Про зимнее превышение смертности, в основном в городах

Dec 11, 2029 16:27


В продолжение темы влияния волн холода и жары на благополучие людей в городахЕсть такой феномен, см.сабж: смертность в зимние месяцы (преимущественно женщин и пожилых) значимо выше сравнительно с летними (когда умирают преимущественно мужчины и люди в трудоспособном возрасте). См. пример для Биробиджана, Красноярска, Хабаровска, Архангельска, но в принципе феномен всеобщий - выход за пределы термонейтральной зоны (плюс-минус три градуса вокруг зимней температуры) в сторону жары или холода увеличивает смертность, и в сторону холода пока выше,
Соответствующие кривые U-образны, см. для городов разных стран от экватора до умеренной зоны из Gasparini et al. (2015) в Lancet.


Доля смертности, связанная с аномальной жарой и холодом (те перцентили отклонения от термонейтральной зоны, за которыми идёт превышение), в общей смертности, невелика, не более 11% (в Китае).


Отсюда адепты идеи, что "от потепления будет только лучше" делают вывод, что замечательно, смертность снизится, потепление спасает жизни, особенно в нашей холодной стране и в умеренной зоне, где потепление гумидное - от него зимы становятся мягче, лета - более сырыми и влажными, т.е. климат  делается более морским. См. картинки из статьи Д.Замолодчикова и Г.Краева (2018) "Влияние изменений климата на леса России: зафиксированные воздействия и прогнозные оценки".




Это - чистый случай т.н. "ошибок от логики": во-первых, эта смертность коррелирует с жарой или холодом, а не определяется им, почему сдвиги средних температур могут и не подействовать. Убийства и грабежи часто происходят ночью, освещение улиц отчасти их регулирует - хотя не снижает, а перемещает в другие места, однако отсюда не стоит заключать, что они происходят от нехватки света. Нужен преступник, появляющийся здесь и сейчас - а их "изготавливают" другие причины (классическое correlation is not causation, "после того" не значит "вследстие того" и пр.).

Действительно, стоит начать разбираться поглубже, как сразу оказывается, что влажность, скорость ветра и перепады давления значимы как минимум также, как собственно температура. Для чего физиологи придумывают разные сложные коэффициенты, чтобы получить индексы комфортности или, наоборот, экстремальности климата в городах, риски заболеваемости и смертности определяют именно они. Ещё важней концентрация загрязнений в городском воздухе, потенцируемая и волнами холода (особенно при инверсиях и высоком давлении), и волнами жары, особенно совпадающими с интенсификацией траффика. Здесь опасней всего твёрдые частицы, оксиды серы/азота, и приземный озон\перекиси: воздействие всех трёх пропорционально автозависимости (главный фактор загрязнения в городах >100000 жителей - а/м, не производства).

Медстатистикам "зимнее превышение смертности" было известно задолго до потепления, см. работу по Токио (Toyama, Adachi, 1975).




Другой важный момент: в последние 10-20-30 лет "превышение" почти не менялось, U-образные кривые риска не стали положе, хотя потепление в соответствующих регионах продвинулось очень здорово, волны жары стали приходить чаще, холода - реже, и чем севернее, тем явственней. См. данные по Стокгольму и др городам (Смирнова и др., 2012).





Наконец, изучавшие этот феномен врачи с медстатистиками показывают, что убивает не холод как таковой, а нелучшее течение сердечно-сосудистых и бронхолёгочных заболеваний, в т.ч. вследствие массовых в современном крупном городе гриппов с ОРВИ. И тут тяжесть течения, отчасти заболеваемость связаны не с температурой как таковой, с инфраструктурными причинами

- насколько всем людям доступно центральное отопление, сколько за это придётся платить, если нет - какова доля бедных, не очень способных себе обеспечить достаточно тёплых квартир (их больше и именно их отпад даёт большую часть этой заболеваемости и смертности),

- как много людей ежедневно душится в транспорте совершая челночные поездки, и пр.

Все эти факторы варьируют сильно больше температур, почему и зимняя смертность определяется, грубо говоря, страной и её социалкой, а не холодом как таковым. Благодаря неразрушенной советской социалке, центральному отопления и т.д. наши квартиры исключительно тёплые сравнительно с "цивилизованными странами", почему в 3-х депрессивных регионах России зимнее приращение смертности от всех причин ниже, чем в Великобритании, с её более мягкими зимами, но исключительно холодными квартирами, а в Великобритании - больше, чем в Скандинавии, где зимой холоднее, да и в Архангельской обл. оно мало отличается от Владимирской. См. работу Бойцова с соавт. (2013).




Т.е. зимнее приращение смертности зависит не от температуры а, скажем так, социальной истории региона. Источник большей или меньшей смертности в связи с холодом - общественное устройство, влияющее на гарантированность отопления, доли бедных, у которых с этим проблемы, которые в зимний период помногу работают на холоде, без возможности обсушиться-обогреться и т.д. Анализ показывает, что бедность, неравенство, затраты на здравоохранение, места в больницах, ВВП, другие социально-экономические параметры - столь же значимые предикторы "зимнего превышения смертности", как и зимние холода. Вместе с температурой существенна влажность - и глобальное потепление в наших широтах, поднимает то и другое вместе, увы.
См. рисунок из Healy (2003); также Tanner et al. (2013).



Действительно, человек защищается от "холода" (выхода из термонейтральной зоны, см.выше) "через культуру" и "общество", почему медиаторы риска социальные и поведенческие. А вот от жары так не спастись, можно шубу надеть, но кожи с себя не снимешь, почему она действует напрямую.

Поэтому действие волн холода максимально отложено, его лучшим предиктором служит ветрохолодовой индекс. Напротив, волны жары действуют напрямую, почему здесь предиктор - собственно температура, отложенное действие короче, "бьют" они по трудоспособному населению, больше мужчинам, чем женщинам.
См.картинку из работы Смирновой с соавт. (2012)



Да, и риск заболевания и гибели при увеличении на 1 градус от термонейтральной зоны в сторону "жары" для исследованных городов значимо выше, чем в сторону "холода": в городах с субтропическим муссорнным климатом он выше, чем в европейских с умеренным. См. работу известного специалиста по средовым рискам Б.А.Ревича с соавт. (2015).



Что случилось в Москве во время знаменитой жары 2010 г. (сердечно-сосудистые заболевания), рис. из .



По мере развития потепления периоды аномальной жары будут встречаться всё чаще, волны холода - реже, т.ч. ожидаемых плюсов от потепления не будет. В такие моменты кроме основной смертности, просто от жары (см.выше), будет ещё "волновая добавка", см. Ревич с соавт., 2015.



См. Соотношение тёплых и холодных экстремумов в недавней метеорологической истории США



Но будут два ожидаемых минуса - смертность горожан зависит от загрязнения воздуха твёрдыми частицами, а также оксидами серы\азоты, см. работу по Токио. Летом машинки гарантированно ездят чаще, особенно в нашей пока что холодной стране, при жаре-духоте люди ещё дополнительно рванут за город, особенно в районах с более континентальным климатом, что даст дополнительный прирост смертности. Плюс потепление увеличивает переменчивость климата, и в первую очередь зимой, резкость переходов от от волн холода, созданных антициклонами, когда морозно и сухо, к оттепелям и слякоти. Что крайне губительно для больных хроническими заболеваниями, цереброваскулярными в первую очередь, т.е. того самого уязвимого контингента, по которому бьёт зимнее превышение смертности.

Если говорить о нашей стране, для неё зимнее превышение смертности - ничто в сравнении с созданным рыночными реформами; разрыв огромен и не уменьшается, несмотря на победные реляции властей, см. рисунок из работы Е.Б.Струковой с соавт. (2006).



Тут систему надо менять,  а не потепления ждать.

дениалисты, экология города, глобальное потепление, волны жары, демография, здоровье, мифология повседневности, экологический риск, волны холода

Previous post Next post
Up