Продолжаю серию фотоотчётов о путешествии в Ярославль и Кострому. О северном участке Волжской набережной (за храмом Рождества) я рассказал в предыдущей части. Однако большинство достопримечательностей, посещённые во второй половине второго дня, можно сгруппировать по географическому принципу, поэтому нынешний отчёт озаглавлен не "по времени", а "по месту".
Вернувшись к Волге по той же улице Кедрова, сначала я посмотрел церковь Рождества. Исключительно интересным, даже выдающимся памятиком архитектуры, производящим неизгладимое впечатление, является её колокольня.
А это колокольня с восточной стороны. И какое над ней красивое небо!!!
Вообще, в Ярославле и Костроме все колокольни с точки зрения архитектуры просто великолепны. И как же мне стало обидно, когда я буквально вчера узнал, что многие колокольни в Ярославле были снесены в советское время! И их так и не восстановили к юбилею города, несмотря на то, что собирались! Очень много бесценных памятников Ярославль потерял, но всё равно этому городу удалось в очень значительной степени сохранить свой неповторимый облик и фактически непрерывную дореволюцтонную застройку - даже, может быть, в большей степени, чем Москве.
А вот и сама церковь Рождества, которая тоже, как и почти все памятники архитектуры, мне безумно понравилась. Она, в принципе, повтряет присущие ярославским храмам монументальные черты с небольшими декорирующими элементами, прекрасно к общей монументальности подходящие.
А вот знаменитый музей "Музыка и время". О его уникальной экспозиции можно прочитать в книге [1], ссылки на информацию о нём можно найти на
странице в Википедии. Это первый частный музей в постсоветской России. По состоянию на момент издания путеводителя, экскурсии по музею иногда проводил сам
его основатель. Возможно, он и сейчас знакомит посетителей с экспозицией.
Интересный вид части здания музея с церковью Рождества и колокольней.
Спуск от верхней набережной к речному вокзалу. Только вот как по нему зимой спуститься - я не представляю даже после того, как я взошёл на Ай-Петри. Мне показалось, что склон очень скользкий. Надо лестницу сделать. Но, может быть, считается, что летом там асфальт, а зимой, когда нет наигации, спуск и не нужен? Но, возможно, там есть лестница чуть выше по течению. Именно с этого подъёма, насколько я понимаю, начинается город Ярославль для туристов, совершающих речные круизы. И я знаю людей, которые ещё около 30 лет назад, остановившись здесь на корабле на достаточно долгую стоянку, вышли на берег, но поленились здесь подниматься. И после этого много лет у них слово "Ярославль" ассоциировалось только с этим высоким подъёмом. А ведь это один из самых-самых красивых городов России! Мне, кстати тоже очень хотелось бы совершить речной круиз! Особенно, если бы на теплоходе выступали интересные мне певцы и певицы. В частности, в Европейской России в один из рейсов (или, наверно, даже не в один) летом отправились Константин Сучков и Дарья Давыдова, а в Якутии на теплоходе на реке Лене пела сама Людмила Кузьмина!!! Ох, как же везло тамошним пассажирам!!! Поэтому я тоже мечтаю летом съездить в Якутию и за одним на Байкал. Но, притом, что всё это так далеко, мне кажется, вряд ли у меня это получится.
А вот ещё одна ротонда на Волжской набережной. Тоже, на мой взгляд, красивейший вид на фоне мостов. Башенка вдали возвышается над зданием речного вокзала.
А вот это Ярославский художественный музей. К сожалению, когда я езжк в друние города, у меня почти не бывает времени посещать музеи, даже в Курске, где я был целый день, несмотря на то, что там памятников архитектуры по сравнению с Ярославлем немного. В Рязани, кстати, художественный музей находится совсем рядом с Филармонией, но ввиду того, что у меня было совсем мало времени на осмотр города, я даже не свернул к нему. Но, кто знает, в Рязани уже не раз выступали мои любимые вокалисты, поэтому я не исключаю, что приедут ещё, так что, может быть, ещё побываю там.
А вот и расположенная сейчас во дворе жилого дома знаменитая церковь Николы Надеина, один из самых ранних памятников золотого века ярославского купечества. Все 7 лет мне казалось, что я не подходил к этому храму в 2007 году, однако вчера я нашёл его фотографии - не только за домами. Разве что тогда я вокруг не обходил. В этот раз я стал фотографировать во всех ракурсах, даже если для этого приходилось идти по глубокому снегу, так как это тоже одно из величайших архитектурных творений, даже в масштабе столь болатого на них Ярославля, и во многом ни на что не похожее. А какое над храмом красивое небо!!!
Вид на Волгу с небольшой смотровой площадки.
Музей истории Ярославля.
Отель "Волжская жемчужина" на воде.
Волжская башня бывшего Ярославского кремля.
Ильинско-Тихоновская церковь.
Митропольчьи палаты, которые в отчёте за первый день я уже показывал со стороны бульвара Мира.
Наконец-то мы добрались до Стрелки. Когда я вернулся на Волжскую набережную, то не планировал на Стрелку спускаться, потому что боялся не успеть выполнить даже план-минимум - до заката солнца посетить Спасо-Преображенский монастырь. Но по набережной я продвигался быстрее, чем предполагал, и поэтому решил на заснеженную Стрелку всё-таки спуститься (как и собирался после первого дня).
Впереди - памятник 1000-летию Ярославля и за Которослью - Коровники. А это Волга, вид со Стрелки в сторону мостов.
Слобода Коровники на правом берегу Которосли. Конечно, в план-максимум входило посещение самой слободы, что ввиду отсутствия времени было очень малореально, но общий вид на две церкви в Коровниках я сфотографировал со Стрелки достаточно крупным планом, что мне в небольшой степени компенсировало непосещение слободы. В небольшой - потому что памятники архитектуры я всегда хотел бы фотографировать во многих ракурсах и не через деревья. Но с помощью 85-миллиметрового объектива получился, на мой взгляд, очень хороший пейзаж.
Памятник 1000-летию Ярославля. Соответственно, в 2007 году его ещё не было. Перед колонной находится статуя Ярослава Мудрого, основателя города. Очень удачно памятник расположен непосредственно перед церковью в Коровниках, если смотреть вдоль главной аллеи стрелки.
Вид со стрелки наверх, на центр города. Левее Успенского собора - храмы на Которосльной набережной: церкви Спаса-на-городу и Николы "Рубленый город". Мимо них я затем пошёл к площади Богоявления.
А здесь хорошо видны оба храма в Коровниках за полузамёрзшей Которослью.
Вид с ротондой в сторону Стрелки. По одной из этих лестниц я поднялся с нижней набережной Которосли на верхнюю.
А вот и церковь Николы "Рубленый город" крупным планом. Рубленым городом в старину называли ярославский Кремль, так как он, за исключением нескольких башен, был деревянным. Это единственный храм на территории бывшего Кремля, сохранившийся с дореволюционного времени. (Сам Рубленый город занимал очень небольшую территорию около Стрелки, и ещё в XII веке в Ярославле появился посад, позже получивший название Земляной город, и приблизительно в геометрическом центре посада, на перекрёстке его главных улиц, стояла церковь Ильи Пророка, вокруг которой позже разбили площадь. Но ещё задолго до революции город разросся далеко за пределы посада, и почти вся историческая архитектура, как я уже говорил, сохранилась. Кроме нескольких храмов и колоколен).
Западной границей Кремля являлся Медведицкий овраг, по которому текла речка Медведица, впадавшая в Которсль. Теперь в Медцедицком овраге сделан небольшой стадион.
Дома на западном склоне оврага мне тоже понравились.
Вот церковь Спаса-на-городу, один из моих самых любимых ярославских памятников архитектуры, наряду с церковью Ильи Пророка, и живьём производит просто неизгладимое впечатление - я даже такого не ожидал. Вообще, набережная Которосли, как и вообще весь центр Ярославля - место просто изумительное, и в том числе благодаря этому храму.
И третий храм вдоль Которосльной набережной по пути к бывшему Спасскому монастырю, не считая Успенского собора - это церковь Михаила Архангела, тоже известный и ни на что не похожий памятник архитектуры. Эти виды создают на набережной Которосли просто неповторимую, непередаваемую атмосферу.
И теперь мы подходим к
Спасо-Преображенскому монастырю, фактически все строения которого сохранились до наших дней. Монастырь, владевший значительными землями и слободами в западной части Ярославля и в плане влияния на социальную и хозяйственную жизнь города конфликтовавший с посадом, был упразднен и преобразован в Ярославский архиерейский дом в 1787 году. Сейчас на территории бывшего монастыря располагается
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Вход на территорию платный, но цены очень низкие, в разы дешевле, чем, например, в музеях Крыма, включая Херсонес. Посетители могут подняться на колокольню и осмотреть окрестности, но в 2007 году колокольня ремонтировалась, а сейчас уже была закрыта на зиму. Так что это ещё один пункт культурной программы, который в любимом Ярославле остался нереализованным. И мне очень хотелось бы съездить в Ярославль снова, вне зависимости от того, будет ли открыта колокольня. Но я рад, что успел посетить Спасо-Преображенский монастырь и площадь Богоявления до заката Солнца.
Крепостные стены монастыря, делавшие его самой укрепленной частью города, так как Кремль всегда был деревянным, возведены в 1550-1580 годах.
Угличская башня.
Вход в музей с площади Богоявления.
Спасо-Преображенский собор XVI века - самый древний сохранившийся храм на территории Ярославля.
Церковь Ярославских чудотворцев (входа Господня в Иерусалим), вплотную примыкающая к Сапсо-преображенскому собору.
Звонница (на которую летом можно подняться). Кстати, монастырские, в том числе, звонницы Ярославля и Костромы на меня произвели очень сильное вечатление, я ещё собираюсь с костромским Ипатьевским монастырём сравнить.
Келийный корпус XVII века - тоже великолепный памятник архитектуры.
И ещё исторические здания на территории бывшего Спасского монастыря:
Выход из музея-заповедника на берег Которосли (Святые ворота).
Часовня Казанской Богоматери на берегу Которосли.
Богоявленская башня и западная стена монастыря, обращённвя к церкви Богоявления.
Украшенная многочисленными изразцами церковь Богоявления, которую я посмотрел уже в сумерках, на мой взгляд, является тоже одним из самых выдающихся памятников ярославской архитектуры, наряду с храмами Ильи Пророка, Спаса-на-городу, Николы Надеина и другими. В архитектуре церкви Богоявления мы наблюдаем привычные для Москвы кокошники, но они здесь тоже не очень похожи на московские, они здесь более крупные, и этой уникальностью тоже усиливают впечатление. Церковь Богоявления дала название площади, как я заметил в ещё 2007 году, единственной из улиц и площадей Ярославля, которой было возвращено историческое название. С 2006 года я был уверен, что это главная площадь Ярославля, тем более, что через неё проходят почти все маршруты транспорта, идущие через весь город, и многие на ней заканчиваются. Помимо автобусов, троллейбусов и маршруток, до Мукомольного переулка, который там совсем рядом, в 2007 году ходили трамваи, но сейчас они ходят, насколько я понимаю, только до площади Труда, а дальше трамвайные пути разобраны. Однако уже в процессе написания фотоотчётов я прочитал, что главной площадью города всё-таки считается Советская (Ильинская), несмотря на то, что она находится в стороне от транспортных потоков через центр города.
Стена монастыря, обращённая к площади, и Богородицкая башня.
От Богоявленской площади на запад (в направлении Углича) отходит улица Большая Октябрьская, на которой, как и на параллельной ей улице Свободы, даже обычные здания являются прекрасными памятниками архитектуры. Особенно на расстояниях, меньших одной троллейбусной остановки от площади Богоявления. До того, как стемнело, я смог сделать только один снимок улицы, но затем прошёл по ней две троллейбусных остановки в темноте, но виды мне очень понравились даже при искусственном освещении, хоть я их и не фотографировал. Особенно мне понравились достаточно хорошо освещённые церкви Похвалы Богородицы и Дмитрия Солунского, посмотреть которые, кстати, я мечтал ещё в первый день. Церковь Николы Мокрого, напротив, не освещена, до неё я тоже дошёл, но её нужно смотреть днём. Однако посещением улицы Большой Октябрьской я фактически закончил осмотр центра Ярославля, выполнив по крайней мере план-минимум, хотя и он вмещал очень объёмную и насыщенную культурную программу.
Затем, доехав обратно до Богоявленской площади на троллейбусе №6, я осуществил ещё одну возникшую в первый день мечту - прошёл по улице Комсомольской, там тоже архитектура просто прекрасна, и не важно, смотреть её днём или вечером. Затем, после ужина в столовой "Русский чай-2", я отправился в гостиницу.
Ярославль мне снова понравился совершенно безумно, подтвердил статус одного из моих самых-самых городов, и мне ещё больше захотелось там побывать снова. Но я всё больше понимаю, что посмотреть успел действительно очень много, пусть и не всё, что интересно, и поэтому, несомненно, правильно, что наряду с Костромой я посетил обожаемый Ярославль, даже несмотря на то, что мне пришлось пожертвовать безумно желанными музыкальными мероприятиями в Москве. Мне осталось ещё рассказать про Кострому.
Продолжение следует...