«Крушение „Биркенхеда“», иллюстрация Томаса Хими
Британская элита использовала утверждение о рыцарском поведении мужчин в море, чтобы оправдать ненаделение женщин правом голоса. Согласно аргументации, не было никакой причины для наделения правом голоса женщин, потому что мужчины и так всегда будут ставить их интересы превыше своих собственных. Однако, недавние исследования показали, что преимущество женщин при кораблекрушении - всего лишь миф.
Исследователи проанализировали исторические данные по выживанию пассажиров в кораблекрушениях и установили, что преимущество женщин и детей в таких ситуациях является лишь благим пожеланием - в реальности ситуация обстоит ровно наоборот. Анализ опубликован в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, а его краткое содержание приводит Agence France-Presse.
Исследователи разыскали данные о выживших в 18 морских катастрофах, имевших место в прошедшие три столетия. В общей сложности авторы проследили за судьбой 15 тысяч пассажиров и членов экипажа и установили, как вероятность выживания при кораблекрушении отличалась у разных половых и социальных групп.
Оказалось, что, мужчины в случае катастрофы выживают в среднем в два раза чаще, чем женщины.
Члены команды и капитаны кораблей в среднем выживают существенно чаще, чем пассажиры-мужчины - в 61 проценте случаев против 37.
Шансы женщин на выживание оставались низкими, даже когда они составляли незначительную долю от общего количества участников катастрофы. Интересно, что различие между полами в этом отношении за последний век уменьшилось.
Исключением из рассмотренных катастроф является случай "Титаника". Его капитан распорядился помещать в спасательные шлюпки прежде всего женщин и детей, и, судя по рассказам очевидцев, это приказание исполнялось с оружием в руках. В результате, вероятность выживания женщин достигла 70 процентов против 20 процентов для мужчин.
Из этого авторы делают вывод о том, что в случае катастрофы люди обычно ведут себя по принципу "каждый за себя" и на такую ситуацию могут повлиять только решительные действия капитана.
Женская одежда, особенно одежда викторианской эпохи, играет свою роль в статистике выживания женщин в море. На гибнущем «Роял чартере» многие женщины продолжали одеваться на нижней палубе, вместо того чтобы подняться наверх и покинуть корабль. Громоздкие одежды также ограничивают возможность держаться на поверхности при сильном волнении на море.
Источники:
1,
2.