Сказать по правде, Япония в научной среде не очень-то выделяется. При высочайшем, если не сказать - фантастическом - уровне технологий, наука в Японии часто хромает на все ноги. Еще совсем недавно можно было смело утверждать, что физики в Японии нет. У них есть выдающиеся теоретики (Кобаяши Маскава тому хороший пример), но они выучились на Западе, там же и остались. Это "не совсем то".
Школу физики элементарных частиц ставили им мы, в частности и в основном наш Институт ядерной физики им. Г.И.Будкера, Новосибирск, СО РАН. Ставил человек по имени Бондарь Александр Евгеньевич. В результате, Япония появилась на мировом уровне сразу двумя лабораториями - КЕК, где находится детектор BELLE (это одна из самых совершенных систем в мире, которая, кстати, летом встала на основательный апгрейд), и детектор нейтронов, сделанный в жерле вулкана горы Камиоки - Суперкамиоканде (SuperKamiokande). В общем, можно считать, что они вышли на мировой уровень в этом направлении.
Кто ставил школу ядерной физики я не знаю (американцы, вероятнее всего), но видно, что она у них как-то ммм... одним словом, она не дотягивает до уровней "обычных" стран, владеющих ядерными технологиями.
Однако известно, что работать в Японии иностранцу сложно, даже если это выдающийся ученый и руководитель их же научных проектов.
В связи с этим привожу одну интересную статью из сайта, который предложил новый френд моего журнала
qlip. Итак...
Нужны ли Японии лучшие умы мира?С дальнейшей глобализацией экономического курса среди промышленно развитых стран, поощрение и защита «мозгов» в области науки и техники приобрело очень большое значение для каждой страны.
Обычно проходит какое-то время, прежде чем изобретение, не зависимо от того, насколько ценным оно является, получит практическое применение. В наши дни такое предварительное время очень сокращено. К примеру, только профессор Синъя Яманака (Shinya Yamanaka) из университета Киото (Kyoto University) сделал заявление об успешном создании искусственных плюрипотентных стволовых клеток, как началось острое соперничество в мире по установке медицинских технологий регенерации, основанных на ИПС.
Для любой страны, чтобы победить в жесткой конкуренции, являющейся результатом этих стремительных изменений, необходимо обеспечить себя молодыми, превосходными людскими ресурсами. Вот почему Соединенные Штаты и другие развитые страны тщательно проработали стратегии для вербовки подающих надежды талантов из других стран.
К сожалению, несмотря на это, в привлечении молодых умов из-за границы Япония медленно плетется далеко позади других промышленно развитых стран.
Существует три основных причины этого:
Политики и чиновники в целом не видят острой необходимости в участии в международном соревновании по приобретению блестящих умов;
Университеты не предлагают больших стипендий для заграничных студентов;
И, кроме того, для тех, кто прибыл в Японию учиться, ограничена возможность работы.
Эта статья делает обзор того, что крупные мировые державы предпринимают для укрепления их людских ресурсов, и обращает внимание на то, что должна сделать Япония, чтобы сравняться с ними.
Вследствие резкого снижения количества иностранных студентов, стремящихся учиться в США, после 11-го сентября, в Вашингтоне повеяло возникновением кризиса, что привело государственного секретаря Кондолизу Райс (Condoleezza Rice) к созыву встречи с главами в области образования для обсуждения способов привлечения большего числа студентов и для убеждения Конгресса облегчить правила получения студенческих виз.
Алан Гудман (Allan Goodman), президент Института Международного Образования США (U.S. Institute of International Education), сказал, что привлечение умов из других стран было единственным средством поддержки наиболее развитых участков научно-исследовательских программ в аспирантурах, столкнувшихся с серьезной нехваткой американских студентов.
В прошлом году правительство США запустило новую программу в рамках программы стипендий Фулбрайта (Fulbright Scholarship Program), по которой около 30 лучших «гениев» со всего мира были приглашены обучаться в институты Америки в течение пяти лет с огромной стипендией в 160 000 $ в год.
Из студентов, получивших докторскую степень в американских университетах в 2007, иностранцев насчитывается 35% по всем направлениям, и более 45% в области науки и техники.
Около трех четвертей студентов, закончивших лучшие университеты Китая с отличием, учились в США. Такие известные институты как Гарвард (Harvard), Массачусетский технологический институт и Стэнфорд (Stanford) предлагают такой же высокостандартный курс обучения в Китае, какой предлагается на территории своих университетов в США, и те, кто справляется хорошо, приглашаются на учебу в США.
Такие же действия предпринимаются британскими университетами. Гордон Джонсон (Gordon Johnson), вице-канцлер университета Кэмбридж (the University of Cambridge), констатировал, что ценность института высшего образования определяется числом выдающихся научных исследований и числом студентов, которых он может привлечь в мировом масштабе. Действительно, две трети от 7000 студентов в Кэмбридже, продолживших обучение после окончания, не являются британцами.
С подачи прежнего премьер-министра Тони Блэра (Tony Blair), британское правительство решительно увеличило его программу стипендий, так что с 2001 года около 300 китайцев стали получать 30000 фунтов стерлингов каждый год.
У Франции энтузиазма не меньше. Во время своего визита в Китай в 2004 году, президент Жак Ширак (Jacques Chirac) призывал китайских студентов приехать на учебу во Францию. С тех пор французское правительство учредило несколько школ в Китае, в которых преподают французский, и запустило курс обучения китайскому языку в 20 первоначальных школах, 153 школах второй ступени, и 100 университетах во Франции.
Подобные же кампании были запущены Германией и Австралией, чтобы заманить студентов из-за границы. Особенно заслуживает внимания заключенное для достижения этой цели закрытое сотрудничество между австралийским правительством, академией и производством.
Национальный университет Сингапура (National University of Singapore) тем временем открыл программу последипломного обучения совместно с Массачусетским технологическим университетом (the Massachusetts Institute of Technology). Благодаря финансированию всей стоимости сингапурским правительством, студенты там не платят за обучение и получают стипендию и средства на жизнь. На 40 предложений в прошлом году из одной только Индии насчитывалось 700 заявлений.
В настоящее время в университете иностранных студентов насчитывается до двух третей от общего числа учащихся. Выпускникам дают визу на постоянное жительство. Более 70% из них после истечения их трехгодичного обязательного пребывания для работы остаются в Сингапуре.
Университет Гонконга (University of Hong Kong) объединил усилия с Лондонским университетом (University of London), чтобы дать возможность своим студентам, не покидая родной земли, получить такое же высококачественное образование, как в Великобритании.
Достойной внимания является позиция Китая и Индии, которые посылают многих своих студентов в более развитые промышленно части мира. Их логика в том, что даже если их студенты никогда не вернутся домой, они будут способствовать повышению репутации их родной страны, содействовать перемещению наиболее передовой научной и технической информации, и служить мостом между их родиной и теми странами, где они будут работать после окончания обучения. В этом заключается стратегия китайского правительства в отправлении лучших студентов в магистратуру в Европу и Северную Америку без каких-либо колебаний.
По сравнению со всеми этими попытками привлечения студентов из зарубежья, предпринятыми с огромной энергией, Япония сделала чрезвычайно мало.
Во-первых, не так много государственных деятелей и чиновников, у которых есть в запасе научное или техническое образование. И нет ни одной японской политической фигуры, бывающей за границей, которая бы поощрила местную молодежь приехать и обучаться в Японии.
Предполагается, что правительственный совет по научной и технологической политике должен играть центральную роль в составлении стратегий технического развития, но большинство его членов - политики и чиновники, имеющие лишь небольшие знания о научном образовании, или не имеющие их вовсе.
В прошлом, японцы привыкли смотреть свысока на студентов из-за границы, говоря, что они прибыли в Японию из отсталых стран для обучения передовым технологиям. Тем не менее, фактически многие из этих заграничных студентов справлялись намного лучше, чем большинство их японских аналогов.
Стипендии, предлагающиеся студентам из-за рубежа, недостаточны. Более того, здесь очень ограничена перспектива работы, даже для тех, кто окончил вуз с выдающимися результатами.
Склад ума, ориентированный на класс, предвзятое мнение по отношению к людям с отличающимся мышлением и склонность составлять мнение не по сути индивидуальных способностей: вот некоторые из факторов, которые сделали трудным для блестящих аспирантов - как японских, так и не японских - достижение хороших карьерных возможностей.
У Японии не может быть блестящего будущего без приложения серьезных усилий политиками, руководителями фирм, университетами и промышленными предприятиями для преодоления этих проблем.
Это сокращенный перевод статьи из февральского выпуска «Сентаку» («Sentaku»), ежемесячного журнала, охватывающего политические, социальные и экономические вопросы в Японии.
Источник
Автор: The Japan Times, 27.02.2008
Перевод: Галиуллина Айгуль для Fushigi Nippon, 31.03.2008