Представление людей далеких от иудаизма о кошерных продуктах вообще и о кошерном вине в частности, столь же далеки от действительности, сколь и само кошерное вино от прагматичной целесообразности.
Людям кажется, что кошерное вино это что-то сладкое и невкусное, что пьют его только потому, что это пить надо, руководствуясь религиозными догматами в стремлении соблюсти строгие ограничения кашрута. А вот когда «для души» хочется весело провести время или просто «побеседовать с вином», то лучше остановить выбор на чем-то более светском.
Кашрут, это свод иудейских религиозных законов, регулирующих питание людей, как в общем и целом, так и в деталях. Кашрут не просто ограничивает потребление различных продуктов, но и диктует способы производства и приготовления, определяет требования к качеству.
Как мне представляется, наверняка в основе этих правил есть рациональное зерно. Но обычно в тесной близости с догматами религии рациональное не всегда доминирует. И дело здесь совсем не в иудаизме, подобное явление присуще любым религиозным учениям и течениям.
Правила создания кошерного вина довольно сложны. До последних пор никто не пытался их воспроизвести, за исключением самих евреев, да и то только в Израиле. Однако в последние годы положение изменилось. Виноделы Франции, Нового света и различных других стран пришли к выводу, что по собственной инициативе терять сектор сбыта не слишком правильно, ведь в мире полно правоверных иудеев, способных заплатить за свои убеждения и лишнее подтверждение собственной правоверности.
Где бы ни производили кошерное вино, везде соблюдаются правила, приведенные ниже. Наверняка, это не полный перечень, но он дает некоторое представление о том, чем же отличается кошерное вино от светского.
Вспомним лозунг давних лет: «Социализм - это контроль». Так вот, иудаизм, в частности кашрут, это тоже контроль. Весь процесс винного производства должен быть не просто канонизирован, но практические действия должны выполняться под наблюдением раввината или уполномоченной фирмы. Ибо только раввин может разобраться в хитросплетениях и вынести окончательный вердикт, соблюдены нормы или нет. В последнем случае никакого кошерного вина не будет, а в первом, на этикетке появится специальная печать - эшхер.
Ни к кошерному вину на любой стадии производства, ни к исходному сырью винограду не имеет права прикасаться ни один идолопоклонник. Кого считать таковыми, по-прежнему спорят. Но большинство современных раввинов не склонно причислять к идолопоклонникам христиан.
Прикосновение, это всего лишь прикосновение. Что касается всех работ по созданию вина, его фасовке, а также подаче к столу и открыванию бутылок, то их должны выполнять лишь иудеи, соблюдающие субботу. Даже разливать вино по бокалам - дело непростое.
На кошерное вино допускается перерабатывать виноград с лозы, которой не менее четырех лет. Кроме того, каждый седьмой «субботний» год с виноградником ничего нельзя делать, ни обрезать, ни прививать, пусть растет как «бог на душу» даст. А урожай пусть остается неубранным.
Впрочем, говорят, это строгое, но совсем не прагматичное правило, иудейские виноделы научились обходить. На седьмой год они «продают» виноградник не иудею, а потом «выкупают» его обратно вместе с урожаем. Конечно, «уловка номер 22» шита белыми нитками, но кому же понравится терять весь урожай?
В Европе вблизи виноградника часто можно увидеть плодовые деревья, считается, что они передают винограду свой аромат. Однако на винограднике для кошерного вино не должно расти ничего, кроме самого винограда, и даже в междурядьях не должно быть никакой травы или сорняков, все должно быть прополото.
Если винодел решился производить кошерное вино, то для этой цели ему следует использовать особое оборудование. Нельзя использовать одни и те же станки, чаны или емкости под кошерное и не кошерное вино поочередно. Кошерному вину - только «кошерное» оборудование.
Мойте руки перед едой! Бочки перед тем, как в них наливать кошерное вино тоже следует мыть, причем обязательно три раза. При производстве вина его нельзя осветлять коллагеном или белками, ведь кошерность их происхождения практически невозможно установить.
И наконец, в память о десятине, которую когда-то раньше все иудеи отдавали в Иерусалимский храм, 1% кошерного вина следует вылить.
Чтобы попробовать в Израиле хорошее вино, в том числе и кошерное, не обязательно сразу ехать на винодельню. Начать знакомство можно и в столичных ресторанах или барах. Но настоящий винный турист, конечно же, барами не ограничится.
Между Тель-Авивом и Иерусалимом находится винный регион Иудеи. Здесь можно найти немало мест, где производится отменное вино. Наиболее «раскрученные» рейтинговые винодельни Clos de Gat и Tzora. В них стараются выпускать вина по европейским методикам, подчеркивая терруар. Хороши белые вина из шардоне и красные смеси международных сортов.
Город Зихрон-Яков считается в Израиле родоначальником местного виноделия. Еще в конце позапрошлого века здесь построил винодельню один из Ротшильдов. Сегодня Carmel Zichron Ya’acov стала крупнейшей в стране и активно привлекает туристов. Наследниками барона Ротшильда построен Центр культуры вина, есть ресторан, магазин и дегустационные залы.
На севере Израиля лежит Галилея - пожалуй, главный центр израильского виноделия. Несмотря на «мелкие» неприятности, вроде периодически пролетающих над головой ракет, винный регион бурно развивается в последние годы. Преобладают мелкие винодельни, не слишком приспособлены для приема туристов. Но ведь главное не формальности и удобства, а те вина, которые здесь делают. Тем не менее, в Галилее уже есть признанные центры винного туризма, винодельни Dalton и Adir. Еще одна винодельня Rimon Winery специализируется на вине из граната.
Собственным характером отличаются вина с Голанских высот. Некоторые виноградники на Голанах забираются в горы на 1200 метров, где зимой даже снег есть, что дает возможность время от времени производить ледяные вина.
Alexei_Norkin