Некогда в ЖЖ ivanov_petrov предлагалось выразить отношение к сценке, когда ребёнок выбирает себе родителей примерно так же и по тем же критериям, как он выбирал бы в магазине игрушки («Выученные уроки-2»,
http://ivanov-petrov.livejournal.com/640141.html).
Может ли ребёнок лет с 7-8 (или с какого-то другого возраста) выбрать себе родителей и вообще иметь какие-либо осознанные представления по этому поводу? Могут ли, например, дети давать обоснованное согласие при усыновлении, если эта процедура становится обоюдной, то есть выбор имеет усыновляемый а не только усыновитель?
Мне кажется, в самой постановке задачи софизм, аналогичный известному вопросу: «Ты уже кончил бить своего отца? Отвечай честно - да или нет?». Во всяком случае с т.з. концепции личности Выготского-Леонтьева, которой я придерживаюсь, личность есть социальное в нас.
Ребёнок, формирующаяся личность, в этом смысле не является самостоятельным субъектом выбора, каким становится взрослый (собственно, в этом и состоит взросление). В отношении личностного развития ребёнок - как бы ещё эмбрион, находящийся на перекрестье неких социальных влияний (от родителей, от дворовой среды), положительных и отрицательных, впитывая которые он формирует свою личность. Ребёнок формируется личностно и духовно, «вися» в перекрестье социальных влияний, точно также как зародыш сумчатых - опоссумов, кенгуру, формируется телесно, вися на соске матери.
Если ребёнку в таком «перекрестье» плохо, он будет показывать что ему плохо, появятся признаки неблагополучия, на основании которых взрослый специалист извне может скорректировать ситуацию. Но сам ребёнок в этом периоде не может чётко сформулировать, почему ему плохо, что надо менять и на какую среду и на какую ситуацию взаимодействия с родителями он хотел бы поменять эту, плохую. Просто потому что он пока формируется именно этой средой, и дя ребёнка выбор других родителей - это как бы щука рассуждала о выборе проекта моста через реку.
Френды-родители? Как бы вы ответили на вопросы курсивом и почему?