Копенгаген, ч. 4. Музей дизайна

Aug 07, 2014 01:24




Скажу честно - у меня пока плоховато получается планировать время в Копенгагене. Вот, составил себе список интересных мест, но обходить его, в итоге, начал откуда-то даже не с конца, а сбоку. Первым делом, например, посетил Музей рабочих. Ну, в основном потому, что с Королевским арсеналом просчитался, нужно было срочно подыскать замену, а в Копенгагене по понедельникам крайне скудный выбор музеев.

Следующим сходил в Музей дизайна. И тоже потому, что недалеко от него закончилась пешая экскурсия. Так что сегодня про дизайн и поговорим. А про остальные два упомянутых события тоже обязательно расскажу, но чуть позже.

Музей расположен недалеко от места проживания королевской семьи. Выглядит снаружи он как-то так:



Видите силуэты стульчиков на заборе? Дело в том, что Дания вообще известна на весь мир своей мебелью и теми, кто ее проектирует.



А в этом году как раз исполняется сто лет со дня рождения двух титанов датской мебельной индустрии - Ханса Вегнера и Борге Могенсена. В честь этого события в музее проходит специализированная мебельная выставка. Но и основная экспозиция тоже никуда не делась, естественно.

На входе всем желающим предлагают посидеть в несколько гиперболизированных креслах работы Вегнера:


Ну, на этом не получится, там веревочка, видите. А вот в том, что на заглавной фотографии поста - вполне-себе.

Кроме самой мебели можно заценить работу мысли гения по его наброскам:



Полюбоваться на красивые плакаты:



И даже на девчонок:



За свою жизнь Вегнер спроектировал очень много всего в разных стилях. Но я вас мучать особо не буду, тем более, что и сам не слишком большой фанат именно мебельного дизайна. Выставка наверняка была очень интересна профессионалам и для них, в общем, скорее всего и предназначалась.






Параллельно в Вегнером рассматривается история датского мебельного дизайна в целом. Как вам, к примеру, шкаф-аквариум?



Или вот стульчик "Тринидад".


Его спроектировала женщина-дизайнер Нана Дитцель, что уже само по себе замечательно, ибо мебельная индустрия практически целиком оккупирована мужчинами и женщин там обычно не жалуют. Нана несколько раз съездила в отпуск на этот самый Тринидад, где наблюдала за работой циркулярной пилы на лесопилке. Зрелище оказалось настолько вдохновительным, что она тут же села за чертежи. Короче, всегда интересно узнавать, откуда у людей в голове появляются идеи!

Так, ладно, я ж пообещал, что мебелью мучать не буду. Пойдем лучше посмотрим разный другой промдизайн. А за ним крайне интересно наблюдать в разрезе событий, в целом происходящих с человечеством. Одна эпоха сменяет другую, какие-то острые проблемы решаются и отходят на второй план, какие-то тут же занимают их место. Сменяются идеологии. Люди о чем-то мечтают, фантазируют и думают о будущем. По закону драматической перипетии надежда сменяется разочарованием, а разочарование - новой надеждой.

Эээ... К чему я сейчас лил всю эту воду? В общем, экспозиция в Музее дизайна представлена в каком-то вот таком ключе. В каждой комнате кратко описана какая-то из ярких тенденций XX века, а предметы иллюстрируют, как все это преломилось в дизайне.

Например, с 20-х по 40-е годы людям представлялось, что наука рука об руку с новейшими технологиями вот-вот построят идеальное общество, в котором даже социальные изменения и усовершенствования будут проходить под строгим руководством научных методов. В дизайне в это же время возникло течение функционализма, призванное отразить эти тенденции. Баухауз, Ле Корбюзье - все эти люди. Никаких глупых украшательств - внешний вид предмета должен определяться его функцией.












В идеале одна только чистая функция и должна остаться - вот он, безупречный дизайн!



Тут же возникает авангард, конструктивизм и футуризм. Их адепты считают, что новый язык визуальной культуры должен четко отражать революционные изменения в общественной, политической и экономической жизни, тоже быть революционным. Идея оказалась утопической, продлилось все это недолго, но было весело!

В соответствующем зале на почетных местах располагается как вы думаете что?






А это произведение явно в школьную программу не входит!



В 60-х в Дании господствовал модерн - все та же функциональность, мягкие линии, простая форма, натуральные материалы. Оно хорошо продавалось, но уже начало всех потихоньку задалбывать.






Идеи, породившие функционализм, в общем, потерпели крах - война это показала. Технологий и науки оказались маловато для построения идеального общества.

И тогда на сцене появился поп-арт. Который сказал - скушняк эта ваша простота и функциональный дизайн! Хотим ярких красок, вызывающих форм, блеска и провокаций!















Параллельно со всем этим в дизайне преломлялись и другие тенденции, прошедшие сквозь весь XX век. Например, резко увеличившаяся скорость перемещений в пространстве и существенно выросший вслед за этим темп жизни. Легкость и аэродинамика!


(я обещал вам, что мебели больше не будет? Я соврал!)













Борьбу с наследием модернизма продолжил постмодернизм. Начались попытки стереть всякое различие между утилитарной вещью и предметом искусства.












Тут же появляется и протест против общества потребления, борьба за экологию, призывы к повторному использованию материалов.

Как вам креслице из подшивки старых газет, к примеру?






А блюдо из велосипедных камер?



А табуреточка?



"Если у вас остались пластиковые пакеты из-под сока, НЕ ВЫБРАСЫВАЙТЕ!"



Дизайнеры грезят городами будущего.



И хотят, по примеру, хиппи, единиться там с природой.



Ну, и напоследок вот вам еще несколько плакатов.

















Мебель, Дания, Дизайн, Музей, Плакат, Копенгаген, Путешествия

Previous post Next post
Up