Большевики, кальвинисты, и открытые системы

Jan 23, 2019 18:21


Кальвинисты удивительно походят на большевиков (и на большевистский, - то есть революционный, а не академический - марксизм): учение о предопределении одного и детерминизм другого, отнюдь не ослабляя и не отрицая воли человека, укрепляют её. Убеждение, что его действия находятся в гармонии с высшей необходимостью, вдохновляет марксиста, как и кальвиниста, на самоотверженность и самопожертвование. Та протестантская этика, которой умиляются буржуафилы, началась с церковных экспроприаций и иконоборческих погромов, и это понятно: разум, которому показали дорогу к полноте истины (что иной мир возможен), не терпит овеществлённого выражения предрассудков и обманов традиции. Отсюда же большевистские разоблачения фальсификаций «святых» мощей и пр. реликвий.

Кальвинистов, как и большевиков, мало, но они воинственны, убеждённы и умны, ставят на  книгу, типографию, самопознание и самообразование людей (критика и самокритика как форма взаимодействия личности и коллектива рождена кальвинистами именно тогда, в Реформацию). В Голландии, когда она начала отлагаться, кальвинистов было не более 10%: протестантский перевес в городах и католическое доминирование в деревне. Также как в 1917 революция распространялась из первого мегаполиса (Петрограда) во второй и в третий - Москву и Киев, и встретила сильное сопротивление в преимущественно крестьянских областях.

Одну только вещь не сделали большевики - но сразу сделали кальвинисты (а большевики, себе на беду, делали прямо противоположное). Может быть, это была та самая соломинка, которая переламывает спину верблюда.

Как известно, Кальвин довольно быстро увидел, что жизнь по его принципам привлекает многих, но не всех. Несколько меньше половины жителей были в оппозиции: кто боялся перемен, кто исходил из идеи «не мешайте жить нам так, как привыкли», они молчали, но глухо волновались, и понятно было, что они опрокинут новый строй при первых трудностях, реставрировав старый порядок. И Кальвин произвёл обмен населением, пригласив в Женеву всех, кому хотелось строить новую жизнь со свободой совести, и предложив уехать всем, кто привык жить по-старому и болезненно воспринимал перемены.

И это правильно: устойчивость «умышленных» государств, построенных для реализации определённой идеи, основывается на открытости и «проточности» системы, и постоянной подпитке потоком иммигрантов, которые сами выбрали это общество своей новой родиной - а значит будут как следует стоять за её социальный порядок. Этом отличие «умышленных» государств, созданных ради определённой идеи, воплощения определённых (более прогрессивных) форм общественного устройства, от государств исторических, вырастающих не из принципа, а из традиции. Нынешнее развитие ситуации в мире работает за первые и против вторых: поэтому процветают США и обрушился СССР, где победа идеи строительства социализма в одной стране закрыло систему и «заморозило» социальную среду, способствуя возрождению дореволюционных порядков после 1947 г. и далее.

Большевики слишком тщательно изучали опыт Французской революции, и слишком недооценивали Американскую, хотя больше походили на кальвинистов, чем на якобинцев, а основанной ими государство - СССР много больше порывало с царской Россией, чем Франция со «старым порядком». Американская открытость и привлечение всех недовольных буржуазными порядками могла б укрепить СССР в большей степени, чем армия и флот. Ведь кризис легитимности буржуазного строя в 1920-1950-х гг. был массовым, и перебежчики в СССР считались тысячами.

Я уж не говорю об интеллигентских симпатиях - интеллектуал не может быть пробуржуазен хотя бы уже потому, что его интересует истинность, а не успешность и прибыльность. СССР был яркой альтернативой всему неприемлемому на Западе, в обществе господства и культа наживы,  и остался б альтернативой, не «закройся» страна и не победи в ней те прагматические способы обращения с народишком, которые и составляют существо сталинской версии коммунизма.

Подходя сугубо теоретически, целостность систем неразрывно связана с так называемой гетерофобией: повышенной толерантностью к «своим», враждебностью к «чужим» элементам или их отторжением (хотя, конечно, не сводится к ней). Понятие гетерофобии было введено Г.А.Заварзиным (2001) и представляет собой следствие эффективного функционирования контуров положительных обратных связей в «хорошо выделенной» системе, устанавливающих соответствующую «полупроницаемость» на границе системы с внешней средой.

Гетерофобия системы - нечто противоположное ксенофобии: ксенофобия, напротив, закрывает систему для «чужих» и тем самым делает менее жизнеспособной. Ксенофобия - попытка сохранить жизнеспособность системы, уровень разнообразия которой ниже необходимого в смысле Эшби, причём всегда попытка с негодными средствами. Она или разрушает систему изнутри, или прекращает её развитие, для системы открытой и неравновесной это прекращение существования - вопрос только в сроках.

Хороший пример: успех США, открытых для всех иммигрантов, сумевших прибыть и устроиться, на фоне мелочной придирчивости советской системы в период упадка к собственным своим гражданам. Напротив, в 20-е-30-е годы мы тоже были открыты для всех угнетённых существующим капиталистическим строем, и для диссидентов, на дух его не принимавших, но не смогли удержаться на этом уровне.
П.21 второго раздела Конституции Советской России 1918 года. «21. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные взгляды». По воспоминаниям Льва Копелева, в 1934 году никого не удивляло избрание в Харьковский горсовет нескольких шуцбундовцев, ставших политэмигрантами после подавления восстания 1934 года в Линце и Вене. Такое отношение к революционерам, политэмигрантам было по всей стране, но уже через 2-3 года сменилось страхом и отчуждением - риск попасть под молот репрессий у них был исключительно высок, человеческие отношения с ними были опасны и т.д.

И желающих переехать к нам было более чем достаточно (на дух не принимавших капитализм было ещё больше во всех слоях населения, от рабочих и крестьян, инженеров и учёных до элитарной интеллигенции и капиталистических менеджеров). Среди последних возникали кружки по изучению плановой экономики - в одном из них состоял основатель Римского клуба Аурелио Печчеи.

Вот что пишет


a_dyukov

про перебежчиков в СССР: «Год назад я уже приводил кое-какие данные о перебежчиках в СССР. Цифры, что и говорить интересные: в период с 1921 по 1936 годы только в БССР из-за границы перешло 58 тысяч человек. Теперь, читая монографию О. Кена и А. Рупасова "Политбюро ЦК ВКП(б) и отношения СССР с западными соседними странами", нашел данные о том, как бежали в СССР из Финляндии. В 1930 г. финляндско-советскую границу нелегально пересекли 1174 человека, в 1931 г. - 2488, в 1932 г. - 7207 чел. Всего же за период с 1930 по 1934 гг. в СССР перешло от 12 до 15 тысяч финнов. И еще один интересный момент: когда в 1931 г. из Польши крестьяне массами побежали в СССР, Политбюро приняло специальное решение "О перебежчиках", в котором предприсывалось не устраивать по этому поводу пропагандистскую кампанию в СМИ. Принимать массы перебежчиков из сопредельных стран советское руководство явно не хотело».

Американские финны - коммунисты и сочувствующие коммунизму - ехали строить социализм в Карело-Финскую республику, американские, литовские, латышские и венгерские евреи - в «Красный Сион» в междуречье Биры и Биджана, немецкие рабочие и инженеры - на стройки коммунизма по всей стране. Почти все эти люди были убиты между августом 1937 и декабрём 1938 года - и большего удара по комидее вообразить трудно, разве что истребление сталинским режимом собственных революционеров.

Про великих учёных, философов и прочих интеллектуалов уже и не говорю - имена Эрвина Бауэра, Германа Мёллера, ди Бартини, Бруно Понтекорво, Стефании Сциллард и пр. говорят сами за себя. Величайшей глупостью сталинского руководства (которая хуже чем измена) было то, что многие из этих людей были затравлены и убиты, и не по злому умыслу, а потому что их отторгал консервативный климат, устанавливающийся с конца 1930-х гг. «Старый мир наступал, изменяя немного личину», и на их место приходили дореволюционные профессора, из спецов превращавшихся во властителей дум, а в 1920-х гг. «бывшие» были в обороне - отсюда научные и культурные прорывы того времени.

Когда вследствие «подмораживания» 1947-1953 гг. советский народ как система утратил гетерофобию, возникло сомнение в его избранности, которое в 20-40 годы доминировало внутри и вовне страны. Дальше возник комплекс зависти, послуживший основой психологической катастрофы 1989 года, за которой спустя пятнадцать лет чётко просматривается катастрофа биологическая.

Но и позже, в брежневско-хрущёвский период в мире были сотни тысяч людей, отвергавших капитализм и желавших эмигрировать в СССР.

«Еще один очень интересный момент, который скрывался верхушкой СССР от своего народа - большое количество людей мечтало эмигрировать в СССР.
С какой помпой всегда представляли на Западе «концлагерь СССР», как люди только и мечтают сбежать оттуда на Запад. В то же время якобы «нет дураков» жить в «совдепии». Уже в те времена, когда идеология была в руках подонка Яковлева, у нас с помпой показывали одну-единственную американскую семью, которая решила эмигрировать в СССР из США. Это была тщательно продуманная идеологическая диверсия, чтобы подчеркнуть нашу эмиграцию - ведь даже самому глупому человеку придет в голову, что если от нас бегут тысячи, а от них - одна семья, то о чем вроде говорить?


Как минимум, сотни людей из США и Канады и многие тысячи по всему миру были готовы уехать жить в СССР, но ... им просто не давали визы Советские власти…. Я встретил несколько десятков людей, мечтающих о возрождении СССР, в большинстве своем не русских - греки, англосаксы, сербы, индусы, филиппинцы... Разного возраста - от 16 до 85 лет, это только те, кто смог придти.

Перед Катастрофой СССР в Обществе было свыше 8000 зарегистрированных членов и несколько десятков тысяч сочувствующих в 47 городах Канады. Подобные организации могли быть нашим мощнейшим форпостом при правильно поставленной работе. … Десятки неправительственных организаций по всему миру были готовы выступить в защиту СССР.
В Квебеке в период жестокого экономического кризиса 70-80 гг развернулось мощное движение за отделение от Канады и... присоединение к СЭВ. Канадской элите пришлось применить жестокие репрессии против руководства движения, ситуация была серьезной.


Сейчас все в России в ужасе от НПО (неправительственных организаций) сетевых структур, которые действуют в интересах других стран. Причем далеко не только США, есть «агенты влияния» и у Израиля, и у арабских стран, и у Турции, и даже у Польши. Так распространяют свое цивилизационное влияние везде в мире.У нас же агенты влияния, более того, своеобразные «ростки» СССР были в 40 странах мира. И это только Общества Дружбы. Были еще множество коммунистических и прогрессивных партий, прогрессивных национальных движений, не говоря уже о молодежных, спортивных, научных, студенческих обществах и так далее. Для справки - только в Канаде активно действовало 14 национальных прогрессивных организаций - русинов, венгров, итальянцев... которые активно сотрудничали с обществом Дружбы, было время перед «перестройкой» когда они даже хотели объединиться в единую организацию. Говорят, местные «коммунисты» были в шоке - объединенная организация запросто «задвигала» их по численности и масштабу влияния.

Казалось бы - вот, все карты в руке верхушке СССР, играй на этом, поддержи, изматывай противника по всем фронтам. Пусть западные спецслужбе везде видят врагов и агентов влияния, в панике следя за всеми подряд. А мы поднимем во всем мире громкую кампанию насчет нарушения прав человека на Западе и всевластия тайной полиции. Ведь часто совсем не обязательно снабжать деньгами - разрабатывай идеологию, переводи и продвигай фильмы, книги, публицистические статьи, сделай так, чтобы нужная информация моментально разлеталась по сети таких организаций, обходя информационную блокаду. Какая мощная поддержка по всему миру могла бы быть... Нет, полная тишина, в лучшем случае одни словеса».

Надеюсь, «сие да послужит орлам уроком», и когда восстановится СССР - или иное коммунистическое общество, оно будет более открытым для диссидентов из стран реакционной периферии, чем США. Иначе не выживет и не победит. И будет столь же нетерпимым к своим лоялистам, цепляющихся за проклятое прошлое - но выталкивающим, а не репрессирующим их. Иначе репрессии естественным образом перекинутся от действительных врагов на всяких инакомыслящих, начнётся та самая стрельба по своим, которая истребила партию большевиков, а когда революционеры вместе с искренними попутчиками революции перебиты, верх берут люди с культурным бэкграундом  старых порядков - и воспитывают следующее поколение. via wsf1917

Previous post Next post
Up