Происхождение сеппуку.

Feb 26, 2013 23:57

upd argee_lince подсказывает, что всюду Таматомо надо заменить на Тамэтомо (сейчас будет проделано)

26.02.2013 в 13:20Пишет Кибаку (http://kibakunendo.diary.ru/p185776101.htm):

Происхождение сеппуку.

Всё прекрасно, как сон.
Сон придёт и уйдёт.
Наша жизнь − сон во сне…
Обата Акира






В конце XII-го века большинство побед одерживал легендарный клан самураев Минамото. Минамото служили своеобразными правоохранительными органами императорского двора. Другие самурайские кланы в отдаленных районах империи тоже набирали силу, их вожди копили обиды на правительство. Некоторые кланы восставали, один из лидеров самураев даже попытался основать свою, параллельную империю. Много раз императорский двор посылал самураев Минамото, сильных и верных, усмирять мятежников. На протяжении долгих лет из этой влиятельной семьи выходили многие прославленные самураи.



Самым знаменитым из них был Минамото Тамэтомо. Тамэтомо считался самым великим лучником в истории самураев. Он был гигантом, больше 180 см ростом. Рассказывали, что его левая рука была на 15 см длиннее правой и он обладал необычайно большим замахом. Согласно легенде, он потопил вражеское судно одной стрелой. В 1156-м году умер японский император, и в императорской семье возникли разногласия по поводу наследования трона. Воины из самых знатных самурайских семей воевали на стороне и того, и другого лагеря. Борьба закончилась, и оказалось, что Минамото Тамэтомо воевал на стороне проигравших. Он был выслан победителями на ближний остров, затем туда послали корабль с воинами, чтобы убить его. В порядке самозащиты Тамэтомо выпустил с берега несколько стрел по приближающимся судам с его врагами. Последняя стрела пробила деревянную обшивку судна на уровне ватерлинии, и судно затонуло. Несмотря на это, Тамэтомо видел, как много судов приближается к острову, и понимал, что судьба его решена. Он не хотел погибать от рук врагов, поэтому покинул берег и покончил с собой. Он сделал это самым ужасным образом. Тамэтомо произвел харакири, "разрезание живота". Он вонзил меч с одной стороны и разрезал живот поперек. А потом сделал еще один разрез, сверху вниз. Теперь он был уверен, что смерть будет медленной и мучительной. Это очень болезненная процедура, на нее требуется большое мужество. Этим он доказывал, что убил себя для того, чтобы сохранить свою честь, а не просто из страха. Хотя Тамэтомо был не первым из тех, кто покончил с собой таким способом, его имя первым связали с этим ужасным актом.



В последующие века харакири, известное также как "сэппуку", стало обычаем среди побежденных самураев и превратилось в сложный ритуал со множеством правил. Церемония включала второго ее участника, вооруженного мечом. Этот так называемый Второй отрубал голову умирающему, чтобы сократить его страдания. Считается, что имеются три правильных способа харакири. Первый - горизонтальный разрез, при этом Второй отрубает голову. Второй - два скрещенных разреза, оба в нижней части живота. Третий - три горизонтальных разреза. Третий способ - самый трудный. Представьте: разрез, вынуть меч, разрез, вынуть, разрез. Этого достаточно для мгновенной смерти.



Есть много теорий, объясняющих, почему этот вид самоубийства стал таким популярным. В японском языке и культуре многие выражения связаны с животом как центром человеческих эмоций. Так же, как англичане говорят: у него "большое сердце", или "черное сердце", японцы говорят "большой живот" или "черный живот". Человек, когда вспарывает себе живот, как бы говорит: "Вы видите? Он не черный". Это является своеобразным оправданием себя и своих поступков. Ритуал не считается чем-то позорным, наоборот, часто перед смертью японцы читали прощальные стихи, а сам ритуал происходил в довольно торжественной обстановке. Само восприятие европейцами сэппуку как наказания в корне ошибочно. Фраза "приговореный к харакири" не может родиться в устах японца, так как по сути она означает "приговоренный к оправданию" и сразу становится абсурдом. Тысячи и тысячи знатных и не очень самураев на протяжении сотен лет добровольно уходили из жизни, используя вспарывание живота как последний аргумент. Кто-то - проиграл сражение, кто-то - не смог защитить своего господина, кто-то - в знак протеста. Во истину, "путь самурая - это смерть".






Живот вскрывался специальным кинжалом для харакири - кусунгобу, имевшим длину около 25 см и считавшимся фамильной ценностью, которая хранилась обычно в токонома на подставке для меча, или вакидзаси - малым самурайским мечом.
В случае отсутствия особого орудия для совершения сэппуку, что бывало у самураев крайне редко, мог использоваться и большой меч, который брался рукой за лезвие, обмотанное материей для удобства производимой операции. Иногда оборачивалось материей или бумагой и лезвие малого меча с таким расчетом, чтобы 10-12 см режущей поверхности оставались свободными. При этом кинжал брали уже на за рукоять, а за середину клинка. Подобная глубина прореза необходима была для того, чтобы не задеть позвоночник, что могло явиться препятствием для дальнейшего проведения обряда. В то же время, по правилам сэппуку, необходимо было следить за лезвием, которое могло пройти слишком поверхностно, разрезав только мышцы живота, что могло быть уже не смертельным.

URL записи

самураи, японские традиции, армия, японские жестокости, традиции народов мира, Япония, вокруг света

Previous post Next post
Up