Чудь, когда-то народ вполне реальный, упоминаемый в "Повести временных лет" (Сказали руси чудь, словени, кривичи и весь "Земля наща велика и обильна, а порядка в ней нет...), в связи с началом становления российской государственности, перешел в разряд легендарного и исчезнувшего с лица земли - "чудь под землю ушла". Этому народу приписывают сверхъестественные колдовские способности и, что мне всегда было особенно интересно, - особый талант в поисках месторождений металлов и знание земных недр, а значит и тайн подземного мира. Чуди приписывают авторство всевозможных загадочных металлических украшений с явным сакральным смыслом, которые издавна находили в земле. Однако разгадка оказалась простой и банальной. Чудь преспокойно упоминалась в переписи населения 1920 года, но начиная с переписи 1939 года бесследно исчезла.
Вокруг и до того загадочного народа окончательно опустилась завеса таинственности. Оказалось, что к переписи 1939 малочисленные народы объединили в группы, присваивая всей группе имя одного из входящего в нее народов. Так вышло, что бепся, вепсь, вепся, кайваы, чудь, чухари были записаны под названием "вепсы". Данные переписи публиковались, а внутренняя документация попала в секретные архивы. Без злого умысла, просто бюрократический казус. С 2002 года чудь вновь внесена в списки и официально легализована)) Много интересных подробностей стало известно из выступления Сергея Григорьева «Звезда забытого народа. Чудь: из прошлого в будущее», который этот казус и обнаружил. В 1997 г. Сергей Григорьев в деревне Нюхча Пинежского района организовал музей, собрал много интересных сведений. Видео добавлено в конце, а сейчас несколько слов о чуди.
Фото
отсюда C.Григорьев прослеживает связь чудской культуры с элементами культуры эстонцев, финнов, мордвы, венгров (чудь по-венгерски - красивый), удмуртов, поволжских русских и даже с таким далеким народом, как японские айны, проживающих на Хоккайдо (похожие столбы с насечками, европеоидный тип лица). Чудь оставила свой след в топонимике большого региона, начиная с Чудского озера. К западу от него проживали эсты, с другой стороны, а также по берегам Ладожского и Онежского озера селилась чудь новгородская, далее - чудь заволоцкая, ее продолжением были коми, которые считали чудь своими предками, а также уральская и западносибирская чудь. Об этом народе напоминает древня Чудь на Волге недалеко от Нижнего Новгорода, Новая чудь в Костромской области, а ближе к Великому Новгороду - город Чудово. О таинственном народе сохранилась память и в русском языке, в словах чудо, чудесный и др.
Недалеко от Великого Новгорода находится село Оскуй - родина ушкуйников, разбойников, плавающих на лодках-ушкуйках. О Заволочье они узнали от викингов, кторые торговали с местным населением. Чтобы достичь этих мест нужно было волочь лодки до 60 км - отсюда и название.
Типажи чуди более древние описываются как темноволосые и красивые, затем распространяется представление о чуди, как о людях светловолосых и светлоглазых. Типажи "чуди белоглазой" распространены по сей день. Характерные ее черты - высокий череп, близко поставленные глаза, нос "уточкой". Антропологи считают возможной связь этого типа c археологической девушкой из Мезени. С чудью связывают многочисленные археологические находки, начиная со 2 тыс.до н.э., в том числе связь усматривается и с лицами идолов. В верованиях многих финно-угорских народов присутствует бог Йомала. На Урале выпущен альбом Чудские промыслы Урала, в котором собраны находки, характерные для этих мест до прихода Ермака и славян. О финно-угорской мифологии книга Владимира Петрухина
здесь. На самом деле под древнюю чудь можно подвести чуть ли не все финно-угорские народы (древнее доиндоевропейское население Евразии), в том числе русских, процент финно-угорских генов у которых достаточно высок, - по счастью интерес к этому народу вырос и начинает появляться все больше интересных исследований)
Вот еще интересная статья про чудь
здесь Встреча «Звезда забытого народа. Чудь: из прошлого в будущее», 4 марта 2016 г. в 18.00 ч. в конференц-зале ЦУНБ им. Н.А. Некрасова. Встречу ведет руководитель проекта «Возрождение народа чудь» исследователь Сергей Григорьев.
Click to view
Сибирская чудь (история поморов)
Click to view
Click to view
О чуди писала еще
здесь Click to view