В.А.Непомнящих обсуждает экспериментальный материал и теоретические выкладки Бьорна Брембса, на основании которых тот заключает о чисто количественных различиях между свободностью воли у беспозвоночных и человека (и сомневается в выводах).
1-
2-
3-
4-
5-
6-
7 Мне думается, о «свободе воли» здесь речи нет, ибо нет волящего индивида (хотя бы сравнимого с
(
Read more... )
Comments 17
не понял этого.
Reply
В тему того, что Вам понравилось - из гимназического сочинения Маркса "НАШИ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ ДО ИЗВЕСТНОЙ СТЕПЕНИ УЖЕ НАЧИНАЮТ УСТАНАВЛИВАТЬСЯ еще ДО ТОГО, КАК МЫ В СОСТОЯНИИ ОКАЗАТЬ НА НИХ ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ". http://www.marxists.org/russkij/marx/1835/ueber.htm
Т.е. ограничивающие нас обстоятельства всегда уже даны но мы можем а) осознать ограничение и б) понять как разорвать детерминацию (поскольку она "сделана" внешним миром, у неё всегда есть слабое место). "Прыжок из царства необходимости в царство свободы" - как раз про это
Reply
пошел по боковой ссылке - там история про контролера в метро, который, как голубь, делает "паузы" и в этот момент его можно обмануть.
если контролер прочитает эту статью, то сможет обойти эту проблему, имитируя "паузу" или применив автоматику:)
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
То есть воля - это не субъективное ощущение воли, а следование неким правилам? Но ведь и подчинение ситуации, и неосознанное следование правилам, и осознанное - все это имеет биологический субстрат и некие физиологические причины. Почему же третье воля, а первое и второе нет?
Вариантов осознаваемых правил, из которых человек как бы "выбирает" один для себя, великое множество. А выбирает он его под действием все той же биологии, подсознания - детских комплексов, мнения окружения, наследственности. При чем же тут воля?
Reply
за "мудрённость" пардон - знаю за собой эту слабость, работаю над улучшением )))
Reply
Reply
Сейчас вы описали невротика:)
Reply
Оба аспекта занятны, но к свободе воли имеют на мой взгляд мало отношения. Такое получается у умных людей, когда они пытаются переосмыслить понятие, но уходят от него в отрыв, увлекшись второстепенным аспектом…
Reply
Reply
Leave a comment