальный, а значит любимый виски.
Вот несколько примеров. Поздним зимним вечером у догорающего камина незаменим 16-летний Лагавулин. На рыбалке из фляги прямо в лодке отлично идет "десятка" Талискера. Осенью - но не такой промозглой, как нынче, а настоящей золотой осенью с прохладными, влажными, пронизанными ароматами палой листвы и подлеска вечерами я буквально физически ощущаю потребность в дрэме великолепного 15-летнего Лонгморна (того, на смену которому пришла нынешняя 16-ка). Есть типичные утренние дрэмы (если, конечно, у вас есть возможность и желание начать день с пары глотков крепкого нектара) - они свежи и легки и помогают не только настроить организм на рабочий лад (при определенных, понятно, обстоятельствах - отмечу, что у меня утренние дрэмы встречаются разве что опять же на рыбалке, да еще иногда в тематических поездках;)), но и прочищают рецепторы.
И все же существуют, конечно, и личные фавориты в любых обстоятельствах, вне зависимости от внешних и внутренних факторов. Я очень люблю старые классические Спрингбэнки, длительное время выдержанные в бурбоновых бочках. Можно даже сказать, что я без ума от таких виски. И неспроста одна из двух моих "сотен", которые можно найти в классикдрамовском мониторе, стоит напротив одного из таких Спрингбэнков.
Очень люблю "фруктовые бомбы" - вне зависимости от происхождения и дымности. Поэтому очень жалею о закрытии винокурни Lochside - одной из немногих, регулярно производивших спирты именно подобного характера.
Люблю Bowmore - это очень противоречивый виски, он может быть великолепен, а может быть напрочь испорчен буквально парой нюансов. Впрочем, это случается нечасто. Кроме того, органолептика Bowmore здорово менялась на протяжении нескольких периодов времени в прошлом веке - и это отдельная и очень интересная тема.
Mortlach, Longmorn - пожалуй, фавориты в Спейсайде. Но лишь на каком-то более или менее обобщенном уровне. Естественно, виски любой винокурни может как выстрелить, так и разочаровать, поэтому не хочу переходить на более подробную конкретику.
Про коллекцию. Я уже упоминал о той первоначальной тематике, с которого она начиналась. Постепенно я начал добавлять в домашние закрома и внетематические экземпляры: как правило, бутылки, содержимое которых мне очень понравилось, и которыми я решил пополнить запасы потенциального бара. Так что коллекция действительно разрослась, и в данный момент мне приходится решать вопрос о пространстве для ее хранения. Никакого специального помещения для нее у меня нет, по крайней мере пока, я просто стараюсь, чтобы бутылки хранились не на свету и не в слишком теплых комнатах."
Уважаемые читатели, интервью с Михаилом Селивановым получилось объемным, поэтому мы разделили его на две части. Продолжение следует…