Продолжение фотоотчёта о моём походе по Крымским горам 26 сентября (первая часть
здесь). Поскольку это один и тот же поход, а разделение отчёта на две части вызвано лишь чисто техническими причинами (ограниченным объёмом записи блога), я буду продолжать нумерацию фотографий.
40. Выход из леса на пути к Спирадам.
41. По мере приближения к вершине Спирады становятся всё лучше и лучше видны расположенные к востоку вершины вдоль кромки - Ат-баш и Никак.
42.
С горы Спирады вид на восток, в направлении Ат-Баша, приобретает очень интересные очертания, мне они чем-то напоминают крест, поэтому я могу назвать этот пейзаж "Ат-башским крестом" (фото 43-45). Кромка яйлы, а именно горы Ат-Баш и Никак, перекрещиваются с хребтом Хырлар, который продолжвется на север узкой безлесной полосой, ведущей в направлении горы Бедене-кыр.
43.
44.
45.
Левее "Ат-башского креста" открывались красивейшие виды на хребет Куняшлы-баир, и я даже немного пожалел, что не имел времени на него взойти (фото 46-51).
46.
47.
48.
49.
50.
51.
Вершина горы Спирады (1029 метров) оказалась самым ветреным местом первого похода четвертого крымского путешествия, однако я сфотографировал окружающие со всех сторон просторы яйлы, а затем спустился в сторону кромки и пошел по тропе недалеко от обрыва.
52. Вот так выглядит вершина горы Спирады с кромки яйлы.
53. Биюк-Исар и соседние скалы. За ними - посёлки Кацивели и Понизовка.
54.
55. Гора Морчека, вид со склонов Спирад.
56.
57. Более общий вид на чуть большем удалении от вершины. Гора Никак тоже видна.
58. Два тура из камней указывают путь на запад, к Керезле, Борю-Богазу и Чёртовой лестнице.
59. Снова виден весь "Ат-башский крест". Только теперь роль его левой части играют две лесистые вершины Ай-Петринской яйлы.
60.
61. Хребет Куняшлы-Баир.
62. Биюк-Исар, соседняя с ним цепочка скал и Понизовка.
63. Кромка яйлы. Горы Морчека, Треугольник и, возможно, Кастропольская.
64. Ещё одна пара туров из камней и вид на север, вглубь яйлы.
65. Небольшой мыс на отроге яйлы в километре восточнее выхода Керезлы - место очередной фотомъёмки видов берега.
66. Гостиница "Мрия" и окружающее её Западное Южнобережье.
67.
68. Цепочка скал теперь выглядит как своеобразнвй "хвост" Биюк-Исара.
69. Вид на северо-восток, снятый недалеко от горы Морчека. В центре кадра - гора Спирады и почти прямо за ней - Бедене-Кыр. Правее - Ат-башский крест. Левее - хребет Куняшлы-баир.
70. Поляна поблизости от Морчеки. На мой взгляд, тоже очень красиво.
71. По мере продвижения на запад правее Ат-Баша становится видна гора Купол. Это связано с тем, что кромка яйлы в районе Купола находится ближе к берегу, чем Ат-баш.
Поскольку мне нужно было до заката Солнца ещё успеть дойти до Борю-Богаза, а было уже довольно поздно, я шёл достаточно быстрым шагом, и менее чем через 30 минут после выхода на тропу у кромки достиг места выхода тропы Керезла. Около верхней точки Керезлы снова рос вот такой красивый цветок (фото 72).
72.
В этих местах отдельные горы (Морчека, Треугольник, Кастропольская) - это не возвышающиеся над яйлой вершины, а выпячивающиеся в сторону берега участки почти ровного плато, поэтому я не ходил на эти горы, а подходил к кромке для фотографирования берега между ними, в тех местах, где тропа наиболее близко подходила к кромке. Путь по-прежнему проходил по многочсленным полянам на плато (фото 73-76) по-прежнему на высоте чуть менее 1000 метров, без существенных перепадов высот, однако я понимал, что поскольку верхняя точка Чёртовой лестницы находится на 400 метров ниже, рано или поздно должен начаться продолжительный спуск.
73.
74.
75.
76.
77. Вид на безымянную безлесную вершину к северу от тропы (фото сделано между Треугольником и Кастропольской).
Ещё две фотографии полян на яйле (78-79):
78.
79.
80. Вид на гору Треугольник с запада.
81. Обрыв яйлы, гора Кастропольская и пассивный ретранслятор ("Уши", или два отражателя радиоволн). Ещё одно из самых ветреных мест по маршруту моего похода. Я назвал это место "Смотровая площадка У ушей".
82. Западное Южнобережье, посёлки Бекетово (ближе к яйле, с маленькими домиками) и Парковое, ближе к берегу. Кастрополь правее, его здесь не видно. Левее при прсмотре оригинала фотографии в 100-процентном масштабе можно увидеть гостиницу "Мрия" и санаторий "Зори России". В левой части кадра гора Треугольник. Высоко торчащая скала в центре кадра - это знаменитый Зуб Морчеки, имеющий ещё три названия: Узун-Таш, Алтын-Гёз и Парус.
83. Парковое и Бекетово крупным планом.
84. Вид от "Ушей" вглубь яйлы.
Здесь, севернее горы Кастропольской, через полтора часа быстрой ходьбы от Спирад, тропа наконец-то постепенно начинает сбрасывать высоту - от ставших привычными 950 до 840 метров. Спуск идёт по двум очень большим полянам (фото 85-91).
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
Вскоре тропа ненадолго заходит в лес. В Викимапии в этом районе обозначено озеро, я не нашёл озера, однако там есть довольно удобное место для привала с толстым бревном, на котором можно посидеть. Затем дорога выходит из леса и вновь приближается к кромке яйлы. Расположенная почти прямо по курсу гора Мердвен-Каясы, в отличие от трёх предыдущих вершин, расположенных над обрывом, возвышалась над плато в её окрестностях, поэтому я решил на неё подняться. На подъём от тропы до вершины я затратил не более трех минут. С горы Мердвен-Каясы открывались иниереснейшие виды на берег, на соседнюю гору Лысую и даже на часть Байдарской долины (фото 92-102).
92. Вид на восток. Под обрывом хорошо заметны восстановленное после обвала Старое Севастопольское шоссе (эту его часть называют "Новой дорогой") и Зуб Морчеки.
93. Здесь можно увидеть гору Кастропольскую и тропу, по которой я спустился с более высокого участка яйлы.
94. Южный берег, Парковое и Бекетово.
95. Кастрополь и окрестности. Правее бухты - скала Ифигения. Если открыть оригинал фотографии, можно увидеть крест на вершине скалы, а чуть левее - храм.
96. Более общий вид на запад.
97. Гора Лысая, высота 883 метра.
98. Вид восточнее Лысой горы. В правой части кадра можно заметить тропу, по которой я сюда пришёл.
99. Вид на запад. В левой части кадра - горы Форос и Кильсе-Бурун, около которых я шёл 14 июля 2015 года.
100. Часть Байдарской долины, в том числе, Чернореченского водохранилища.
101.
102. Ещё один интересный вид на Лысую гору.
Как я понял, всю долину можно было бы увидеть с Лысой горы, расположенной в полукилометре точно к северу, поэтому мне очень жаль, что у меня не было времени подняться и на эту гору, несмотря на то, что она не входила в мои планы. Спустившись с Мердвен-Каясы, я пошёл по тропе через лес. Я знал, что основная тропа уходит вглубь плато, поэтому мне очень важно было не пропустить поворот к Борю-Богазу, скальному проходу в 700 метрах восточнее Чёртовой лестницы. И на спуске я увидел этот поворот и свернул. Чуть позже я увидел ещё одну сливающуюся слева тропу, так что, скорее всего, первой и самое короткое ответвление я всё-таки пропустил, однако это не имеет никакого значения. Тропа к Борю-Богазу вначале плавно спускается с высоты 740 до 615 метров и хорошо натоптана, на ней, как и обычно в лесу, нет никаких камней или сыпуна. На верхней точке скального прохода находится смотровая площадка (фото 103-105).
103. Вид на кромку яйлы в сторону Фороса. Ближняя вершина - это, скорее всего, Мердвен-кая (688 м), дальняя - Кильсе-бурун (712 м).
104. Вид на берег западнее Оливы.
105. Гора Балчик-кая, расположенная между Борю-Богазом и Мердвен-каясы, высота 828 м.
На мой взгляд, скальный проход Борю-Богаз (его ещё называют Мердвен восточный) немного сложнее Чёртовой лестницы, однако никаких трудностей для меня он не представляет, по нему можно совершенно спокойно спуститься, помогая себе руками, в нужных местах опираясь на скальные выступы. Борю-Богаз отдаленно напоминает лестницу с хаотически расположннными высокими ступеньками. Борю-Богаз состоит из трех основных участков, не считая подходящей тропы с яйлы. Верхняя часть - самая сложная, это скальные ступеньки, находящиеся в ущелье между двух почти отвесных обрывов, здесь почти нет растительности. В средней части уже есть земля, деревья и некое подобие тропы, однако на ней по-прежнему встречаются скальные ступеньки и торчащие из земли камни, и в некоторых местах путь окружен большими камнями выше человеческого роста. И нижняя часть Борю-Богаза - обычная тропа, плавно спускающаяся к Старому Севастопольскому шоссе, по которой очень даже комфортно идти. Спускался я по второй половине первого участка прохода уже в сумерках, и удобной и плавной тропы я достиг ровно в ту минуту, когда стемнело настолько, что стало невозможно различать дорогу и я включил фонарик. Расстояние от верхней до нижней точки Борю-Богаза, не считая обычной тропинки к шоссе, составляет по прямой всего лишь чуть более 100 метров, однако и перепад высот на этом участке примерно такой же, если не больше. Естественно, здесь, как и на Чёртовой лестнице, путь претерпевает многочисленные повороты. В нижней части Борю-Богаз разделяется на две тропы, я выбрал правую, выходящую на старое шоссе ближе к Оливе. Однако, честно говоря, развилку тропы на левую и правую я и не заметил. Но тропа к шоссе, по которой я шёл, по-прежнему была хорошо натоптана.
Выйдя на шоссе, я прошел всего около 120 метров до короткой уходящей вниз лестницы, которую в темноте смог найти без особого труда с помощью навигатора и Викимапии. Расстояние по верхней дороге между нижними точками маршрутов Шайтан-Мердвен (Чёртова лестница) и Мердвен восточный (Борю-Богаз) составляет всего 400 метров, но именно Борю-Богаз выходит на дорогу ближе к началу дальнейшего спуска в Оливу. После короткой верхней лестницы, находящейся в относительно хорошем состоянии, начинается удобная грунтовка длиной около одного километра, выходящая на улицу в Верхней Оливе. Внутри посёлка нужно спускаться уже по асфальту, придерживаясь направления вниз, и не пропустить начало нижней длинной лестницы. На нижней лестнице периодически установлены скамейки и даже столики и даже работает уличное освещение: два или три фонаря горят, но остальные находятся в неисправном состоянии. До остановки "Олива", куда выводит нижняя лестница, я добрался около 8 часов вечера, когда никакой регулярный транспорт, кроме междугородних автобусов, в сторону Ялты уже не ходит. Я сначала доехал до Алупки на 128-й маршрутке, но там водитель просто возвращался в Алупку домой. Он сказал,что в некоторые дни в это время форосская маршрутка идёт в Ялту - в тех случаях, когда водителем последнего рейса оказывается житель Ялты. Из Алупки до Ялты я доехал уже на междугороднем микроавтобусе, идущем из Севастополя.
Продолжение следует...