Самый счастливый брак российской императорской семьи начался с трагедии и закончился трагически. Она была невестой наследника Николая, сына Александра II. Но ее жених Николай Александрович умер в возрасте 22 лет от чахотки, которая в то время была неизлечимой болезнью. Брак с российским наследником все-таки состоялся, но уже с Александром Александровичем, младшим братом Николая. Так Мария-София-Фредерика-Дагмар, принцесса Датская, 1847 г.р., стала великой княгиней, а затем русской императрицей Марией Федоровной, супругой Александра III.
Ее родная сестра Александра Датская вышла замуж за наследника английского престола Эдуарда VII. Сестры были красивы, изящны и похожи, обладали отличным вкусом, стилем и блестящим мастерством сочетания ювелирных украшений. О стиле и и идеях датских украшений напоминают сейчас отчасти популярные современные бренды - Pandora и Trollbeats, родившиеся в Копенгагене. Дети сестер - английский король Георг V и Николай II имели портретное сходство. Об английской королеве Александре и ее украшениях писала
здесь.
Умерла в 1928 в Дании и до конца жизни отказывалась верить в гибель своих детей и внуков. Ее уникальную коллекцию ювелирных украшений постигла судьба загадочная и даже детективная. Многие из уникальных украшений Российской Империи оказались в сокровищнице Британской короны и других богатейших домов Европы. Мария Федоровна была дамой миниатюрной, с прекрасной фигурой. Даже после рождения 5 детей талия ее составляла 65 см, обувь она носила 35 размера. Коллекция ее платьев хранится в Эрмитаже. Характер ее был жизнерадостным, ее любили, у нее было много друзей. Супруг ее любил и позволял собой командовать))
И.Н.Крамской. Портрет императрицы Марии Федоровны. Русский музей. Санкт-Петербург
Свадьба состоялась в 1866 г. Кстати, супруги жили в Аничковом дворце на Невском проспекте в течение 15 лет, до тех пор пока Александр не стал императором. С 1881 г - императрица, после смерти мужа в 1894 г - вдовствующая импартрица.
В 1916 г Мария Федоровна переехала в Киев, поселилась в Мариинском дворце, занималась организацией госпиталей, санитарных поездов, благотворительной деяельностью. В 1919 г на борту британского линкора "Мальборо" эвакуирована в Великобританию.
И.Н.Крамской. Портрет Александра III и Марии Федоровны
Мария Федоровна любила не только украшения, но и небольшие безделушки - шкатулки, табакерки, фарфор. Ей нравились изделия из лазурита, который закупали для нее на Ирбитской ярмарке. Прообразом первого пасхального яйца, заказанного Фаберже Александром III для подарка супруге были изготовленные неизвестным французским ювелиром в 1720-е гг 3 похожих пасхальных яйца. Хранятся они в Музее истории искусств в Вене, золотое яйцо с эмалевым желтком в Государственном собрании Дрездена (до 1924 г) и яйцо герцогини Вильгельмины в замке Розенборг. в Копенгагене
Фото
отсюда) Это золотое яйцо из 5 частей было сделано во Франции около 1720 в., подарок Шарлотты д'Орлеанс из Великобритании
Предполагается, что яйцо герцогини Вильгельмины, которое Александр III и Мария Федоровна видели на художественно-промышленной выставке в Копенгагене в 1879 и было выбрано в качестве прообраза или идеи для заказа Фаберже. Это французское пасхальное яйцо начала XVIII в из собрания датской королевской семьи имело скорлупу из слоновой кости и состояло из двух половинок. Внутри был сюрприз - золотое яйцо. С одного конца у него имелось углубление для флакончика с духами, а с другой стороны - крышка на шарнире в виде эмалевого желтка. Когда эту крышечку открывали, то становилась видна коричневая курочка-сюрприз, сидящая в бриллиантовом гнезде. В курочке, в свою очередь, находилась крохотная корона с бриллиантами и жумчугами. Так это или нет, Но Фаберже не скопировал, а создал оригинальное произведение ювелирного искусства.
Благодаря Александру III, поддержавшего русских ювелиров, слава об их искусстве вышля за пределы России, Николай II и Александра Федоровна не очень хорошо разбирались в ювелирном искусстве. Но если Николай полагался на ювелиров, Александра Федоровна делала зарисовки и заранее назвначала цену, по которой украшения не могли быть выполнены, но, тем не менее, ей они преподносились по указанной ею цене. Николай II и Александра Федоровна дарили близким и придворным пасхальные яйца-брелоки, многие были от Фаберже. В Московском Кремле хранится альбом, в котором сохранились не только зарисовки, но и записи, кому они были подарены и их цена. Со временем из яиц-брелоков составлялись ожерелья, которые становились своего рода летописью прожитых лет)) чем не ожерелья с шармами?
Набор пасхальных яиц-брелоков. Россия, конец XIX - начало XX в. Фирма К. Фаберже. Пурпурин, горный хрусталь, нефрит, родонит, лазурит. Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана РАН. Скан из книги "Фаберже. Пасхальные подарки"
Отсюда На самом деле в этой идее настолько явно прослеживается принцип коллекционирования шармов, что не исключено, что идея восходит к принцессе Дагмар.
В.Е.Маковский, 1912
Дагмар и Александра
Георг V и Николай II
О пасхальных ожерельях Фаберже писала
здесьИгорь Зимин, Александр Соколов, Ювелирные сокровища Российского императорского двора
здесь Ларец императрицы - о судьбе драгоценностей Марии Федоровны после ее смерти в 1928 году
Click to view
Невеста двух цесаревичей
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view