"А потом этот маленький человечек сзади говорит, что женщины не могут иметь столько же прав, как и мужчины, потому что Христос не был женщиной! Откуда взялся ваш Христос? Откуда взялся ваш Христос? От Бога и от женщины! Мужчина к Нему отношения не имел"
Защитница прав женщин Сужурнер Трут (Sojourner Truth) стала знаменитой и вошла в историю феминизма благодаря лишь одной речи, с которой она выступила в американском штате Огайо в 1851 году. Она родилась рабыней по имени Изабелла Баумфри. В 1840-х годах она сама переименовала себя и начала путешествовать по стране в качестве оратора, выступая против рабства и читая религиозные проповеди. В июне 1843 года она приняла имя Сужурнер Трут и сказала своим друзьям: «Дух призвал меня, и я должна идти».
По словам очевидцев, эта невысокая, очень темнокожая женщина производила на окружающих неизгладимое впечатление. Неграмотная бывшая рабыня стала очень искусным оратором, по словам Фредерика Дугласа она «очень мало беспокоилась об элегантности речи или соблюдении манер». В 1850 году она выступила на национальной встрече по правам женщин в штате Массачусетс, а в 1851 году она обратилась к собранию по правам женщин в штате Огайо.
Именно на Собрании по правам женщин в городе Акрон, Огайо, она обратилась к аудитории со своей знаменитой речью «Разве я не женщина?» В дальнейшем эта фраза стала лозунгом движения аболюционистов. На популярном в движении плакате была изображена женщина-рабыня на коленях с надписью «Разве я не женщина и не сестра?»
Это единственная речь Сужурнер Трут, которая была застенографирована и сохранилась для потомков. Однако даже эта стенограмма была неполной - значительная часть речи не была записана.
Согласно воспоминаниям феминистки Франсис Кейдж, в то время женщины часто не осмеливались выступать во время встреч. Во время собрания в Акроне в дискуссии начали доминировать мужчины, которые рассуждали о врожденной неполноценности женщин и о том, что женщинам нельзя предоставлять равных прав из-за их биологической роли. Они же ссылались на Библию и религию, выступая против женского движения. Мужчины, присутствовавшие в аудитории, активно приветствовали выступления мужчин-ораторов и открыто насмехались над женщинами, атмосфера в зале была накалена до предела.
В этот момент со своего места поднялась Сужурнер Трут. Несколько организаторов встречи испугались, что она выступит - в то время многие феминистки открещивались от движения за права черных, так как боялись, что это окончательно испортит отношение к их целям. По воспоминаниям Франсис Кейдж: «Не давай ей говорить!» - шептали несколько голосов мне в ухо. Она медленно и чинно вышла вперед, положила старый чепец к своим ногам и обратила ко мне свои великолепные говорящие глаза. И сверху, и снизу послышался ропот неодобрения. Я поднялась и объявила: «Сужурнер Трут», и начала молиться, что аудитория замолчит хотя бы на несколько секунд». Волнения не оправдались: с первых же слов Сужурнер Трут в зале воцарилась полная тишина. Вот примерный текст ее речи:
Ну, детки, такая тут суматоха началась, так что, явно что-то здесь не так. Я думаю весь этот шум насчет негров на Юге и женщин на Севере, все эти разговоры о правах - белым мужчинам может прийтись туго и очень скоро. Но о чем все эти разговоры?Вон тот мужчина говорит, что женщинам нужно помогать садиться в экипажи, переносить их через канавы, уступать им везде лучшие места. Никто никогда не помогает мне садиться в экипажи или перешагивать через лужи, и не уступает мне лучших мест. А разве я не женщина? Посмотрите на меня! Посмотрите на мою руку! Я пахала и сеяла, я собирала урожай в амбары, и ни один мужчина не мог обогнать меня! А разве я не женщина? Я могу работать столько же и есть столько же, как и мужчина, когда есть что, и меня так же били кнутом! А разве я не женщина? Я родила тринадцать детей, я видела как большинство из них продавали в рабство, и когда я плакала в своем материнском горе, никто, кроме Иисуса, не слышал меня! А разве я не женщина?
Потом они говорят про эту штуку в голове; как там они ее называют? [Интеллект, подсказывает кто-то из аудитории] Вот-вот, милая. Причем здесь права женщин и права негров? Если моя чашка не вмещает и пинты, а твоя вмещает целую кварту, то разве не подло не дать мне наполнить свою полушку?
А потом этот маленький человечек сзади говорит, что женщины не могут иметь столько же прав, как и мужчины, потому что Христос не был женщиной! Откуда взялся ваш Христос? Откуда взялся ваш Христос? От Бога и от женщины! Мужчина к Нему отношения не имел.
И если первая женщина, которую Бог когда-либо создал, была достаточно сильна, чтобы в одиночку перевернуть этот мир с ног на голову, то уж эти женщины все вместе смогут перевернуть его обратно, снова поставить на ноги! И пока они просят это сделать, мужчинам лучше им позволить.
Спасибо вам, что выслушали меня, больше старой Сужурнер сказать нечего.
В течение следующего десятилетия Трут выступала перед различными аудиториями. С 1851 по 1853 год она работала с Мариусом Робинсоном, редактором журнала «Горн против рабства», а также путешествовала с выступлениями. В 1853 году она также выступила перед суфражистками Нью-Йорка. В 1858 кто-то прервал ее речь и обвинил ее в том, что она на самом деле мужчина. Трут в ответ расстегнула блузку, чтобы показать свои груди.
Речи Трут были посвящены отмене рабства, правам женщин, тюремным реформам и законодательству, запрещающему телесные наказания. Большинство не приветствовали ее проповеди и лекции, но многие ее поддерживали, в том числе наиболее влиятельные интеллектуалы того времени. Скончалась она в 1883 году, в своем доме в Мичигане.
Отсюда