Собираюсь в театр на балет) В связи с этим достала старые театральные бинокли) Просто смотришь на них и уже слышишь звуки настраиваемых инструментов, ощущаешь прикосновения мягких бархатных кресел, и вот уже появляется предчувствие праздника, ожидания - какая тайна скрывается сегодня за еще закрытым занавесом... Хочется включиться в эту "нас возвышающую" игру. Невольно и сам начинаешь настраиваться вместе с оркестром. В определенном смысле театральный бинокль или оперные очки, как их еще называли, - тоже можно отнести к украшениям. Это изящный дамский аксессуар, с одной стороны - оптический прибор, с другой - театральный атрибут, который и сам может быть произведением искусства. Я хорошо понимаю тех, кто коллекционирует театральные бинокли)
Привычный облик театрального бинокля сложился лишь в XIX веке. В XVIII его роль выполняли монокулярые подзорные трубы. Фактически театральный бинокль - это бинокулярная версия телескопа Галилея. Он оснащен вогнутым окуляром и выпуклой линзой объектива (большего размера), которые устанавливаются на противоположных концах трубки, что и приводит к увеличению прямого изображения. Больше 4-кратного увеличения театральные бинокли не дают, поскольку ухудшается качество изображения. Маркировка 3х25, наиболее распространеная, означает трехкратное увеличение и диаметр внешней линзы. Фокусировка осуществляется вращением маховичка. К этой группе можно отнести также всевозможные ипподромные и спортивные бинокли)
"Букетик фиалок, вышитая косынка, большой оперный бинокль и флакон с нюхательной солью - вот 4 вещи, которые модной даме необходимо иметь в театре" писал в 1823 году "Journal de Dames et de Mode". Театральные (оперные) бинокли пользовались большим успехом, также как и зрительные трубки, монокли, лорнеты, минодьеры, театральные броши, несмотря на дороговизну.
В театре. Картина Джеймса Хейлара. 1866 год
Это мои бинокли, оба работают) Справа - французский бинокль Шевалье (Chevalier opticien pari) позапрошлого века). Справа бинокль-лорнет с телескопической ручкой неизвестного происхождения, очень старый, но с чистейшими линзами. Кстати сказать, я отлично вижу все и без бинокля)) но вы же понимаете - дело не в этом) он волшебным образом позволяет увидеть невидимое...
spyglass telescope 1821 england
Первые бинокли появились почти одновременно с телескопическими монокулярами в начале XVII века, но широкое распространение получили после 1800 г., благодаря совершенствованию технологий. Ранние успешные разработки связывают с семейным предприятием Фохлэндеров (Voigtlander). Кристоф Фохлэндер открыл в Вене "Мастерскую точной механики и оптики" в 1756 г., в период расцвета Австро-Венгерской империи. В 1807 г. его сменил сын Иоганн Фридрих, который превратил зрительную трубку в театральный бинокль. Самое раннее сохранившееся изделие фирмы датируется 1823 годом).
Woman With Opera Glasses (circa. 1898)
Дальше начинается история более сильных оптических приборов. Но в театре они не очень нужны - при сильном приближении не будет видно, что происходит на сцене
Дега, Женщина с театральным биноклем, 1875-1876, Дрезден
В 1823 г. Иоганн Фридрих Войгтландер (1779 - 1859), венский оптик, использовал две содинительные рамки чтобы соединить подзорные трубочки. Раньше трубки регулировались раздельно. Скорее всего он был первым, кто соединил трубки вместе. И, наконец, в 1825 году Лемьер поместил фокусирующее колесо между двумя трубками и соединил окуляры мостом. Стало возможно регулировать оба оптических устройства одновременно. В XIX веке театральные бинокли становятся очень популярными.
В начале XIX века распространились комбинированные приспособления - из оправы веера выдвигался лорнет или пенсне, иногда к веерам крепились театральные бинокли.
Albert Guillaume А Private Box at the Opera
Мэри Кассат. В опере. 1880
К концу XIX века оперные бинокли стали более удобными в обращении. Как и более ранние театрально-концертные оптические принадлежности они украшались накладками из перламутра, слоновой кости, рога, покрывались золотом, серебром и эмалью. Центром производства этой театральной роскоши стал Париж. Такие фирмы, как "Lamaire" и "Bautain Brevete" снабжали театралов всего мира относительно недорогими изящными биноклями.
Theo van Rysselberghe Madame Edmond Picard in Her Box at Theatre de la Monnaieб 1886
Albert Guillaume (French, 1873-1942) Au Théâtre
Albert Guillaume (French, 1873-1942) A L'opéra
19th C. Viennese Enamel Theater Binocular Hand Painted W: 4" D: 1.3/4", фото
отсюда Английский театральный бинокль Викторианского периода, позолота, 1880 г
Clarence F. Underwood (1871 - 1929) - американский иллюстратор, работавший для журналов Saturday Evening Post, Ladies' World magazine и др., родился в Jamestown, NY, учился в Париже
Старинный французский оперный лорнет-бинокль 1800-х годов Badere, перламутр
Adelaide Claxton Ladies and Gentelmen in a Box at the Theatre
Еще несколько театральных биноклей Шевалье
Старинный перламутровый антикварный бинокль Chevalier Paris, латунь, эпоха Арт нуво, конец XIX века, Франция
Старинный театральный бинокль Maison Ducray Chevallier
На самом деле в тот период произощла путаница - в Париже на одной улице работали сразу два Шевалье, которые выпускали оптические приборы, в том числе театральные бинокли)
отсюда Пьер-Огюст Ренуар, В ложе, 1874 г.
Jose Puyet At the Opera
Eva Gonzales. A Box at the Italian Theatre
Театральный бинокль Тиффани, Париж. Хотя рисунок на эмали в виде парочки влюбленных выглядит как произведение XVIII в. - бинокль уверенно датируется периодом 1890-1920 гг
1880 Opera Glasses with Handle Mother of Pearl signed Busch
Tissot French Enameled Opera Glasses
Бинокль Викторианского периода с гобеленовой сумочкой, кость, Франция, Париж, 1880
Музей Пьера Марли
Музей очков и лорнетов Пьера Марли (The Musée des Lunettes et Lorgnettes Pierre Marly) находится на улице Сент-Оноре, 380. Википедия пишет, что музей переехал в город Морез в регионе Юра). Пьер Марли был оптиком (или окулистом?) многих коронованных особ, общественных деятелей и прочих знаменитостей) В музее собрано более 3 тыс. различных оптических приборов, которые помогали людям с плохим зрениием на протяжении многих веков. Самый старый экспонат отноится к XIII веку.
В музее собраны очки, пенсне, монокли, бинокли, лорнеты и др оптические приборы, а также предметы, принадлежащие выдающимся личностям, например, очки французской принцессы Виктории - дочери Людовика XV, очки Марлен Дитрих, Далай-ламы, Элтона Джона, Сэмми Дэвиса младшего, лорнет Сары Бернар, контактные линзы Марии Каллас. В музее хранится коллекция подзорных труб и телескопов, очков для собак и кошек, приспособления эскимосов из оленьих рогов для защиты глаз от солнца.
Лорнет Сары Бернер из музея Пьера Марли
Сара Бернар - выдающаяся актриса. Придавала большое значение внешнему виду - все ее наряды были украшены драгоценными камнями и даже самый маленький аксессуар был создан из драглценных материалов. Сара Бернар была близорука и носила декоративный лорнет. Она подносила его к лицу как театральную маску. Лорнет инкрустирован рубинами и жемчугом, в музее экспонируется. перед ее портретом. Конец XIX в.
.
Подзорная труба изготовлена во времена Второй Империи. Подобные рисунки были в моде, когда боьшим успехом пользовались гобелены с изображением пейзажей. Позволяет подробно рассмотреть детали на расстоянии 30-50 метров
Табакерка - монокль, Музей Пьера Марли
Willy Finch Box at the Theatre. 1930 г.
Albert Guillaume (French, 1873-1942) A L'opéra
Howard Pyle (American, 1853-1911) Stamford's Soprano, illustration from "Harper's Weekly Story".
Reginald Marsh (American, 1898-1954) Theatre Palais Royal. 1928 г
Emilio Grau-Sala (Spanish, 1911-1975) Au Balcon. 1938 г.
Manuel Cusí y Ferret (Spanish, 1857-1922) Balcony View of the Theater.
1920s Cloche Hat-Black Cloche Hat -1920s style Flapper Hat-Great Gatsby Era
СССР, 60-е годы,завод КОМЗ
Очки-бинокль Kabuki с автоматической фокусировкой
Японский складной спортивный бмнокль
1900 Spanish Opera Glasses in purse
Opera Glasses. Harrison Fisher
Antique enamel pair of opera glasses with cherubs and roses
Antique Victorian Era Ivory Opera Glasses With Case or Etui
Театральный бинокль времен Первой мировой войнв, Le Jockey Club, Париж
White Opera Glasses Vintage Soviet Theater by TheThingsThatWere
Cartier Opera Glasses
Бинокль Lemaire Opera, Париж, XIX век, линзы с функцией переворота
Straker's Achromatic Opera Glasses trade card
19th century Strand magazine advert for Opera Glasses The Strand Magazine was the first place Sir Arthur Conan Doyle Published Sherlock Holmes
Слева - Мария, принцесса Дании, жена наследника престола принца Федерика и принцесса Мария, жена его брата принца Иоахима. Принцессы присутствуют на показе мод в театрре Копенгагена в феврале 2013 года. Они использовали свои театральные бинокли, изящные аксессуары элегантной леди. Фото
отсюда ИсточникЕще
источникЕще
источникЕще еще
источник О коллекции театральных биноклей Алексея Бетехтина
здесь Click to view
Click to view