Mar 21, 2007 15:40
Уже довольно давно была обнаружена чёткая корреляция мод на длину женских платьев с ситуацией на рынке женихов (причём именно в соответствующих возрастах). Годам с меньшим предложением потенциальных женихов точно соответствует мода на более короткие юбки, более благоприятные условия для женщин достоверно коррелировали с длинными юбками, модой на «большую скромность» поведения.
То, что речь идёт именно о брачной коммуникации - оценивании потенциальных брачных партнёров друг другом - говорит тот факт, что в годы мод на более короткие юбки женщины много чаще отвергают мужчин с растительностью на лице, и предпочитают им гладко выбритых. Наоборот, мода на длинные платья и «женскую скромность» сопряжена во времени с модой на усы и бороду у мужчин (Barber, 1999, 2001).
Дело в том, что женщины лучше мужчин способны читать по лицу партнёра, отслеживать на нём невербальные сигналы обмана. Ещё они гораздо чаще мужчин отвергают партнёров, склонных ко лжи (женщины до сих пор нигде не достигли равноправия, а неравноправному и слабому лучше полагаться на правдивых партнёров). Гладкое лицо в этом плане много удобней усатого и тем более бородатого: обильная растительность маскирует соответствующий сигнал. Хорошо известно, например, что женщины и дети в общем хуже мужчин понимают речь, если не видят лица говорящего. По этой же причине при слушании радио наблюдается стремление смотреть в сторону приёмника («чтобы лучше слышать»), а содержание речи теледиктора усваивается лучше - и некритичней - чем радиодиктора (Горелов, 2003).
Однако модельер, что оценивает успех разных идей модного платья, никак не зависит от женщин, оценивающих шансы приобрести мужа на «рынке женихов», а те и другие независимы от мужских парикмахеров, определяющих модные стрижки. Какой же коммуникативный сигнал соединяет всех трёх в одну цепь сопряжённых и взаимозависимых взаимодействий? Такие сопряжения, контуры положительных/отрицательных обратных связей составляют структуру, каркас современного общества, вроде бы состоящего «только» из индивидов. Где внутри «современного общества» проходят границы коммуникативной сети, заданной именно этим сигналом (назовём его «сигнал моды»)?
Источники
Barber N., 1999. Women’s dress fashions as a function of reproductive strategy// Sex Roles. Vol.40. P.459-471.
Barber N., 2001. Mustache fashions co-varies with a good maries market for women// J. of Nonverbal Behav. Vol.24. P.261-272.
Горелов И.Н., 2003. Избранные труды по психолингвистике. Серия «Филологическая библиотека». М.: изд-во «Лабиринт». 320 с.