Украшения Марии Федоровны

Nov 28, 2018 09:00

Самый счастливый брак российской императорской семьи начался с трагедии и закончился трагически. Она была невестой наследника Николая, сына Александра II. Но ее жених Николай Александрович умер в возрасте 22 лет от чахотки, которая в то время была неизлечимой болезнью. Брак с российским наследником все-таки состоялся, но уже с Александром Александровичем, младшим братом Николая. Так Мария-София-Фредерика-Дагмар, принцесса Датская, 1847 г.р., стала великой княгиней, а затем русской императрицей Марией Федоровной, супругой Александра III.

Ее родная сестра Александра Датская вышла замуж за наследника английского престола Эдуарда VII. Сестры были красивы, изящны и похожи, обладали отличным вкусом, стилем и блестящим мастерством сочетания ювелирных украшений.  О стиле и и идеях датских украшений напоминают сейчас отчасти  популярные современные бренды - Pandora и Trollbeats, родившиеся в Копенгагене. Дети сестер - английский король Георг V и Николай II имели портретное сходство. Об английской королеве Александре и ее украшениях писала здесь.

Умерла в 1928 в Дании и до конца жизни отказывалась верить в гибель своих детей и внуков. Ее уникальную коллекцию ювелирных украшений постигла судьба загадочная и даже детективная. Многие из уникальных украшений Российской Империи оказались в сокровищнице Британской короны и других богатейших домов Европы. Мария Федоровна была дамой миниатюрной, с прекрасной фигурой. Даже после рождения 5 детей талия ее составляла 65 см, обувь она носила 35 размера. Коллекция ее платьев хранится в Эрмитаже. Характер ее был жизнерадостным, ее любили, у нее было много друзей. Супруг ее любил и позволял собой командовать))



И.Н.Крамской. Портрет императрицы Марии Федоровны. Русский музей. Санкт-Петербург

Свадьба состоялась в 1866 г. Кстати, супруги жили в Аничковом дворце на Невском проспекте в течение 15 лет, до тех пор пока Александр не стал императором. С 1881 г - императрица, после смерти мужа в 1894 г - вдовствующая импартрица.
В  1916 г Мария Федоровна переехала в Киев, поселилась в Мариинском дворце, занималась организацией госпиталей, санитарных поездов, благотворительной деяельностью. В 1919 г на борту британского линкора "Мальборо" эвакуирована в Великобританию.



И.Н.Крамской. Портрет Александра III и Марии Федоровны

Мария Федоровна любила не только украшения, но и небольшие безделушки - шкатулки, табакерки, фарфор. Ей нравились изделия из лазурита, который закупали для нее на Ирбитской ярмарке. Прообразом первого пасхального яйца, заказанного Фаберже Александром III для подарка супруге были изготовленные неизвестным французским ювелиром в 1720-е гг 3 похожих пасхальных яйца. Хранятся они в Музее истории искусств в Вене, золотое яйцо с эмалевым желтком в Государственном собрании Дрездена (до 1924 г) и яйцо герцогини Вильгельмины в замке Розенборг. в Копенгагене



Фото отсюда) Это золотое яйцо из 5 частей было сделано во Франции около 1720 в., подарок Шарлотты д'Орлеанс из Великобритании



Предполагается, что яйцо герцогини Вильгельмины, которое Александр III и Мария Федоровна видели на художественно-промышленной выставке в Копенгагене в 1879 и было выбрано в качестве прообраза или идеи для заказа Фаберже. Это французское пасхальное яйцо начала XVIII в из собрания датской королевской семьи имело  скорлупу из слоновой кости и состояло из двух половинок. Внутри был сюрприз - золотое яйцо. С одного конца у него имелось углубление для флакончика с духами, а с другой стороны - крышка на шарнире в виде эмалевого желтка. Когда эту крышечку открывали, то становилась видна коричневая курочка-сюрприз, сидящая в бриллиантовом гнезде. В курочке, в свою очередь, находилась крохотная корона с бриллиантами и жумчугами. Так это или нет, Но Фаберже не скопировал, а создал оригинальное произведение ювелирного искусства.



Благодаря Александру III, поддержавшего русских ювелиров, слава об их искусстве вышля за пределы России, Николай II и Александра Федоровна не очень хорошо  разбирались в ювелирном искусстве. Но если Николай полагался на ювелиров, Александра Федоровна делала зарисовки и заранее назвначала цену, по которой украшения не могли быть выполнены, но, тем не менее, ей они преподносились по указанной ею цене. Николай II и Александра Федоровна дарили близким и придворным пасхальные яйца-брелоки, многие были от Фаберже. В Московском Кремле хранится альбом, в котором сохранились не только зарисовки, но и записи, кому они были подарены и их цена. Со временем из яиц-брелоков составлялись ожерелья, которые становились своего рода летописью прожитых лет)) чем не ожерелья с шармами?



Набор пасхальных яиц-брелоков. Россия, конец XIX - начало XX в. Фирма К. Фаберже. Пурпурин, горный хрусталь, нефрит, родонит, лазурит. Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана РАН. Скан из книги "Фаберже. Пасхальные подарки" Отсюда

На самом деле в этой идее настолько явно прослеживается принцип коллекционирования шармов, что не исключено, что идея восходит к принцессе Дагмар.



В.Е.Маковский, 1912



Дагмар и Александра



Георг V и Николай II

О пасхальных ожерельях Фаберже писала здесь
Игорь Зимин, Александр Соколов, Ювелирные сокровища Российского императорского двора здесь

Ларец императрицы - о судьбе драгоценностей Марии Федоровны после ее смерти в 1928 году

image Click to view



Невеста двух цесаревичей

image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



знаменитости, Санкт-Петербург, история ювелирных украшений

Previous post Next post
Up