Продолжаю тему мелкой пластики палеолита, начало
здесь. Чуринги - привет из прошлого, используются и сейчас в авcтралийском племени аранта. Культура австралийских аборигенов давно привлекает исследователей, в 70-х годах возникла так называемая "новая волна" интереса в кинематографе. Начало ей положил фильм Питера Уира "Последняя волна" 1975 г. Фильм со всей его символикой воспринимается как попытка постижения иной психологической реальности, хотя на мой взгляд через призму современного мышления. Как раз в этом фильме ключевой символ - чуринга. Из того, что я видела, упомянула бы еще "Обход" (Николас Роут) - в основе сюжета обычай австралийских аборигенов или, точнее, форма инициации - бросать ребенка в пустыне. Если выживет - принимают во взрослый мир.
Еще один фильм об Австралии - Десять лодок. Здесь интересен обряд проводов умирающего человека в иной мир. Умирающий должен встать и в лучших традициях оперы и балета станцевать танец смерти. Если он падал и не мог встать - его сородичи помогали ему или продолжали этот танец за него. Если кто борется с зоной коомфорта - то всем сюда. Все члены рода сидят рядом и проводят ритуал, вызывая духов рода, чтобы они сопроводили душу умирающего в правильное место. Из этого места душа может вновь вернуться в мир в новом рождении. Наверное это то, о чем сказал Заболоцкий "душа обязана трудиться". В фильме душа должа попасть в особый водоем в виде вполне конкретной рыбки. О фильмах есть что сказать, но далее строго по-существу.
Это чуринга из Кунсткамеры. Напомню, что Кунсткамера - это музей этнографии народов мира. Так вот, в Кунсткамере есть экспонат под названием "чуринга". Относится к Верхнему палеолиту, 15-12 тыс.до н.э., найден на стоянке Клисеевичи 1, бивень мамонта.
Кунсткамера Чуринги в фильме - предметы овальной формы с нанесенными на них солярными символами. Герой фильма консультируется с музейным работником, которая специализируется на верованиях аборигенов. Она рассказывает, что аборигены воспринимают мир в виде двух реальностей, вторая реальность - сон. Свою далекую историю они называют временем сновидений. Чуринга или предмет, который видел герой во сне в соответствии с представлении аборигенов - что-то вроде портала между реальностями.
Click to view
Трейлер к фильму "Последняя волна"
Еще одна интересная мысль из фильма - что у некоторых людей особенно обостряется восприятие в периоды завершений природных циклов. Но я подумала не столько о катастрофах и потопах, котрые пеиодически смывают память о накопленных людьми знаниях (есть такая версия), сколько о солнечных и лунных циклах. У аборигенов кроме чуринг есть еще много разных таинственно-магических предметов и обычаев. Например, мунгуни - кость смерти, корроборри - ритуальные ночные медитации, диджериду - особые звуки, возникающие во время ритуалов и т.д.
У архаических народов активно используется пиктография - это знаки, рисунки, орнаменты, которые наносят на различые предметы (все предметы имеют определенный сакральный смысл), а также на тело в виде раскраски или татуировок. Исследователи отмечают контраст примитивности и сложности культуры австралийцев. Предмет, принадлежащий какой-либо культуре, не может рассматриваться вне контекста. На данный момент я думаю, что дописьменные знаки и символы не обязательно универсальны для разных времен и народов) но могут трактоваться и похожим образом - выбор невелик: зачастую это простейшие геометрические фигуры - круги, точки, пунктиры, волнистые линии, треугольники, зигзаги)
Чуринга мужчины-аранта тотема лягушки. Большие концентрические круги (а) представляют три знаменитых дерева, маркирующих тотемическое местонахождение, около реки Хуг линии справа, соединяющие их (b), изображают крупные корни; изогнутые линии (с) - малые. Малые концентрические круги (d) представляют менее значительные деревья с их корнями и пунктир (е) - этоследы, оставленные лягушками, прыгающими по песку на берегу. Сами лягушки изображены на одной из сторон чуринги (слева) сложной сетью линий (их члены), связывающих малые концентрические круги (их тела).
Чуринга в переводе с языка аранта ознчают "священный", "запрет". Эти предметы - хранилища души предков, сделанные из камня или дерева с вырезанными на них символическими знаками; чурингами могут быть простые куски дерева или необработанная галька. По мнению К. Леви-Строса, как бы она не выглядела, каждая чуринга представляет физическое тело определенного предка, и поколение за поколением торжественно предназначают ее живым, которые верят, что это их воплотившийся предок. Множество чуринг могут прятать в укрытие в безлюдных местах. Когда нужно, их вынимают, ухаживают за ними, подкрашивают и используют по назначению, адресуя им просьбы и заклинания. Некоторые исследователи считают их просто "архивными документами" (Леви-Строс), некоторые (Э.Дюркгейм) признают их сакральное значение.
Чуринга, фото
отсюда У аранта, живущих на севере, чуринги делают из ценных камней с вырезанными или нарисованными знаками, на юге это могут быть грубые куски дерева, гальки, необработанного камня, окрашенные красной охрой, во время церемоний (ритуалов) их трут друг о друга. Есть гипотеза, что изображенные на них эмблемы-тотемы даже более сакральны, чем ивестный тотем рода.
Рисунок на чуринге,
отсюда Еще один вид предметов с надписями - вумера (на аранта amirre), «палочки гонца» с зарубками для передачи сообщений. Зарубки делались в присутствии гонца, которому объяснялось значение каждой из них. У австралийцев не было лука и стрел (как и у кроманьонца), все оружие состояло из копья и метательных дубинок. Копье метали с помощью особой деревянной дощечки, вумеры. Ее-то и использовали для передачи информации в виде зарубок. Сами зарубки могли означать различные предметы на пути следования к месту сбора, например: песчаный холм, ручей, равнину. Отдельные насечки - условные памятные знаки в помощь послу. Есть сведения, что австралийское племя пинья, как мнемоническое средство, использовало не только вумеры, но сети.
Большая племенная чуринга начала XX века 73,5х12 см, как предполагается, соответственно, более значительным религиозным смыслом, чем маленькие. Красивая богатая резьба с двух сторон. В центре одной из концентрической окружностей небольшое отверстие. Фото
отсюда Австралийцы обладают крайне примитивными и в то же время примечательными музыкальными инструментами: дощечка, которая при вращении от ветра издает свист (этот самопроизвольный звук воспринимался, как голос божества) и диджериду, которая делается из 3-метрового куска эвкалипта, сердцевина которого выедена термитами, конец обработан черным пчелиным воском. Уникальность диджериду состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый «дрон»). Инструменты, как правило, расписаны изображениями тотемов племени.
Примитивен и необычен стиль, который часто используют австралийские аборигены, когда животные изображаются, как под рентгеновскими лучами: видны их внутренности и скелет. Известны живопись на коре и скалах. Исконное изобразительное искусство Австралии, по традиции существует со времен Альчеринга, или «Времени сновидений» (на аранта: altyera одновременно означает "сон" и "миф, предание"). Картины обычно рисуют охрой цвета от желтого до коричневого и черного. Несколько стилей древней живописи развились в современное время, включая акварельные работы Альберта Наматджиры, школы Hermannsburg, акриловый пуантилизм Papunya Tula.
Отсюда Зачастую символы на предметах представляют собой засекреченную информацию о маршрутах странствий тотемных предков во «Времени сновидений». Отсюда сосредоточенность рисовальщика пиктограмм на описании мест и следов, топографии, рельефе мифического пространства. Фигурирует при этом преимущественно не макро-, а микрокосм (мезокосм), кормовая территория локальных групп и ее ближайших соседей, некогда служившая священным обиталищем перволюдей со склеенными пальцами, зубами и веками. Священные предметы (скалы, деревья, чуринги, вумеры), в которые превратились предки, продолжают хранить магическую силу.
Отсюда Интересно, что У. Мэтью проводит аналогии в некоторых австралийских мифах с мотивами скандинавского эпоса. Например, известен миф вирадьюри и вонгабои о том, как Байаме (демиург и культурный герой) вышел в странствие в поисках дикого меда вслед за пчелой, к лапке которой он привязал птичье перо (сравните важнейшее культурное деяние скандинавского Одина - добычу меда поэзии).
Источник Ну и на закуску - брошь викингов XI-XII вв из Британского музея))
Пластины гребня из рога, украшенные точками, кругами и крестами, захоронение эпохи викингов, Бьёркё, Швеция, Шведский исторический музей, фото
отсюда писала на эту тему (где древние люди хранили свои души)
здесь