В рождественский период во всех католических храмах в алтарной части устанавливают вертепы - сценки Рождества Христова. В каждом месте они оформляются по-разному, но обязательными персонажами остаются Дева Мария и Младенец Иисус, как правило, в яслях. Дополнительно могут изображаться: вол и осёл, ангелы, Вифлеемская Звезда, пастухи, волхвы и их слуги с верблюдами, лошадьми и даже слонами.
Сначала о вертепах. А на засладочку - история о том, какое отношение имеет Пушкин к Рождеству.
Фотографии смотреть, конечно, интересно, а с историей ещё и понятнее. Поэтому сначала немного истории. Краткая история такая.
Рождается Спаситель.
Ангелы сообщают пастухам, работавшим недалеко от Вифлеема, о рождении Мессии, и они отправляются поклониться ему. Для создания этой сцены добавляют пастухов с овцами. Один из них может нести на плечах ягнёнка - символ Агнца Божия, жертвоприношения себя Иисусом во имя спасения людей.
Сами ангелы, как мы знаем, являются вестниками Божьей воли.
Волхвы же (они же маги, они же цари) узнали о рождении младенца, как они считали Царя Иудейского, увидев Звезду (она же Вифлеемская звезда). Волхвы приходят поклониться и приносят свои дары: золото, ладан и мирру. В сцене поклонения волхвов, самих волхвов, как правило, изображают царями - Мельхиор, Каспар (он же Гаспар) и Бальтазар (он же Валтасар). К волхвам могут добавить их слуг с верблюдами, лошадьми и даже слонами, и ту самую Вифлеемскую Звезду.
Бенедиктинский монах Достопочтенный Беда описал их представителями 3-х рас - белой, жёлтой и чёрной: «Мельхиор был седовласым старцем с большой бородой. Гаспар, который, напротив, был молод, не носил бороды; он был краснокожим. Что касается Валтасара, то этот принадлежал к чёрной расе и бороды не брил».
Общий смысл такой: рождение Младенца является проявлением Божественной воли (ангелы), и он настолько велик, что его признают представители всех рас (3 волхва) от простых людей (пастухов) до могущественных царей (волхвов).
А теперь иллюстрации по теме :)
Самое необычное место размещения вертепа мы увидели в Кайзерсберге по дороге к руинам крепости:
Точно идентифицируются только Дева Мария и Младенец. Мужчина с посохом и мальчик, скорее всего, пастухи:
В вертепе Кольмара к родителям и младенцу добавляются вол и осёл, по преданию согревавших своим дыханием Иисуса, и ангелы - вестники Божьей воли.
В Рибовиле изображена сцена поклонения волхвов и Вифлеемская Звезда:
Рядом с младенцем уже известные нам ангел и вол с ослом:
В Риквире одновременно изобразили поклонение пастухов (которые по легенде пришли первыми) и волхвов. Здесь есть и цари с дарами, и слуги волхвов с верблюдами, и пастухи с овцами. Обратите внимание как обыкновенной плотной цветной бумагой можно правдоподобно создать иллюзию скалы:
За люлькой виднеются вол и осёл:
А чуть ниже сидит ангел:
В одной из церквей Эгисхайма тоже объединили поклонение пастухов и волхвов, а ангелов, вола и осла нет:
А в другой церкви Эгисхайма - прекрасная работа с таким же объединённым поклонением пастухов и волхвов, выполненная резьбой по дереву прямо внутри ствола "палестинскими христианами в Иерусалиме" и указана "базилика Рождества в Иерусалиме". Может, это дар базилики.
Здесь присутствуют все персонажи, кроме ангелов:
Самую жизнерадостную картину поклонения волхвов мы увидели на фасаде одного из домов Страсбурга. Здесь все радуются, даже Младенец и животные, и никто не думает о конце этой истории:
Как думаете, где был самый насыщенный событиями вертеп?
В Страсбургском соборе. Угадали?
Вдоль стены собора на помосте расположили огромное количество фигур:
Из сцен представлены Благая весть Архангела Гавриила Деве Марии о её избранности, Рождение и крещение.
Вот сцена поклонения пастухов. Здесь появился ягнёнок на плечах одного из пастухов (символ Агнца Божия). При этом есть Вифлеемская звезда, а волхвов нет. Или есть?
Согласитесь, когда понимаешь что видишь - гораздо интереснее ;)
P.S. А теперь про Пушкина. Того самого, Пушкина А.С., которого считают самым лучшим русским поэтом и т.д. и т.п. Так вот, в конце 1980-х годов в подростковом возрасте, мне попалась книга, где были произведения, не включённые в собрание сочинений. Одно из них произвело на меня настолько сильное впечатление, что до сих пор, когда я слышу-вспоминаю-думаю-вижу что-то, относящееся к Рождеству или Архангелу Гавриилу, я вспоминаю его. Пушкин, конечно, считался вольнодумцем, но здесь это нечто даже крамольное. Например, такие строки:
"Творец любил восточный, пестрый слог.
Потом, призвав любимца Гавриила,
Свою любовь он прозой объяснял.
Беседы их нам церковь утаила,
Евангелист немного оплошал!"
или такие:
"И славы сын, намеренье сокрыв,
Стал нехотя услужливый угодник
Царю небес... а по-земному сводник."
или вот ещё:
"Всевышний между тем
На небесах сидел в унынье сладком,
Весь мир забыл, не правил он ничем -
И без него всё шло своим порядком."
Не читали? Обязательно прочитайте. Там очень оригинальные мысли о Рождестве, Младенце, Боге, сатане и Архангеле Гаврииле. Да и не только это. Больше скажу: если Вы его не прочитали - то Вы не знаете Пушкина.
"Гаврилиада". Автор - шалун, озорник и вольнодумец Пушкин А.С., талантливый стихотворец, превосходно владеющий словом.
Часть 1-я. Маршрут. Часть 2-я. Рождественско-новогодние украшения зданий. Часть 3-я. Сувениры из Эльзаса. Часть 5-я. Обернэ (начало). Часть 5-я. Обернэ (окончание).