Рождение индивидуальности: как личина проросла в личность

Mar 24, 2007 21:25


В человеческом обществе индивид тоже начался со знакового обозначения определённой социальной роли, личность выросла из личины.

Все привычные нам формы проявления индивидуальности появляются лишь к концу средневековья. Появляются фамилии, развивается индивидуальность почерков (до этого определённый почерк характеризовал не пишущего, а определённую школу письма). Появившееся искусство портрета распространяется настолько, что превращается в коммерческий жанр. Не только писатели и художники, но купцы, предприниматели, вообще все люди деятельные считают необходимым сосредоточиться на собственной персоне. Например, для итальянских деловых людей характерны т.н. Ricordi - по форме это симбиоз семейной хроники и дневника, но содержание фиксирует мироощущение и жизненный опыт данного человека (Гуревич, 1993).

Действительно, «личность…есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке. Оно неврождённо, но возникает в результате культурного развития. Понятие о личности есть… социальное, отражённое понятие, строящееся на основе того, что ребёнок применяет по отношению к себе те приёмы, приспособления, которые он применял по отношению к другим… Личность есть социальное в нас» .

«Внутри» индивидов в сообществах животных, думаю, «ничего социального» нет и не будет до появления сигналов-посредников, способных «загрузить» социальное в их внутренний мир. Не случайно понятие о «я» у ребёнка не просто развивается из понятия о других. Ребёнок «учится своему «я» в игре, создавая фиктивные точки идентификации - центры «я»: irde социальная природа «я» Словарь Л.С.Выготского, 2004: 105).

Причём источник собственного «я»- «понятие о других» не может появиться через наблюдение и размышление, необходимо личное участие в игровой деятельности, а поскольку ложные точки идентификации соответствуют ролям в некотором («разыгрываемом»и детьми сообществе или ситуации) не существует личности, отдельной от общества в онтологическом и экзистенциальном плане. Привычное этологам подчёркивание нечувствительных переходов между сообществом организмов и колонией давно пора распространить на самого человека: личность - это по сути столон, обособившийся на определённом участке тела «общественного организма» и дифференцирующийся в определённого зооида (который сам выбирает, «работать» ему или «лениться», но всегда сохраняет связь с колонией).

Источники

Гуревич А.Я., 1993. Индивид. Статья для возможного в будущем «Толкового словаря средневековой культуры»// От мифа к литературе. Сборник в честь семидесятипятилетия Елеазара Моисеевича Мелетинского/ Российский государственный гуманитарный университет. М.: изд-во «Российский университет». С.297-311.

Словарь Л.С.Выготского, 2004: 53
Previous post Next post
Up