Оригинал взят у
yamauba в
Керамика как бумага
Сосуд для воды (мидзусаси). Печи Хигасияма (Такатори), подглазурная роспись Сэнгай Гибон (1750 - 1837). Начало XIX века, выс. 15 см. Музей Идэмицу, Токио.
В истории японской керамики есть такой, общий для многих прославленных мастерских, факт - иногда в гончарные мастерские заходили известные живописцы и быстрой кистью наносили что-нибудь бессмертное на едва подсушенную поверхность какого-нибудь горшка. Так и видится, что, зайдя к керамисту на чашечку зелёного чая, мастер во власти вдохновения хватает кисть и...
На самом деле, всё обстояло совсем не так. Никакой самый известный гончар не мог стоять рядом с живописцем в "табели о рангах" жанров дальневосточного искусства: гончар всегда оставался ремесленником, керамика - низким ремеслом по сравнению с "бидзюцу" - изящными искусствами, такими как живопись и каллиграфия. Художники были "приглашёнными звёздами", их участие в кермическом процессе сразу выдвигало мастерскую на позицию привилегированной, а изделия - на уровень "произведения искусства".
Сэнгай Гибон был прославленным мастером дзэнской монохромной живописи, известным мастером письма бамбука (в соответствии с китайскими классическими тракатами о живописи, изображение разных объектов воспитывалось и оценивалось в художниках особо). Вот бамбуки Гибона, перенесённые им на глину в Такатори:
Вероятно, Гибон был хорошо знаком с мастерскими Такатори: он был монахом дзэнского монастыря Сёфуку-дзи в Хаката (теперь - город Фукуока, префектура Фукуока, о-в Кюсю), расположенного недалеко от гончарного района, а в монастырях практиковалась чайная церемония тя-но ю. Многие чайные мастера в поисках подходящей чайной утвари посещали гончарные мастерские, давали мастерам рекомендации и даже сами садились за гончарный круг или брали в руку кисть. Неизвестно, при каких обстоятельствах Сэнгай Гибон оказался в мастерской Хигасияма в Такатори, но известно три сосуда для воды, расписанные им, и камень для растирания туши, выполненный им собственноручно из глины. Теперь все эти вещи причислены к Национальным сокровищам.
Но теперь Сэнгай Гибон особо знаменит благодаря другим своим удивительным свиткам. По-дзэнски импровизационные, парадоксальные и гротескные, они кажутся, действительно, написанными на одном дыхании, в порыве озарения, в процессе перепалки коанами с дзэнским собратом. В них есть юмор и ирония, непосредственность и удивительная зоркость. И, разумеется, совершенная точность и свобода кисти, свойственная как его дзэнским гротескам, так и свиткам с бамбуком, и даже знаменитому "Мирозданию", задолго предвосхитившему весь авангард, концептуальное искусство и прочее так называемое "современное".