То есть, речь пойдет об истории и значении украшений в связи с их расположением на теле человека с учетом символического значения этой самой части тела. Почему люди выбирают для себя те или иные украшения, как они "считывают" информацию через них о другом человеке? В современном мире ювелирные украшения, как и одежда, подчинились функциональности. Однако, корни происхождения и истории украшений уходят в глубокую древность, где они обладали глубинным, ныне забытым смыслом - в них нет ничего случайного. Дошедшие до нашего времени старинные украшения позволяют определить их этническую, магическую, религиозно-культовую принадлежность, принадлежность к той или иной эпохе.
Украшения (наряду с костюмом) - универсальный язык культуры, они хранят в себе этническую память, отражают архетипы мировоззрения народа, его ментальность. Поэтому процесс создания и ношения украшений важно рассматривать с точки зрения их символики в контексте одновременно и сакрального, и повседневного, вербальной и невербальной коммуникации. В числе первых украшений - амулеты и талисманы, которые служили украшениями-"апотропеями" - они использовались в магических ритуалах и были частью повседневной жизни, но вместе с тем предметами культового назначения.
Вертикальное расположение украшений в костюме несет семантическую нагружку (семантика в семиотике - изучение знаковых систем как средства выражения смысла, семиотика - изучение знаковых систем). Украшения не располагаются на костюме произвольно, они маркируют наиболее уязвимые места тела. Особенно тщательно декорируются запястья, ворот и подол, как участки костюма через которые могут проникнуть злые духи и навредить человеку. Представления об иерархии уровней в человеческом теле во многом повторяют представления о мировом древе и уровнях иерархии Вселенной. Головной убор соответствует небесному уровню и содержит много солярной (солнечной) и сакральной небесной символики. К верхнему уровню относятся часто и височные кольца, серьги, колтты.
Зона груди - место перехода от небесого уровня к земному и далее вниз к подземному хтоническому ([хтонические существа олицетворяют собой дикую природную мощь Земли, подземное царство). Видимо, для охраны груди объединились все начала. Лунницы, круглые подвески с солярной символикой, бармы с изображением святых, медальоны также относятся к верхнему уровню. Головки драконов, которые использовались часто на концах гривен, браслетов, цепей (также и в качестве застежек) не так однозначны. Например, на Русь этот элемент пришел в XI-XII веках от готов через Скандинавию и, подобно змеевикам, объединял в себе и небесную и подземную хтоническую покровительственную сущность.
Коль скоро речь зашла об анатомии, интересно было бы сравнить символическую анатомию с психосоматической. Грубо говоря - глаза болят, если мы не хотим что-то видеть (в том числе истинного себя), уши - когда не хотим что-то слышать, ноги - когда идут не туда. Голова болит от собственной недооценки и сопротивления ходу жизни. Горло - от невозможности творческого самовыражения (всего-то нужно признать за собой право на это). Болезни органов дыхания - от боязни вдыхать жизнь полной грудью. Желудок - от недовольства собой и раздражительности, слабость иммунитета - от отсутствия в жизни радости. Артрит говорит о том, что на человека чересчур много взваливают. Привычка грызть ногти - самоедство.
Когда сравниваешь эту проблемную анатомию с традиционными историческими комплексами украшений, их гармоничность кажется особенно очевидной. Они несут в себе самоидентификацию, духовность, защиту от негативного и недоброжелательного. Ювелирные украшения символизируют радость, гармонию с мировым порядком и социумом и вместе с тем творческое самовыражение)) Есть еще много различных теорий, например, теория Вильгельма Райха (ученика Фрейда) о телесном панцире, в которой рассматриваются 7 анатомических сегментов, которые (по сути) соответствуют чакрам. По Райху с раннего детства в человеке блокируются те или иные части тела и по этим блокам можно определить психологические проблемы. Интересно в этой связи, что в Индии и на Востоке очень распространены с давних пор традиции подбора личных украшений, в том числе в соответствии с астрологической характеристикой, а часто и с медицинской.
Украшения отражали космогонические представления (как уже говорилось) - мир делился на верхний, средний и нижний и украшения на теле человека располагались соответственно. 1 - головные, ушные, височные; 2 - височно-нагрудные, шейные, нагрудные, наплечные; 3 - поясные, украшения для рук; 4 - украшения для ног. Такие представления отражают, например, пазырыкские татуировки или комплексы индийских свадебных украшений, подробнее о них
я писала здесь. Это говорит о том, что на самых ранних этапах украшение тела человека заключало в себя понятия макро- и микрокосма.
Татуировки мумии вождя во 2 Пазырыкском кургане, Эрмитаж. На наружной стороне правой голени - от колена до щиколотки изображена рыба (нижний мир).
Представление о мире как упорядоченной системе делало окружающие обстоятельства освоенными, понятными, что давало ориентиры, делало жизнь человека традиционного общества понятной и постигаемой, где каждый занимал свое место, а все действия были регламентированы.
Высокий головной убор, украшенный птичками - существами верхнего мира. Золотая женщина из захоронения Таксай 1, Западно-Казахстанская область. Фото
отсюда, см.также
пост об Алтайской принцессе Зачастую смысл украшения заключен уже в самой его форме, то есть сама форма украшения определяет его магическую силу. Например, круглые подвески напоминают о солнечном культе, перстни-печати - об особом статусе обладателей и вместе с тем являлись личными оберегами, изображения животных или растений и растительных орнаментов связана с силами плодородия. Предметы-символы в виде фруктов обеспечивают магическое покровительство солнца как источника жизни или связь с силами плодородия. Многие украшения имеют форму частей тела. Кроме того, известно, что в символике частью целого обозначают целое. Руки, ноги, голова, глаза, гениталии встречаются в священных рисунках по всему миру. Отдельные части тела символизируют различных божеств, например, глаз Гора, ступни Вишну, фаллос Приапа. Древние люди полагали, что каждой части тела покровительствует свое божество. Презирать тело стали лишь с появлением христианского аскетизма.
Анализ символики тела привел сэра Ричарда Фрэнсиса Бартона к выводу о том, что человек не поклонялся никому, кроме самого себя)) А Альберт Великий называл человека не только imago dei - образом бога, но и imago mundi - образом вселенной. По мнению Оригена, человек представляет собой уменьшенную копию мира - с солнцем, луной и звездами. И так далее. Можно сказать, что человек думает, что он знает все, на самом же деле все знает тело человека, но это знание спрятано в глубинах его подсознания.
Юстиниан I Великий. Мозаика в базилике Сан-Витале, Равенна
В европейском средневековье к особенно важым частям тела относили голову (мозг), грудную клетку (сердце, чувства), живот (органы, отвечающие за жизнеобеспечение). Интересно, что понятия чакр - энергетических центров в восточной философии и медицине, в целом, не противоречат ни средневековым теориям, ни древним представлениям о значении тех или иных частей тела. Интресно, что у народов, не имеющих в своей культуре понятия чакр, тем не менее существуют украшения, которые носят на местах, соответствующих чакрам.
Сейчас мы носим не так много украшений - серьги, ожерелья, цепочки с кулонами, браслеты, кольца, вновь в моду входят украшенные пояса. В древности традиционные украшения использовались гораздо шире, особенно если подключить более ранние формы украшений - раскраску и татуирование тела. Они наглядно демонстрируют анатомическую символику, значение, которое придавалось той или иной части тела.
Cложный высокий головной убор указывал на особое положение человека в социуме. Перья указывают на тотем и на связь с верхним миром через посредника - птицу
Голова - украшения, связанные с головой (верхний мир) имели особенно сложный символический смысл. На протяжении всей человеческой истории особенное значеие имели высокие головные уборы, которые делали человка выше и значительнее. До нашего времени сохранилась особоая роль головных уборов в костюме правителей и религиозных деятелей - короны, диадемы, венки, вецы, тиары, сюда же можно включить чалму и тюрбан и особые ювелирные украшения для них. Украшения зачастую являлись головным убором, в комплекс которого входили, в том числе, серьги, височные кольца, очелья, иногда объединялись с комплексами украшений шеи и плеч и т.д. Именно украшения головы несли в себе связь со сверхъестественным покровительством тотема, символически отражали связь человека с небесным и божественным.
Значение головы (разума) не только сохраняется, но и усливается позже - средневековое христианство отрицает тело (сосуд греха), Эпоха Просвещения тоже на первое место ставит Разум - я мыслю, следовательно, существую. Чувство (душа) и ощущения (тело) обесценивалось, гармония личности в его древнейшем понимании разрушалась. По Райху блоки в районе головы порождают излишний контроль, еще больше таких блоков в лице, поскольку человек часто вынужден скрывать свои мысли. Но здесь могут помочь только особые формы головных уборов типа паранжи или вуали :)) Многие женщины востока говорят о том, что с закрытым лицом они чувствуют себя самими собой - свободнее и защищеннее))
Грудь, грудная клетка - обиталище сердца и души, она соотносится с эмоциональной сферой, с самыми сильными, глубокими и ранними чувствами человека. Грудная клетка защищает легкие, дыхание - это жизнь.
Египетский амулет сердца из
Музея искусства в Толедо. Древние египтяне считали, что сердце, а не мозг, был источником человеческой мудрости, а также эмоций, памяти, души и самой личности.
Египетский амулет - сердце с чловеческой головой, Новое царство
Особый вид скарабея - сердечный, его помещали над сердцем мумии. Этот амулет значил гораздо больше, чем амулеты, которые носили живые люди. Сделан он из камня в золотой оправе, в соответствии с указаниями Книги Мертвых. Сердце-скарабей Тутанхамона был смещен и находиля в районе пупка. Сделан из черной смолы и помещен на золотую пластину с цилиндрическим ушком в верхней части для подвешиваня на ремешке. На спине жука инкрустация в виде цапли из полихромного стекла. Основной задачей амулета было предотвратить "дачу показаний" на суде Осириса против себя. Сердце для египтян было местом сосредоточения разума, интеллекта. На сердце нанесено магическое заклинание из Книги Мертвых.
Однако задача амулета не ограничивалась судным днем. Это был символ творческой силы бога-солнца и поэтому - власти. Он должен был восстановить жизнь в сердце умершего. Цапля была необходима для процесса трансформации, она была обожествлена в Египте в более древние времена - возможно из-за того, что она была первым живым существом после отступления Нила после его разлива, когда жизнь возникала из хаоса. Этот образ связывали с первым актом творения, он был "самогенерирующим". В более раннее время центром культа цапли (Бену) находился в Гелиополе, который также был центром солнечного культа Ра, позднее образ цапли вошел и в культ Осириса. Цапля была внешним проявлеием БА бога солнца и Осириса. Цапля на амулете имеет магические свойства. В комплексе Тутанхамона это самый важный из амулетов. Фото
отсюда. Интересно, что перо цапли украшало чалму многих восточных правителей.
Самое древнее украшение, сделанное руками человека - бусы. Бусы имеют форму замкнутого круга, также, как и диадема, браслеты на руки и на ноги, кольца и пояс. Это в некотором роде тоже имеет анатомическое объяснение. Именно такие украшения носить удобнее всего. Кроме того, если принять во внимание восприятие тела как храма, вместилища души и жизни, данные украшения призваны были защищать тело от проникновения в тело злых сил и духов, стремящихся нанести человеку вред.
Богиня Хатхор и царица Нефертари на фреске гробницы Нефертари (Новое царство) изображены с ожерельями-воротниками усех. Иногда такие ожерелья имеют противовес на спине. Драгоценные ожерелья имели мягкую форму и повторяли очертания тела. Они состояли из нескольких горизонтальных линий, скрепленных по вертикали, состоящих из множества пластинок и бусин с подвижными креплениями. В них использовались сердолик, бирюза, лазурит, стекло. Египтяне сравнивли такие украшения с крыльями богинь. У высокопоставленных чиновников подобное ожерелье выполняло роль должностного отличия - цвет полос обозначал род службы.
Пектораль-усех с соколом из Египетского музея в Каире
Птица-предок, Пермский край, бронза, XI век, на груди птицы человек в полный рост. Птица считалась прародительницей человека. При поощи петель и отверстий пришивалась к одежде. 4,3х6,7 см.
Оплечье - бармы царя Алексея Михайловича. Конец 1670 - начало 1680 гг. ГИМ. Принадлежность царского и княжеского костюма на Руси, пришедшее из Византии, согласно легенде, вместе с шапкой Мономаха
Интересно, что само слово "оплечье", как и "очелье", "ожерелье" в русском языке говорит о создании кольца, окружности - вокруг плеч, чела или жерла (горла). А буква "о", участвующая в этом словообразовании сама имеет форму кольца.
О раскраске тела и татуировках можно судить только либо по косвенным признакам, либо по исследованиям племен, сохранивших архаический образ жизни, либо по немногим найденным мумифицированным телам. Татуировка главного символа социума, как правило, наносилась на предплечье (сегодня это традиционное место не только для татуировок, но и нашивок в форменной одежде или спецовке), а в данной пазырыкской татуировке она к тому же как бы перекинута через плечо. Функция плеч в значении ноши или ответственности сохраняется до сих пор и отражается, например, в военной форме (погоны) и т.д.
Плечи, в соответствии с теорией Райха, связаны с ощущением силы и возможностей, ответственностью и контролем (взваливать на свои плечи), а также с чувством вины, если в ответственностью не справляешься. Перехваленный ребенок вырастает с широкими и напряженными плечами при слабой нижней части тела. Такие люди становятся трудоголиками и быстро истощаются. Если ребенок недополучил одобрения - у него формируется ощущение своей ничтожности - плечи становятся покатыми, сутулятся.
Одним из древнейших украшений человека и, более того, украшением, имевшим религиозно-культовый смысл, были БУСЫ.
Будда Падмапани, 2-7 век, Аджанта (интересные изображения Будды в украшениях принца
здесь)
Даже в нашем современном мире легко угадывается связь между бусами и четками. Они символизируют цикличность, бесконечность. Четки носят по разному - короткие перстные надевают на палец, более длинные носят за поясом, в руках или наматывают на запястье как браслет, длинные носят как ожерелье.
Лама держит тибетские четки, которые использует в ритуале для предсказания будущего. Следует религии бон, которая предшествовала буддизму в древнем Тибете и до сих пор сохраняется в нескольких областях Мустанга.
Часто четки дополняются каким-либо элементом. Последователи тантрического буддизма носят четки с нитью из 5 волокон синего, зеленого, белого, красного, желтого цветов, символизирующих 5 элементов видимого мира - пространство, воздух, вода, огонь и земля. В буддийских четках 108, 54, 27, 21 или 18 бусин или узелков, известны со 2 века. Хрстальные четки - символ Авалокитешвары. В некоторых буддийских четках выделяется одна, более крупная и часто золотая бусина, знак Будды. В кришнаизме одна бусина имеет кисточку, символизирующую Кришну с павлиньим пером. Мусульманские четки состоят из 99 бусин по числу имен Аллаха, из 33 или 11 бусин. Через каждые 11 бусин разделитель - мусульманская молитва состоит из 11 частей.
Четырехрукая форма Ченрезита
Христианские четки обычно имеют в составе крест и кисточку. Известны с 4 века. Католические четки (розарий) состоят из 50 зерен, разделенных на 5 декад, существуют четки с 33 или 150 зернами. Францисканские монахи носили семидекадный розарий в память о 7 радостях девы Марии. В Ирландии во время гонения на католиков скрыто носили ирландский розарий из одной декады зерен, не соединенный в кольцо. Баски использовали розарий в виде кольца, состоящего из креста и десяти зерен. В православии могло быть разное количество бусин, чаще 33 по числу земных лет Христа или кратно 10 или 12.
Как и в ожерельях в четках используются привески-разделители. Например, в индуизме четки из 108 бусин имеют разделители после 36 или 72 бусин или отличающиеся от других 36 и 72 бусины. В индуистских четках-ожерельях из рударакши 108, 54 или 50 по числу букв индийского алфавита. Четки - обязательный атрибут богов Сарасвати, Брахмы, Шивы, Ганеши и др.
Четки в практиках индуизма чаще называются джапа-мала, обычно они состоит из 108 зерен. В вайшнавизме используют четки из дерева туласи, в шиваизме - из зерен рударакши. В вайншнавизме 108 зерен символизируют гопи - это санскритское слово, означающее "девочка-пастушка". Пастушки пасут коров и почитаются как спутницы и возлюбленные Кришны. 108 гопи делятся на три группы, 8 из них - самые продвинутые. Главная бусина в четках из туласи называется Радха-Кришна и считается самой главной из всех гопи - это сам Кришна вместе со своим женским воплощением.
Богиня Радхарани, самая главная гори в храме Движения Харе Кришна в Венгрии (Википедия)
Четки и ожерелья из рударакши почитаются в шиваизме - направлении в индуизма. Многие исследователи считают шиваизм (поклонение Шиве) древнейшей из существующих религий. Практикуется по всей Индии, в Непале и Шри-Ланке. Корни религии, как считают, например, Дандекар и Мирча Элиаде относят к цивилизациям Мохенджо-Даро и Хараппы.
Сидху с множеством четок из рударакши
Рударакша, или точнее, рудракша - плод голубого кипариса. Рудра - гневная ипостась Шивы и божество чакры манипуры, которая отвечает за сопротивляемость болезням. Обращаться с рудракшей нужно как со святыней, при одевании ожерелья читаются специальные мантры. В 7 главе
Чандаранджана-агамы описываются священные свойства рудракши. Брахманы должны носить белые, кшатрии - красные, вайшья - желтые, шудра - черные рударакши. Интересный момент - рудракша с естественным отверстие м считается особо священной. А интересно потому, что сама форма бусины с отверстием в древности имела сакральное значеие. На макушке следует носить одну рудракшу, на голове - 30, на шее - 32, на руках - по 16, на запястье - 12, на локте - 15 рудракш. При джапе следует использовать четки из 108 рудракш. На шее следует носить два ряда, три, пять или семь рядов рудракш. Ее также можно носить в кулонах, серьгах, браслетах, диадемах.
Уж бусы, так бусы. Тибет, женщина из района Нгава в фамильных украшениях из кораллов, золота и серебра. Девушка самостоятельно носит около 15 кг украшений - на фото не видны украшения на спине и ниже талии. Она очень устает, подобные украшения носят раз в год. Серебряный пояс, инкрустированный кораллами и головной убор характерны только для нгава. У всех народов особое значение в ритуалах, одежде и украшениях, имеет красный цвет, который символизирует кровь богини.
Интересно, что сегодня вновь появляется интерес к духовному значению украшений, как например, эти ожерелья с кисточками в стиле yoga mala)
К области грудной клетки относят рождение базовых чувств - гнев, печаль, страх и радость, с ними младенец рождается. Затем они усложняются, появляется раздражение (легкий гнев), ярость ("большой" гнев), обида (подавленный гнев) и др. Заболевания в области груди связывают с "выходом из под контроля" этих чувств.
Золотой греческий пояс конца 4 - начала 3 в до н.э.
Пояс в быту служил кошельком, защитой и украшением, но в то же время имел много символических значений. В мифологии он является эмблемой силы и власти - пояс силы был атрибутом бога Тора у скандинавов и тевтонов - он вдвое увеличивал физическую силу. В христианстве пояс - символ целомудрия, умеренности, самоогрничения. Буквально до последнего времени пояс - обязательный предмет мудского костюма, оказаться без пояса (распоясаться) считалось позорным. У некоторых народов долгое время сохранялись традиционно выполненные пояса, например, сплетенные из определеного количества нитей определенного цвета, им приписывалась магическая защитная сила.
Золотая англо-саксонская пряжка ремня мз захоронения-корабля в Саттон-Ху, начало 7 в.н.э., Суффолк, Англия, Британский музей,
найден здесь, и
здесь Живот и жизнь раньше были синонимами (не жалея живота своего). Отражает базовую потребность в существовании. Память о пуповине одно из первых воспоминаний тела. Если мозг защищен черепной коробкой, а сердце грудной клеткой, то органы брюшной полости особенно уязвимы. Поэтому в минуту опасности человек инстинктивно защищает живот. В животе постоянно живет страх за жизнь, предупреждающий об опасности))
Именно на этом уровне находится чакра манипура, через которую происходит манипулирование - управление. Социум управляет нами через этот телесный уровень. Здесь же находится желудок, поэтому в ответ на манипуляцию появляется тошнота. На бессознательном уровне мы не принимаем манипулирование нами, а тело реагирует на это отторжением, это происходит как защитный рефлекс на вредное вещество.
Хумбаба, аккадский бог внутренностей (шумеры называли его Хувава), VII в до н.э., Британский музей. Хумбаба был богом или духом прорицания на кишках, все его лицо состояло из переплетеных кишок. Внутренности, возможно, послужили прообразом лабиринта с его извилистым путешествием и выходом - рождением из чрева. По-видимому, люди не понимали, что матка не связна с кишечником.
РУКИ
Cueva de las Manos - пещера рук в Аргентине
Руки символизируют контакт с миром, кисти - контакт с людьми (по Вэйсу). Правая кисть связана с контактами с мужчинами (символика правой и левой стороны тела). У мужчин правая кисть связана с умением развивать дружеские отношения с мужчинами либо с конкуренцией, у женщины это любовные отношения с мужчиной и возможность их развивать. Левая кисть связана с контактами с женщинами - у мужчин любовные отношения, у женщин - возможность устанавливать дружеские отношения с женщинами. Поскольку в современном обществе царят мужские ценности - достижения, карьера, баланс между мужским и женским нарушается. Физическую гибкость кистей связывают с психологической гибкостью в установлении контакта, это проверяется растяжкой - под каким углом пальцы отгибаются назад и насколько широко человек может развести большой палей и мизинец. Пальцы рук связаны также с интеллектом, с ними связана "скорость мысли", сообразительность.
Еще одна трактовка: большой палец - ребенок, вместе с указательным (мать) и средним (отец) превращается в благословляющую руку, перешедшую в христианство из язычества. Есть такое понятие "священные мудры", в переводе с санскрта "мудра" означает знак, печать. Часто это слово понимают как своего рода "йогу" для пальцев. Мудры - сложные специфические жесты, сакральные положения кистей и пальцев, особый ритуальный язык жестов. Мистический знак, в котором указательный палец соединяется с большим при распрямленных оставшихся трех пальцах означал единство матери и ребенка под покровительством Тройственной Богини и нес значение безопасности, любви, благословения. Видимо по этой причине этот знак превратился в знак о"кей.
Рука мистерий (Hand of the Mysteries) - это рука философов с тайными знаками, начертанными на ней, которая может трансформировать свинец в золото, а человека в Бога. Еще есть Рука славы, (Hand of Glory) - кисть руки повешенного убийцы, в соответствии со средневековыми легендами, обладающая мистическими свойствами и открывающая все двери (воровской амулет).
Хамса или рука Фатимы, много собрано о значении этого символа и украшения-оберега
здесь Длинные ногти связаны с агрессией как в аспекте нападения, так и защиты. У людей, которые считают, что не имеют права защищаться ногти плохо отрастают, такие люди чаще становятся объектами нападения.
Основная символика таза - сексуальная, самые большие табу в любой цивилизации связаны с сексуальностью. Поэтому тазовый блок есть у каждого человека. Здесь находятся древние инстинкты, неосознанные или вытесненные влечения. Все то, что человек подавляет. В тазовой области переизбыток энергии, но она там заблокирована и почти не используется.
Click to view
В тазу находится врожденная животная агрессия, необходимая для выживания, она дает энергию и силы справиться с опасностью.
Позвоночник - внутренняя опора. По гибкости позвоночника можно определить психологическую гибкость. Это возможность опереться на себя самого, не искать опоры в других.
Восприятие волос связно с глубокими бессознательными явлениями, у большинства народов волосы обладают "волшебной" силой, они фигурируют в сказках, легендах, колдовских ритуалах. Волосы связывают с силой - волосы Самсона, коса Рапунцели, ритуалы отстригания кос у новобрачных, бритье ведьм в средневековой тюрьме. Возможно после того, как волосяной покров стал атавизмом, его стали связывать с древней животной природой, которая пугает разумную и рациональную часть. Пэтому эта животная часть представляет угрозу, отчуждается, осуждается. А для кого-то волосы- это антенны, улавливающие вибрации))
Глаз Гора - египетский амулет в виде нарисованного глаза со спиралевидной линией вечного движения. Его называют также уджаж, уаджет, око Ра. Богиня Уаджет - дочь Ра, символизирует жизнь и возрождение.
Глаза связаны с глубинной психологической символикой. В древних религиях триединая Богиня, дающая жизнь, отождествлялась со всевидящим оком. В архаических представлениях солнце и луна считались глазами неба, причем солце - добрым глазом, а луна - злым. В Египте иероглиф, означающий универсальное материанское имя Маат обозначал также глаз. Возможно - глаз символизировал первоначальный контакт матери с ребенком, который обеспечивал ребенку выживание. В Индии богиня создавала и разрушала миры просто открывая или закрывая глаза.
Назар бонджук (Nazar boncuk) - амулет от сглаза, изображается в виде концентрических окружностей, черный круг, символизирующий зрачок, находится в центре желтого или синего пятна.
Всевидящее око ассоциировалось с наказанием, поэтому его боялись. В Абиссинии богиня Анат в ипостаси старухи превращалась в ведьму Айнат - злой глаз Земли. Со времен Средневековья люди боятся дурного глаза ведьм. Символ используется в различных религиях и тайных обществах, в том числе в христианстве, масонстве и т.д. Интересно изображение злого глаза в мозаике музея Антиохии.
Сфокусированный взгляд говорит о склонности к контролирующему поведению, даже к агрессивности, характерен для людей, главными чертами которых является власть и контроль. Расфокусированный взгляд говорит об отрицании реальности, бегстве от нее. Привычка скрывать свои чувства приводит к блокировке и даже болезням глаз. Соответственно более красивыми считаются большие открытые глаза, поэтому во все времена подчеркивалась красота глаз, а глаз в качестве символа означал контроль "всевидящего ока".
Ноги - опора, заземление, связь с предками, тестирование реальности, доверие, движение по жизненному пути. Психосоматические проблемы в области голени часто трактуют как метафору - правильной ли дорогой я иду? Сценарий жизни может быть навязан извне и не соответствовать истинному я. Колени - вместилище страхов, особенно связанных с доверием и опорой на другого человека.
Левая сторона тела женская, "иньская". Женское означает жмоциональное, гибкое, творческое, хаотичное, нестабильное, интуитивное, иррациоальное. Это связано с теневыми частями личости, недаром на Востоке Инь обозначают черным цветом. Если мужчина отвечает за структуру, то женщина связана с Хаосом, который пугает. Левая часть также отображает связь с матерью и материнским образом.
Правая сторона тела считается мужской. Китайская модель "янь" - мужское, сильное, постоянное, разумное, рациональное, рассудочное. Это взаимоотношение с отцом, с отцовской линией Рода, с мужчинами в целом. В китайской модели Инь-Ян мужское начало обозначено белым цветом. Даже слова левое и правое в языке имеет определеный смысл. Правое означает правильное, хорошее, а все зло от баб)) Общество поощряет развитие правых качеств, активной жизненной позиции.
Осталось еще много интересных тем - черепа, особенно в контекте палеолита, маски лица, cимволы гениталий и утробы, которые скрывают природу прохода во внутреннее таинство жизни. Но об этом в другой раз :))
По представлениям шкмеров , идея есть действие и сила, заключенная в конкретном предмете. Овладев этим предметом, можно овладеть и силой, которая в нем заключена. Царь - не тот, кто обладает властью, а тот, кто обладает короной, надетой на голову, и скипетром, взятым в руку.
Подробнее здесь Пост появился как итог размышлений на тему
"Символика и культурно-историческое значение украшений" в журнале "Аналитика культурологии" и словаря
Соловьевой И.А. по анатомии тела,
другие источники:
Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства. М., 2005
Светлана Рябцева. Древнерусский ювелирный убор, СПб, 2005
можно почитать здесьЖуковская П.И. Категории и символика традиций культуры монголов, М., 1987
Миллер Д. Ювелирные украшения, М.2014
Мир вещей. Энциклопедия. М.2003
Моррис Ч.У. Основания теории знаков // Семиотика, М., 1983
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического: избранное, М. 1995
Символика человеческого тела. Леонид Мацих
Click to view