Скажу честно - у меня пока плоховато получается планировать время в Копенгагене. Вот, составил себе список интересных мест, но обходить его, в итоге, начал откуда-то даже не с конца, а сбоку. Первым делом, например, посетил Музей рабочих. Ну, в основном потому, что с Королевским арсеналом просчитался, нужно было срочно подыскать замену, а в Копенгагене по понедельникам крайне скудный выбор музеев.
Следующим сходил в Музей дизайна. И тоже потому, что недалеко от него закончилась пешая экскурсия. Так что сегодня про дизайн и поговорим. А про остальные два упомянутых события тоже обязательно расскажу, но чуть позже.
Музей расположен недалеко от места проживания королевской семьи. Выглядит снаружи он как-то так:
Видите силуэты стульчиков на заборе? Дело в том, что Дания вообще известна на весь мир своей мебелью и теми, кто ее проектирует.
А в этом году как раз исполняется сто лет со дня рождения двух титанов датской мебельной индустрии - Ханса Вегнера и Борге Могенсена. В честь этого события в музее проходит специализированная мебельная выставка. Но и основная экспозиция тоже никуда не делась, естественно.
На входе всем желающим предлагают посидеть в несколько гиперболизированных креслах работы Вегнера:
Ну, на этом не получится, там веревочка, видите. А вот в том, что на заглавной фотографии поста - вполне-себе.
Кроме самой мебели можно заценить работу мысли гения по его наброскам:
Полюбоваться на красивые плакаты:
И даже на девчонок:
За свою жизнь Вегнер спроектировал очень много всего в разных стилях. Но я вас мучать особо не буду, тем более, что и сам не слишком большой фанат именно мебельного дизайна. Выставка наверняка была очень интересна профессионалам и для них, в общем, скорее всего и предназначалась.
Параллельно в Вегнером рассматривается история датского мебельного дизайна в целом. Как вам, к примеру, шкаф-аквариум?
Или вот стульчик "Тринидад".
Его спроектировала женщина-дизайнер Нана Дитцель, что уже само по себе замечательно, ибо мебельная индустрия практически целиком оккупирована мужчинами и женщин там обычно не жалуют. Нана несколько раз съездила в отпуск на этот самый Тринидад, где наблюдала за работой циркулярной пилы на лесопилке. Зрелище оказалось настолько вдохновительным, что она тут же села за чертежи. Короче, всегда интересно узнавать, откуда у людей в голове появляются идеи!
Так, ладно, я ж пообещал, что мебелью мучать не буду. Пойдем лучше посмотрим разный другой промдизайн. А за ним крайне интересно наблюдать в разрезе событий, в целом происходящих с человечеством. Одна эпоха сменяет другую, какие-то острые проблемы решаются и отходят на второй план, какие-то тут же занимают их место. Сменяются идеологии. Люди о чем-то мечтают, фантазируют и думают о будущем. По закону драматической перипетии надежда сменяется разочарованием, а разочарование - новой надеждой.
Эээ... К чему я сейчас лил всю эту воду? В общем, экспозиция в Музее дизайна представлена в каком-то вот таком ключе. В каждой комнате кратко описана какая-то из ярких тенденций XX века, а предметы иллюстрируют, как все это преломилось в дизайне.
Например, с 20-х по 40-е годы людям представлялось, что наука рука об руку с новейшими технологиями вот-вот построят идеальное общество, в котором даже социальные изменения и усовершенствования будут проходить под строгим руководством научных методов. В дизайне в это же время возникло течение функционализма, призванное отразить эти тенденции. Баухауз, Ле Корбюзье - все эти люди. Никаких глупых украшательств - внешний вид предмета должен определяться его функцией.
В идеале одна только чистая функция и должна остаться - вот он, безупречный дизайн!
Тут же возникает авангард, конструктивизм и футуризм. Их адепты считают, что новый язык визуальной культуры должен четко отражать революционные изменения в общественной, политической и экономической жизни, тоже быть революционным. Идея оказалась утопической, продлилось все это недолго, но было весело!
В соответствующем зале на почетных местах располагается как вы думаете что?
А это произведение явно в школьную программу не входит!
В 60-х в Дании господствовал модерн - все та же функциональность, мягкие линии, простая форма, натуральные материалы. Оно хорошо продавалось, но уже начало всех потихоньку задалбывать.
Идеи, породившие функционализм, в общем, потерпели крах - война это показала. Технологий и науки оказались маловато для построения идеального общества.
И тогда на сцене появился поп-арт. Который сказал - скушняк эта ваша простота и функциональный дизайн! Хотим ярких красок, вызывающих форм, блеска и провокаций!
Параллельно со всем этим в дизайне преломлялись и другие тенденции, прошедшие сквозь весь XX век. Например, резко увеличившаяся скорость перемещений в пространстве и существенно выросший вслед за этим темп жизни. Легкость и аэродинамика!
(я обещал вам, что мебели больше не будет? Я соврал!)
Борьбу с наследием модернизма продолжил постмодернизм. Начались попытки стереть всякое различие между утилитарной вещью и предметом искусства.
Тут же появляется и протест против общества потребления, борьба за экологию, призывы к повторному использованию материалов.
Как вам креслице из подшивки старых газет, к примеру?
А блюдо из велосипедных камер?
А табуреточка?
"Если у вас остались пластиковые пакеты из-под сока, НЕ ВЫБРАСЫВАЙТЕ!"
Дизайнеры грезят городами будущего.
И хотят, по примеру, хиппи, единиться там с природой.
Ну, и напоследок вот вам еще несколько плакатов.