Зачем птицам деньги? знаковые системы как способ оптимизации «войны полов»

Apr 18, 2007 14:28


При образовании пары особи ведут себя не как стремящиеся друг к другу «половинки» - несовершенные части некоего целого (наподобие платоновского андрогина), которые превращаются в гармоничное целое в процессе образования пары. Нет, и самцы, и самки ведут себя как «эгоистичные индивиды», стремящиеся максимизировать собственный выигрыш независимо от действий партнёров, партнёрские и родительские качества которых при этом используются как ресурс, и безотносительно к увеличению пользы или вреда для целого, то есть устойчивости образовавшейся пары и максимизации её репродуктивного выхода.

Самцы моногамных видов после образования пары склонны к политерриториальности, то есть занятию второй территории достаточно далеко от уже имеющейся, и привлечению туда новых самок. Этим занимаются доминирующие самцы, подчинённые же совершают рейды по обширным территориям высокоранговых и могут спариваться с прежней самкой, пока владелец территории занят привлечением новых (см.Birkhead et al., 1987; Wiley, 2000). Не отстают от самцов и самки. До образования пары самки свободно перемещаются между участками разных самцов, принимая их ухаживания и отвечая на них (ухаживание иногда доходит до попыток копуляции), пока не остановят выбор на каком-то одном и не ограничат собственные перемещения определённым участком внутри территории своего постоянного самца. Находясь там, большинство самок воробьиных птиц жёстко охраняет соответствующее пространство от появления на нём всех прочих самок (почему вторую территорию и партнёршу самцу приходится заводить в отдалении), но во время рейдов соседних самцов по чужим участкам легко вступают во внебрачные копуляции с ними (см.Wachtmeister, Enquist, 2000; Wiley, 2000).

Следовательно, предупреждение об опасности и образование пар - не «взаимопомощь», а скорей «борьба» и «гонка вооружений», где каждый из полов совершенствует средства манипуляции поведением партнера, к числу которых относятся и демонстрации (в той мере, в какой являются стимулами), см.Wachtmeister, 2001.

Однако вопреки социобиологическим концепциям выигрыш участников в этой «войне полов» (эта метафора сейчас используется уже почти как термин) отнюдь не сводится только к «лучшим» генам, которые самец или самка «набирают», спариваясь с «незаконными» партнёрами противоположного пола. Кроме «вертикального» распространения собственных генов в следующих поколениях, выигрыш не в меньшей степени заключается в «горизонтальном» распространении в сообществе собственных поведенческих тактик и стереотипов среди соседних (часто более молодых) резидентов, занимающих подчинённое положение относительно данного.

В обоих случаях животное ведёт себя как покупатель, стремящийся произвести наилучшие покупки, какие можно сделать при данных условиях (исходная сумма денег и ассортимент товаров в данном конкретном магазине-сообществе). В обоих случаях не обойтись без обмена информацией о «цене» и «стоимости» каждой «покупки» и без специализированных знаковых систем, обслуживающих этот обмен.

Источники

Birkhead, T. , Atkin L., Møller, A., 1987. Copulation behaviour of birds// Behaviour. Vol.101. P.101-139.

Wiley R., 2000. Sexual selection and mate choice: trade-offs of males and females// Verterbrate mating systems. Proceedings of the 14th Course of the Int. school in Ethology. Eds. M.Apollonio, M.Festa-Bianchet & D.Mainardi. Singapour- New Jersey-London - Hon Kong: World Scientific. 8-47.

Wachtmeister С.-А., Enquist M., 2000. Evolution of the courtship rituals in monogamouse species// Behav. Ecology. Vol.11. №4. P.405-410.

Wachtmeister, C-A. 2001. Display in monogamous pairs - a review of empirical data and evolutionary explanations// Animal Behaviour. Vol.61. P.861-868.
Previous post Next post
Up