Керамика как бумага

Apr 26, 2012 14:01

Оригинал взят у yamauba в Керамика как бумага



Сосуд для воды (мидзусаси). Печи Хигасияма (Такатори), подглазурная роспись Сэнгай Гибон (1750 - 1837). Начало XIX века, выс. 15 см. Музей Идэмицу, Токио.
В истории японской керамики есть такой, общий для многих прославленных мастерских, факт - иногда в гончарные мастерские заходили известные живописцы и быстрой кистью наносили что-нибудь бессмертное на едва подсушенную поверхность какого-нибудь горшка. Так и видится, что, зайдя к керамисту на чашечку зелёного чая, мастер во власти вдохновения хватает кисть и...
На самом деле, всё обстояло совсем не так. Никакой самый известный гончар не мог стоять рядом с живописцем в "табели о рангах" жанров дальневосточного искусства: гончар всегда оставался ремесленником, керамика - низким ремеслом по сравнению с "бидзюцу" - изящными искусствами, такими как живопись и каллиграфия. Художники были "приглашёнными звёздами", их участие в кермическом процессе сразу выдвигало мастерскую на позицию привилегированной, а изделия - на уровень "произведения искусства".
Сэнгай Гибон был прославленным мастером дзэнской монохромной живописи, известным мастером письма бамбука (в соответствии с китайскими классическими тракатами о живописи, изображение разных объектов воспитывалось и оценивалось в художниках особо). Вот бамбуки Гибона, перенесённые им на глину в Такатори:



Вероятно, Гибон был хорошо знаком с мастерскими Такатори: он был монахом дзэнского монастыря Сёфуку-дзи в Хаката (теперь - город Фукуока, префектура Фукуока, о-в Кюсю), расположенного недалеко от гончарного района, а в монастырях практиковалась чайная церемония тя-но ю. Многие чайные мастера в поисках подходящей чайной утвари посещали гончарные мастерские, давали мастерам рекомендации и даже сами садились за гончарный круг или брали в руку кисть. Неизвестно, при каких обстоятельствах Сэнгай Гибон оказался в мастерской Хигасияма в Такатори, но известно три сосуда для воды, расписанные им, и камень для растирания туши, выполненный им собственноручно из глины. Теперь все эти вещи причислены к Национальным сокровищам.

Но теперь Сэнгай Гибон особо знаменит благодаря другим своим удивительным свиткам. По-дзэнски импровизационные, парадоксальные и гротескные, они кажутся, действительно, написанными на одном дыхании, в порыве озарения, в процессе перепалки коанами с дзэнским собратом. В них есть юмор и ирония, непосредственность и удивительная зоркость. И, разумеется, совершенная точность и свобода кисти, свойственная как его дзэнским гротескам, так и свиткам с бамбуком, и даже знаменитому "Мирозданию", задолго предвосхитившему весь авангард, концептуальное искусство и прочее так называемое "современное".
























японская продукция, удивительное, традиции народов мира, японская керамика, Япония, искусство, японская культура, вокруг света, японское искусство, японские технологии, красота, история, культура, история Японии

Previous post Next post
Up