Эффект Манделы. "Ложка не существует" ©.

Aug 09, 2018 18:14

История вполне могла бы оказаться мистической, если бы я допускала объяснения непознанного версиями про инопланетян, пересечение параллельных вселенных, "мы живём в матрице" или хотя бы "массового помешательства". Но я всё-таки склонна к "игре разума", и мне эта способность памяти показалась интересной. Думаю, это может быть особенно интересно тем, "кому за 40", поэтому не могу не поделиться. Но обо всём по порядку :)

Везём младшую на дачу к родителям, ночью, чтобы дочь спала в дороге. Eхать аж 6 часов, у меня уже глаза слипаются, а спать нельзя. Кажется, уже на все темы поговорили. Я говорю "если мы не будем разговаривать, то я засну". И тут муж спрашивает: "кто написал "Узника"?".

- Как кто? - удивилась я, - Лермонтов, конечно.

- А вот и нет, - ответил он, - посмотри в интернете, это Пушкин...

- Не может быть! "Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя" - это Пушкин. "Пора, красавица, проснись: открой сомкнуты негой взоры" - тоже Пушкин. А "Узник" - Лермонтов! - упорствую я. У меня сон как рукой сняло, я сразу полезла в интернет, нашла "Узника".

- Действительно Пушкин, - удивляюсь я.

Потом он спросил про логотип "Фольксвагена" и "Форда", "ну и рожа у тебя, Шарапов", "Ну ты эта... заходи если чё", бил ли Хрущёв ботинком по трибуне, грозя показать "Кузькину мать", как сидит "Мыслитель" Родена... и каждый раз я уверенно давала неправильные ответы.

- Эффект Манделы, - добавил он. - Я пытаюсь тебе об этом рассказать уже 2 недели, ты меня не слушала.

Ну да, пытался. Недавно в одном из итальянских магазинов, он показал на стоящий там автобус "Фольксвагена", где логотип был "не таким", я сказала "он же должен быть...", и побежала дальше к другим вешалкам, подумав "какая интересная стилизация".

- Понятно, - сказала я. - "Ложка не существует"...

Знаете, что я почувствовала? Я ошарашенно смотрела на него и думала: "Кто? Кто этот человек, который сидит рядом со мной???"




Ну прям как герой Бенаквисты из "Трансферта". Я начала перечитывать Бенаквисту уже после возвращения, без всякой цели, и когда наткнулась на этот рассказ, не могла удержаться от смеха - настолько это оказалось похоже на меня несколькими днями раньше.

Там главный герой настолько хорошо знал свою жену, что мог предугадать любое её слово и действие. Так вот в тот момент, когда он "прекрасно знает", что она сейчас начнёт его уговаривать поехать в гости к своей сестре, и будет соблазнять его рыбалкой, она говорит ему не то, совсем не то: "Ты должен сходить к психотерапевту."... (В P.S. я выложу полный отрывок, чтобы можно было проникнуться происходящим.)

Тогда я нашла в интернете про этот самый эффект и начала читать (ссылку дам в конце поста, чтобы не сносить вам крышу, мне было страшно читать). И на почти все вопросы я ответила не так. Хотя каждый раз к своему ответу так и хотелось добавить "ну это просто, это все знают". Так я и относилась "все знают то же, что и я".

Попробуйте без подглядывания ответить на них сами:

- "Пролетарии всех стран, Объединяйтесь!" / или "Соединяйтесь"?

- Н.С. Хрущёв стучал ботинком в зале ООН, на заседании в 1960 году, и говорил бессмертную фразу "Мы вам покажем Кузькину мать" / или нет?

- Столица Израиля: Тель-Авив / или Иерусалим?

- Сколько человек ехало в машине во время убийства Джона Кеннеди: 4 / или 6?

- Сколько штатов в США: нечётное количество / или чётное?

- Какая фраза из "Кавказской пленницы" правильная: "В моём доме, попрошу, не выражаться." / "В моём доме не выражаться."

- Говорил ли Высоцкий "ну и рожа у тебя, Шарапов" / или были другие слова?

- Как львёнок просит черепаху из мультика: "Покатай меня, большааааая черепааааааха." / или "Покатай меня, а?"

- Что в конце мультика "Жил-был пёс" говорит волк: "Ну, ты это... заходи, если чё" / или "Ты заходи, если что"?

- Как упирается рукой о голову "Мыслитель" Родена: кулаком в лоб / или внешней частью открытой ладони о подбородок?

- Фраза из книги Исайи глава 11, стих 6: Лев возляжет рядом с ягнёнком. И не будет никакого зла на земле, и будет тысячелетний мир. / или волк?

- Кто автор «Узника»: Лермонтов / или Пушкин?

- Какое слово было в романе "Евгений Онегин" в ставшем крылатым предложении: "Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей". / или "легче нравимся мы ей"?

- Как называется рассказ Солженицына: "Один день из жизни Ивана Денисовича." / или "Один день Ивана Денисовича."

- Как выглядит логотип "Фольксвагена": буквы целые / или посередине трещина?

- Как выглядит палочка буквы "F" в логотипе "Форда": прямая / или с завитком?

- В черепе за глазом нет кости / или есть?

- Место обитания пингвинов: только в Антарктиде (Южный полюс) / раскиданы по побережьям в южном полушарии вплоть до Экватора?

- Какого цвета ореховая паста "Нутелла" (Nutella): двухцветная белый с коричневым / или однотонно коричневая?

- Когда умер Мандела: в 2013 г. / или намного раньше?

Уф... Это не все, но по областям разброс достаточный, и для нас, думаю, хватит :)

О да, там много вопросов, на которые я ответила "не так": и что мыслитель Родена упирается кулаком в лоб, и что волк сказал "Ну ты это... заходи если чё" (и мне казалось, что в паузе волк даже икнул), и что Хрущев стучал ботинком, и "ну и рожа у тебя, Шарапов" (так дразнили того, кто выглядел несвойственно себе), и "в моём доме попрошу не выражаться", и "покатай меня, большая черепаха", и "чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей", и что у черепа пустые глазницы, а логотип фольксвагена без трещины посередине... И вспомнила, что смерть Манделы в 2013 г. меня тоже удивила, он ведь умер уже давным-давно...

Приехав на место назначения в 7 утра, я начала с пристрастием опрашивать только что разбуженных родителей. А вернувшись в Москву, я сразу же написала своей однокласснице, с которой мы дружим до сих пор (она - врач): "Ин, за глазами есть кость?" - "конусообразная костная полость", - ответила она мне. "А кто написал "сижу за решёткой в темнице сырой"? - продолжаю я. - "Лермонтов?". - "А куда упирается мыслитель Родена?" - не унималась я. "В лоб?... издеваешься?" - "нет, это тест такой, мы с тобой отвечаем одинаково" - облегчённо вздохнув ответила я и немного успокоилась.

Но я невероятными усилиями воли останавливала себя, чтобы не спрашивать каждого прохожего "за 40": "кто написал "Узника", как сидит Роденовский мыслитель и что сказал волк...

И понять, почему я так ответила, стало почти навязчивой идеей. Посыл "надо было в школе лучше учиться" не работает, я ведь хорошо училась. Ответы всех близких и друзей, мною опрошенных (о Боже!), были разные - и люди, и их ответы, и не всегда правильные, и часто с сомнением. Даже владельцы "Фольксвагена" и "Форда" не помнили как выглядит логотип их машины, а правильно отвечали только выбирая из предложенных вариантов.

А если верить сайту (хотя бы относительно их опроса), откуда я взяла эти вопросы, в опросе приняло участие 33 тысячи человек! И только примерно 30% из них отвечают правильно на каждый вопрос. Потому что те, кто не верит в инопланетян и иже с ними, такие сайты быстро закрывают и не участвуют в "этой глупости" (я тоже не верю, но мне стало интересно). Поэтому я не поверила, что людей ошибающихся больше.

Но почему мы, получившие тогда ещё качественное бесплатное образование, ошибаемся?, - подумала я и стала искать.

Кстати, правильные ответы после слеш "/". Тех, кто ответил полностью правильно, поздравляю - у вас прекрасная память ;) Те, кто ошибся - не отчаивайтесь, я с вами :)

Эффекту присвоили имя Манделы, потому что именно в момент объявления о его смерти очень много людей воскликнули: "Как же так - он же умер 30 лет назад в тюрьме?!" И дальше начали находить другие несоответствия своей памяти с реальностью.

Суть "эффекта Манделы" сводится к тому, что много людей, незнакомых друг с другом, думают одинаково - они считают, что вот эти мелочи были другими, они это чётко помнят. Назвать это "массовым помешательством" язык не поворачивается даже у психологов и психиатров, потому что, как известно, "с ума по одиночке сходят". Эффект "дежавю" тоже отпадает - у каждого это своя картинка. Тем не менее, наиболее разумно объяснить это всё-таки секретом устройства человеческой памяти. Даже половину пунктов можно так объяснить.

- "Соединяйтесь" и "объединяйтесь" созвучны, и их легко можно за давностью лет перепутать.

- Пишут, что Хрущёв в одном месте стучал ботинком, а в другом - грозил показать Кузькину мать, учитывая советскую пропаганду, для яркости картинки вполне можно было пустить в эфир с другой подоплёкой, ну или мозг объединил 2 события в одно - так тоже ярче запомнить характер человека.

- "Чем меньше..., тем больше...". Я хоть и ответила "больше", но потом вспомнила, как меня поправляла мама, говоря "легче". Здесь есть противопоставление, поэтому мозг автоматически хочет подставить противоположное по смыслу слово. А если задать в поиск эту фразу, то можно увидеть, что на сайте "Академик" её называют не ошибкой, а "неточной цитатой" со ссылкой на оригинал.

- Мыслитель упирается в лоб... хм... думает у нас, предположительно, мозг, он в голове. Когда человек хочет показать, что он думает или вспоминает, логичнее показать на лоб.

- Мультик про львёнка. Эта фраза стала крылатой, но без употребления слова "большая черепаха" становится более непонятной. Большая черепаха там используется вместо имени, как имя. Скажешь "покатай меня, а?", и тебя никто может не понять, и через какое-то время забудут откуда это, и, значит, забудут что это значит. А если скажешь "покатай меня, большая черепаха", то всем сразу всё ясно. Мозг хочет быть понятым.

- Пингвины. Честно скажу, когда я писала пост про пингвинов, я думала, нет, я была уверена, что они живут только в Антарктиде. И так и написала "при слове "пингвин" в первую очередь всплывает картинка Антарктиды". Но пока писала пост, убедилась, что это не совсем так. Но так проще запомнить "белые медведи живут на северном полюсе, а пингвины - на южном".

- Мандела умер раньше, чем на самом деле. Когда любой общественный деятель пропадает из эфира надолго, через какое-то время мы думаем "про него давно ничего не слышно, он, наверное, уже умер, а я случайно это пропустил". Мы можем знакомому позвонить, чтобы узнать как у него дела, если он надолго пропал. Но кому мы позвоним узнать что происходит с Манделой?

- Лермонтов или Пушкин. А это уже наполовину заслуга нашего качественного образования. Нас ночью разбуди, прочитай пару строк, и скорее всего мы назовём автора даже спросонья. Почему выбор между этими двумя поэтами, ведь тогда же были ещё и Жуковский, и Давыдов, и Баратынский, и Батюшков, и Одоевский...? Почему-то я вспоминаю, что было некое противопоставление Пушкина Лермонтову, их обоих сравнивали по силе и величию. Пушкина, конечно, считали, поэтом №1, а Лермонтова - №2, хотя мне больше нравился Лермонтов. Вот поэтому строчки, отскакивающие от зубов, легче приписать одному из "двух лучших".

- Мультик про пса и волка. А здесь уже есть доказательства игр разума. Здесь "ну ты это..." говорит пёс. Волк отвечает: "Спасибо". Пёс протяжно говорит "Аа", волк уходит, проламывая плетень, оборачивается и говорит "ты заходи если что". Видите, как много промежуточных слов? Поэтому народный фольклор выкинул лишнее, и остальное стало всем известной фразой. Теперь ведь не кажется странным огрубление "что" на "чё" - опять же для яркости.

image Click to view



По-моему, так. А чтобы проиллюстрировать ещё бо́льшую витиеватость памяти, расскажу честно как я вспоминала автора "Узника" (как ни странно, ход мыслей моего папы был тот же): "Горький, нет, он написал "Буревестник", "а он, мятежный, просит бури, как-будто в бурях есть покой", нет, это "Парус". А! Лермонтов! "сижу за решёткой в темнице сырой, вскормлённый в неволе орёл молодой"), и вслух называю Лермонтова. Понимаете, на что способна память в сотрудничестве с мозгом? ;)

P.S. Источник обворожительной заглавной картинки.

Если вы хотите прочитать как этот эффект объясняют теориями параллельных миров и началом действия адронного коллайдера, то вам сюда.

Но лучше почитайте Бенаквисту - гениальный автор, очень рекомендую. Я влюбилась в его книги сразу же, когда напечатали только его первую книгу, и с моей подачи его полюбили все мои родные, друзья и знакомые. Даже сейчас, спустя больше 10 лет, я с удовольствием его перечитываю. Хотите отрывок? Читайте - он сто́ит того, чтобы этим текстом увеличить пост ещё на несколько абзацев :)

"В жизни каждой супружеской пары случается утро, когда ваша вторая половина смотрит на вас с легким оттенком сомнения во взгляде. Сомнения или чего-то другого. И в этом другом есть нечто гипнотическое. Впервые вы замечаете беспокойство в глазах того или той, с кем вы до сегодняшнего дня делили эту нежную и рутинную безмятежность. И вы еще не знаете, что именно вы являетесь причиной беспокойства.
- Как спалось, Мину?
Мину - это Катрин, женщина моей жизни, я женился на ней двенадцать лет назад. Уже давно она жалуется, что попа у нее отвисла, и пытается убедить в этом меня, ну а я не вижу никакой разницы. В дружеской компании ей иногда кажется, что она не на высоте в некоторых разговорах, и тут она ошибается. Когда на нее это находит, Катрин задается вопросом, правильный ли мы сделали в жизни выбор, но я не мыслю себе другого. Именно поэтому я и люблю Катрин. И только одна вещь меня в ней раздражает - то, что я всегда опережаю ее на пять секунд. Вечных пять секунд.
- Тебе сколько тостов, Мину?
- Один.
Я поджариваю ей два, потому что сегодня у нас брусничное варенье. С абрикосовым или апельсиновым она действительно съедает только один тост, но с брусникой она решит позволить себе второй, она об этом еще не догадывается, но я-то знаю. Вот они, эти самые пять секунд. Я в состоянии закончить большинство фраз, которые она начинает. В магазине я легко угадываю вещи, которые обязательно привлекут ее внимание. Когда мы занимаемся любовью, я с точностью до секунды могу сказать, когда она захочет сменить позицию. Я знаю, что она употребляет прилагательное "любопытный" каждый раз, когда пробует мороженое с имбирем, и "говорливый" - когда встречает болтуна. Она никогда не встречала словоохотливых, многословных или речистых типов - только говорливых. Я всегда знаю, какой лифчик она надела под жемчужно-серое платье.
- Я, пожалуй, съем еще один тост с вареньем!
Когда я советую ей посмотреть фильм, который я уже видел, то записываю на клочке бумаги три-четыре аргумента, которые она найдет, чтобы похвалить или обругать фильм. Никогда я не показывал ей эту бумажку, чтобы доказать, насколько она для меня предсказуема, - я слишком хорошо представляю сцену, которая за этим последует и ее способ отплатить мне. Такова Катрин. Все время. Представьте себе, например, завтрак, который мы поглощаем именно в этот момент, и я - учитывая некоторые обстоятельства (субботнее утро, хорошая погода, звонок ее сестры вчера вечером) - прекрасно знаю, что сейчас она снова заговорит о неделе в Ландах, куда ее сестра зовет нас уже несколько месяцев. И будет соблазнять меня рыбалкой.
- Знаешь, любимый, в нашем возрасте надо уметь расслабляться, пора подумать о себе, заняться собой. Тебе, например, это бы сейчас не помешало.
- Что конкретно ты имеешь в виду, Мину?
- Психотерапию.
- ?.. Повтори, пожалуйста?..
- Ты должен сходить к психотерапевту. Думаю, она произнесла это слово впервые за двенадцать лет. И улыбнулась со значительным видом - раньше я за ней этого не замечал.
- И ты говоришь мне это так запросто, ни с того ни с сего, после двенадцати лет совместной жизни, между двумя бутербродами?
- Я давно собиралась тебе это сказать, и сегодня пришло время.
...Кто эта женщина в халате, сидящая напротив меня?"

#эффект Манделы, #игры разума, #бенаквиста, #память, книги, я

Previous post Next post
Up