Свобода воли, от дрозофилы к человеку.

Dec 07, 2022 22:50



В.А.Непомнящих обсуждает экспериментальный материал и теоретические выкладки Бьорна Брембса, на основании  которых тот заключает о чисто количественных различиях между свободностью воли у беспозвоночных и человека (и сомневается в выводах).

1-2-3-4-5-6-7

Мне думается, о «свободе воли» здесь речи нет, ибо нет волящего индивида (хотя бы сравнимого с ( Read more... )

марксизм, понимание, социальное влияние, социальная психология, этология, инстинкт, физиология ВНД, философия, индивидуальность животных, зоология, происхождение языка

Leave a comment

Comments 17

lojso December 9 2012, 10:13:11 UTC
"Так действуют все предрассудки - религиозные, национальные, классовые, и пр. стереотипно вынужден действовать попросту был неверно интерпретирован."

не понял этого.

Reply

wolf_kitses December 9 2012, 10:31:33 UTC
спасибо, поправил. это была описка, поредложение кончается на слове "предрассудки", а дальше - коверканная мысль о том, что опыты Либета неверно интерпретировали.
В тему того, что Вам понравилось - из гимназического сочинения Маркса "НАШИ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ ДО ИЗВЕСТНОЙ СТЕПЕНИ УЖЕ НАЧИНАЮТ УСТАНАВЛИВАТЬСЯ еще ДО ТОГО, КАК МЫ В СОСТОЯНИИ ОКАЗАТЬ НА НИХ ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ". http://www.marxists.org/russkij/marx/1835/ueber.htm

Т.е. ограничивающие нас обстоятельства всегда уже даны но мы можем а) осознать ограничение и б) понять как разорвать детерминацию (поскольку она "сделана" внешним миром, у неё всегда есть слабое место). "Прыжок из царства необходимости в царство свободы" - как раз про это

Reply

lojso December 9 2012, 10:41:14 UTC
да,спасибо:)
пошел по боковой ссылке - там история про контролера в метро, который, как голубь, делает "паузы" и в этот момент его можно обмануть.
если контролер прочитает эту статью, то сможет обойти эту проблему, имитируя "паузу" или применив автоматику:)

Reply

-:))) wolf_kitses December 9 2012, 14:39:14 UTC
метро уже обошло проблему, убрав контролёров

Reply


evgeniy_kond December 9 2012, 14:56:48 UTC
...Это - то, чтò Руссо, с одной стороны, сказал о государстве. Он спрашивает, в чем состоит абсолютное оправдание последнего: «что является основой государства?» Право господства и объединения, порядок, отношение управляющих к управляемым он с одной стороны понимает так, что оно исторически покоится на насилии, принуждении, на завоевании, частной собственности и т.д.[306] Но принципом оправдания Руссо делает свободную волю, и, не обращая внимания на положительное право государств, он отвечает на этот вышеуказанный вопрос (ch. IV, р. 12), что человек обладает свободной волей, так как «свобода есть отличительное свойство человека. Отказаться от своей свободы, означает отказаться от того, чтобы быть человеком. Несвобода есть поэтому отказ от своих человеческих прав и даже от своих обязанностей». Раб не имеет ни прав, ни обязанностей. Руссо, таким образом, говорит (ch. VI, р. 21): «Основная задача заключается в том, чтобы {399}найти такую форму соединения, которая, сохраняя всю общую власть, вместе с тем защищала бы и отстаивала личность ( ... )

Reply

wolf_kitses December 9 2012, 17:25:09 UTC
спасибо, очень в тему. кто это? (сорри за невежество)

Reply

evgeniy_kond December 10 2012, 12:00:21 UTC
Гегель, Лекции по истории философии )

Reply


eovin1 December 9 2012, 15:35:57 UTC
Да, мудрено написано...
То есть воля - это не субъективное ощущение воли, а следование неким правилам? Но ведь и подчинение ситуации, и неосознанное следование правилам, и осознанное - все это имеет биологический субстрат и некие физиологические причины. Почему же третье воля, а первое и второе нет?

Вариантов осознаваемых правил, из которых человек как бы "выбирает" один для себя, великое множество. А выбирает он его под действием все той же биологии, подсознания - детских комплексов, мнения окружения, наследственности. При чем же тут воля?

Reply

скорее wolf_kitses December 9 2012, 17:27:50 UTC
способность а) создать свои правила, и б) последовательно применять их вопреки препятствиям, как внешним, так и внутренним. То есть за вычетом всего того, что Вы перечислили среди "под действие6м". Т.е. если вы поняли, как доказывать некую теорему, вы можете это доказать и объяснить другому независимо от концентрации гормонов и уровня стресса
за "мудрённость" пардон - знаю за собой эту слабость, работаю над улучшением )))

Reply

Re: скорее eovin1 December 10 2012, 09:49:49 UTC
Вы думаете, это возможно - создать свои собственные совершенно оригинальные правила? За последние эдак десять тысяч лет такое никому не удавалось, насколько я помню. Да и раньше...

Reply

Re: скорее eovin1 December 10 2012, 09:51:14 UTC
"последовательно применять их вопреки препятствиям, как внешним, так и внутренним."
Сейчас вы описали невротика:)

Reply


nashev February 18 2013, 21:29:18 UTC
Здесь свобода воли описывается как 1) ассортимент вариантов реакции, доступных индивидууму (чем больше вариантов реакций на разные случаи есть у человека, тем он свободнее в их выборе) и 2) предпочтение человеком принимать решения сознательно, а не автоматически (чем чаще предпочитает подумать, тем более свободна его воля от животной автоматики).

Оба аспекта занятны, но к свободе воли имеют на мой взгляд мало отношения. Такое получается у умных людей, когда они пытаются переосмыслить понятие, но уходят от него в отрыв, увлекшись второстепенным аспектом…

Reply


ext_6089356 June 11 2022, 08:23:31 UTC
ВСЕ ШАГНУЛО УЖЕ ЕЩЕ ДАЛЬШЕ ( ... )

Reply


Leave a comment

Up