ПАРАДОКСЫ ТЕХНОЛОГИЙ. Великий Восток. Часть первая....

Mar 12, 2016 00:41

Оригинал взят у vaduhan_08 в ПАРАДОКСЫ ТЕХНОЛОГИЙ. Великий Восток. Часть первая....
"Великий Восток" "Левиафан" (далее ВВ) - шедевр Брюнеля, детище века "железа и пара" средина 19 века подходящий объект для того что бы выяснить технологический уровень первой половины 19 века! Самый загадочный период истории на мой взгляд. Я много посвятил места в своем журнале этому периоду - периоду, когда строились многокилометровые каналы по всему миру, такие города как Санкт Питербург со своими гранитными берегами и фортами, соборами вызывающими споры до сих пор, звездчатыми крепостями Вобана и Тотлебена и многое многое другое! Все эти сооружения можно назвать типовыми и грандиозными - каналы в китае или во Вьетнаме ни чуть не уступают каналам Мариинской водной системы. Соборы Казанский или Искаевский ни чем не превосходят соборы Рима или Парижа, но и уж не уступают точно! Капитолий Вашингтона и Обелиск не меньше чем Зимний Дворец и Александрийская колонна. Читатели моего журнала знают, что основной мыслью, идеей этого журнала было сопоставление технологий строительства и всех других, основных технологий, которыми пользуются люди. Например бумага, краски, фарфор, ткачество и многое другое, все то чем мы пользуемся с древнейших времен.
Я ни когда не пытался исследовать "деяния царей", то есть основной массив данных, который "покрыт" официальной историей. Я всегда беру официальные данные о развитии технологий и что хорошо, они очень тесно взаимосвязаны, по этому можно выстроить логическую последовательность, в принципе история технологий даже в официальном виде очень последовательна и логична! На этом я и выезжаю! Выезжал до сих пор, пока не увидел корабль Брюнеля!
Если официальная история считает что в древнем Египте были пилы и в древнем Риме были пилы, а они не могли не быть раз понастроили такое, то эту задачу я для себя решил просто - пила это прокат, пусть не сталь, пусть железо кричное но это прокат! Прокат появился в конце 18 века, ну пусть в средине 18 века значит и эти все Египты тоже 18 век. Античность это 18 век, так решил я для себя и пытался довести это до читателей. Однако оставались некие парадоксы которые не укладывались в примитивные в общем то технологии 18 века - это огромные каналы с гранитными берегами, это карьеры Инкермана, Лонгью, Сиракуз, Египта и пр., где на стенах хорошо видны следы машинной добычи. Я бы их конечно как мне советовали некоторые исследователи отнес бы с радостью в 19 век век железа и пара - но на фото второй половины 19 века эти карьеры уже давно не рабочие, а Египет и прочие античности все в развалинах. В этом плане очень показательна Крымская война, которая вся "задокументирована" Роджером Фентоном и не только - полным полно фотографий где видны гигантские выработки инкермана и развалины Севастополя. При всем при том очень хорошо описан технологический уровень этой войны - первые паровозы, первый телеграф, первые пароходы военного назначения и при этом нарезные дульнозарядные ружья и бронзовые пушки, ну и кавалеры с саблями наголо на картечь!
Впервые я подумал о разрыве технологий, когда не понял логики нарезного дульнозарядного оружия, я много писал об этом, споры были не шуточные! Нарезные стволы есть и даже как бы из древности великой, а стреляют из них как из поджигов, ствол имеет фланец под патрон а заряжают засыпая порох в ствол.... парадокс! Я тогда предположил что раньше в начале 19 века технологический уровень был выше и делали нарезные стволы под патроны а потом произошло что то что вызвало значительное отставание и патроны, а это довольно хитрое производство, делать перестали вот и стали приспосабливать старые стволы для стрельбы кремневым затвором.
И вот теперь я получил на руки артефакт, который можно изучать на несоответствие и величину этого разрыва в технологиях. "Левиафан" Брюнеля!
Давайте вместе попробуем воссоздать по объекту технологический уровень тех кто его строил и посмотрим соответствует ли он средине 19 века.
Во первых масштаб корабля - это один из самых больших кораблей построенных людьми



Этот корабль всего в два раза меньше чем топ десятка самых больших кораблей нашего времени!
Этот корабль соизмерим с Титаниками и Лузитаниями всякими!
К чему это я говорю... если вы строили шлюпки, то вот взять и просто построить шлюпку в сто раз больше и из железа вместо досок не получится. Но это лирика, давайте перейдем к физике.
Я еще раз скажу что я пользуюсь доступной и официальной информацией!!!
По всем источникам говорится,что корабль построен с герметичными переборками и двойным стальным корпусом из листов проката на заклепочном соединении. Вот здесь и остановимся по подробнее!



Что такое прокат? Это всякие длинные фигурные железяки, а не только лист металла.



Корабль сделан из проката - тут без вопросов! Но был ли прокат в то время, ОИ считает что был, рельсы ведь тоже прокат, паровозы прокат и так далее...
Вот что пишет официальная история металлургии про блюминги и слябинги - Впервые трио-станы были применены для обжатия бессемеровских слитков в США А. Холлеем (1871). В последующие годы Джон и Джордж Фриц, а также А. Холлей там же построили механизированные трио-блюминги для прокатки слитков небольшой массы. В Англии Рамсботомом был сконструирован (1880) дуо-реверсивный стан с переменным направлением вращения валков для прокатки слитков до 5 т и более. Широкое распространение дуо-реверсивный стан получил благодаря электрическому реверсивному приводу, предложенному К. Ильчнером (1902). То есть да, был, но только только начался, а по серьезному в конце 19 века. Но да бог с ним может в кузнях ковали.... ведь раз корабль есть значит и прокат есть!?? Да, забыл, прокат это еще и стальные канаты - тросы!!!
Логично предположить что раз угораздило взяться за такой корабль то с прокатом должно быть все очень хорошо, это уже должна быть отработанная технология и проката этого до черта.
Вот как выглядят стапеля где строили (?) Титаник и Олимпик.







Прокат прокат прокат!!! Везде и во всем! Краны и прочие ажурные конструкции, все понятно! Вокруг лежат листы проката для корпуса, профильные балки и прочее. Но где все это около "Левиафана"???



























Ох блин, Лузитания тоже подвернулась, это уже другая песня. Но вокруг Левиафана я не вижу не одной железки кроме цепей, не одной!!! Бревна, брус и доски! Цепи то же показатель - значит стальных тросов еще нет, не завезли наверное! :::-))) Я не вижу листов железа, я не вижу профильных балок из которых делали корпус, даже рядом не валяются - хотя процесс еще в разгаре!

Ну а теперь к соединению листов корпуса - клепке.
Я получил на первый пост этой темы кучу комментариев, среди них были очень, очень полезные и умные, но о них позже, множество комментариев было посвящено такому простому на первый взгял вопросу - клепке бортов. Ведь во всех источниках по строительству так живописно описано как стучали молотками клепальщики и даже о двух скелетах которых нашли между стенок! О ужас! Все сразу становится очень живо!
На самом деле это очень сложный и важный процесс, не зря клепальщикам платят больше всех рабочих.
Остановлюсь на этом процессе подробнее.
Сначала в листе по разметке нужно сделать отверстия!!! Дырки, в которые будут вставлять заклепки, и не абы где, а именно напротив дырок в профильных балках основы корпуса. Для того что бы просверлить дырки в стали, а после проката даже кричное железо станет практически сталью, нужно сверло еще более твердой стали. Но это пустяк - ружейные стволы же нарезали и аж в далекой древности. Раз корабль есть значит и сверла были, ладно! Но всяко дырки сверлят на заводе который готовит лист для обшивки, чертежи и разметка была на уровне, логистика то же! Брюнель же гений!
Как проводят клепку бортов...вот здесь подробно...http://iron-lab.ru/oborudovanie-i-instrument-dlya-klepki/
Самое главное здесь инструмент - пневмомолоток!
Вот работа клепальщиков на строительстве небоскребов в 20х годах 20 века, первых железный небоскреб построен в Чикаго в 1885 году из 10 этажей - это был фурор!!!









Лист сначала фиксируют и притягивают гайками, а потом только клепают, заклепку с другой стороны держит помощник специальным инструментом упором. в чем разница - молотком или пневмомолотком? В количестве точности и силе ударов, а ведь заклепка еще и раскаленная до 800 - 900 градусов!



Клепание листов производится в нахлест и как минимум двумя рядами клепок, лист еще потом "зачеканивают" для герметичности полной. Есть несколько хороших фото борта - я не вижу заклепок хоть режте!!!
Вот это "Титаник" прекрасно видны заклепки, хотя и не понятно что они делают - клепают или наоборот расклёпывают... но заклепки видны!



А вот борт "Левиафана" - длинные единые листы и без клепок, больше похоже на сварные швы!
Конечно там есть участки где клепка видна но это в местах деятельности Брюнеля - где разбирали борт что бы добраться до машины и сделать колесо гребное.







А ведь что самое интересно - Брюнель "отец" пневматических машин, он придумал пневмопочту, пневмометро и пневмомашины!
Но к чему я это все веду? На худой конец можно и в ручную и в холодную... но!!! Работать без освещения в темноте не возможно! Клепельщики судна работают на высоте и в сложных условиях и так еле держутся ну а если еще и темно?
Этот вопрос кажется не существенным но ведь Левиафан это не баркас рыбачий где солнышка достаточно - это как многоэтажный дом, а света в нем нет, электрическую лампу накаливания или даже дуговую лампу Лодигин и Яблочков еще не придумали!!! Еще лет 20 до этого! Чем там светили? Факелами? А вентиляция? Илюминаторов не хватит для проветривания... это конечно мои догадки, но... я хочу показать как вышел Брюнель из этого положения!











Палуба пуста! Сделаны специальные "окна" в палубе что бы свет хоть как то попадал внутрь, но на рисунке где большой зал есть люстра, не ужели она со свечами?
А нижние палубы чем освещали? А машинное отделение? Свечки жгли???
Ну ладно раз корабль есть и он плавал, правда как бы более 100 пассажиров ни разу не возил, но это все пустой разговор, апоненты я думаю уже нашли сто разных способов - ведь газовое освещение в Лондоне было - улицы освещали и ни чего! Хотя то же... только только!
Вот на Титанике палубы верхние уже построили - электричество сделали!

Ну а теперь самое интересное!
Мне мои читатели указали на винт этого корабля, вернее на ступицу пустую, место где должен быть винт!



Мне указали что это ступица "винта регулируемого шага" (ВРШ), это сложнейшая конструкция где винт меняет положение вплоть до возможности реверсивного хода! То есть лопасти винта поворачиваются как надо и меняется тяговитость, а возможно даже дать обратный ход, при этом нет необходимости менять обороты на валу! Такой винт используется на паровых турбинах например где делать реверсивный ход двигателем сложно!
Вот винт фиксированного шага (ВФШ) - это тоже не простое изделие форма и положение лопостей специально рассчитывается под корабль и двигатель!



Вот винт ВФШ Титаника...



А вот винт ВРШ современного корабля...









История создания этих винтов покрыта мраком, однако основная масса свидетельств сходится на 20 -30 годах 20 столетия, дело в том что такие винты очень сложны в управлении и до сих пор идет процесс их усовершенствования, при поиске выходят патенты в плоть до наших дней! На Титаниках тоже кстати ВРШ вместе с ВФШ...



Так что крепление лопастей таким хитрым способом, как мне один читатель предложил решить эту загадку не подходит, сделали же просто ВФШ и ни каких проблем!
А это валяется ВРШ!



ПРО двигатель...вот фото из музея этого корабля




Такое ощущение, что создатели этого макета и не знали, что у корабля есть винт!
Там много интересного, например бревна из под корабля в сухом доке!



Правда точно такие же есть в сухом доке где строился "Титаник", может уже сами путают как там все было!













Ну и под конец - управляемость такого корабля! Как довести команду до экипажа? Телефона то еще нет!!! Орать в рупор в машинное отделение - да хрен там кто что услышит, голубей посылать? Вот по этому скорее всего и были проблемы в управлении которые выходили все время боком этому кораблю!
Но толчок для развития технологий он дал колоссальный! Гигантский!!!
Возможно, что Титаники уже сами делали, ну по крайней мере эффективно смогли использовать!

Оказывается таких больших кораблей досталось еще немцам, французам и российскому флоту, ну может не таких больших, но досталось, например корвет "Витязь" история начала его эксплуатации сплошная песня!https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%82%D1%8F%D0%B7%D1%8C_(%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B2%D0%B5%D1%82,_1883)

Previous post Next post
Up