МиГ-31, именной борт 14 "Николай Иванов", 2016 г.
Вот и закончилась эпопея с проведением в Перми "белых ночей" - казалось бы, вместе с ними должны исчезнуть и те "уши", за которые воздушный праздник "Крылья Пармы" был "притянут" к июню вместо августа с его Днём авиации. Но, как говорят преферансисты, "карте место" - в 2016 году "Крылья" снова назначили на июнь. В официальных источниках даже написали - "традиционно проводится в июне", что меня, фаната авиации, хотя бы символически отмечающего 18 августа каждого года, несколько огорчило. Как-то даже спросил Юлию Ворожцову, стоявшую у истоков организации "Крыльев" в Перми (за что ей от имени всех пермяков земной поклон!!) - почему, дескать, не вернули дату фестиваля к августу, как было вначале? Юлия ответила, что, во-первых, ближе ко Дню авиации пригласить в Пермь какую-либо пилотажную группу было бы малореально ввиду их занятости в других местах, а во-вторых - в августе больше шансов нарваться на плохую погоду. И если с "во-вторых" ещё можно поспорить - на Урале погода летом ещё та лотерея, в любой из месяцев - то против "во-первых" возразить что-либо уже трудно. Поэтому - снова июнь.
"Крылья Пармы-2016": скромно и со вкусом
25.06.2016, аэродром "Сокол", Пермь
Утро, посетителей ещё нет - и пробок на въезде нет :)
Вот и состоялись очередные "Крылья Пармы". Предполагалось участие знаменитой группы "Русские Витязи" на Су-27 - но в связи с недавней катастрофой Сергея Ерёменко на полёты всех военных пилотажников пока действует запрет. Организаторы до последнего, наверное, надеялись, что выводы комиссии и снятие запрета успеет пройти до фестиваля - но не сложилось.
Борт 21 - один из немногих в Перми МиГ-31 поздних серий, со штангой дозаправки
В любом случае, своими средствами организаторы почти не располагают, так что пригласить кого-то из "коммерческих" пилотажников было бы не на что, даже если бы этим озаботились заранее. Прилетала только группа легкомоторной техники с аэродрома "Первушино" в Башкирии, предполагался пилотаж и даже показательный воздушный бой в их исполнении, но с этим тоже что-то не сложилось. Не знаю, почему - возможно, не смогли согласовать выделение зоны в пространстве аэропорта, у нас здесь всё-таки достаточно оживлённый по меркам постсоветской России аэроузел, и гражданские борта то и дело взлетают. В результате гости из Башкирии показали только несколько проходов и виражей над нами, "Вильга" протащила планер "Бланик", да ещё один лёгкий самолётик пролетел над нами с транспарантом "Я тебя люблю!" Зато над головами зрителей красиво парой прошли Ми-8 в камуфляже с подвешенными блоками НУРС, пролетел на малой высоте Ан-26 из состава ВТА; один из МиГ-31 (борт 14, которому именно сегодня торжественно присвоили имя Героя Советского Союза Николая Иванова) вдоль зрителей вырулил на полосу и изобразил прерванный разбег.
Ми-8 парой проходят над зрителями
Скромность воздушной части праздника скрашивали выступления со сцены, "первую скрипку" в которых играл уже традиционный гость фестиваля - Николай Анисимов со своими замечательными песнями. Ещё один именитый гость в этом году - испытатель с фирмы Сухого Игорь Вотинцев, у меня его фамилия ассоциируется с первыми полётами с ТАКР "Тбилиси" в 1989 году, хотя, понятно, он много чего и другого испытывал. Как и в прошлом году, нас приветствовали по видеосвязи российские космонавты с борта международной космической станции. Было много и других интересностей и развлечений. Один из спонсоров фестиваля - местный дилер автомобилей "Мицубиси" - устроил демонстрацию с буксировкой незаправленного МиГ-31 (борт 07) с помощью пикапа этой фирмы (Мигарь на водиле провезли по кругу вдоль всей магистральной рулёжки и ВПП). Что интересно: если в пилотскую кабину забрался при этом человек в форменном синем комбезе (техник, скорее всего), то в кабине оператора занял место мужик в гражданском, посадив на колени мальчишку лет 6-8. Видимо, сын кого-то из местных лётчиков упросил своего папку "дать прокатиться" :)
Буксировка боевого МиГа джипом
На статической стоянке были представлены 3 боевых МиГа, Ту-134 "Пермских авиалиний" (лётный, в него пускали экскурсии) и Як-40 (давно нелётный, но внешне ухоженный). Аэродромную технику представляла единственная АПА, на которую тоже пускали зрителей. Машина выглядела почти новой, и неспроста - на заводском шильдике я прочитал дату выпуска агрегата, 2014 год, что не может не радовать!
По итогам фестиваля озвучивали цифру порядка 25 тысяч посетителей - то есть примерно вдвое меньше, чем в прошлом году, всё-таки известие об отмене выступления "Витязей" сильно приуменьшило привлекательность мероприятия.
МиГ-31 борт 07 под прицелом прессы
По боевым МиГ-31: на стоянке были представлены, слева направо, номера 07, 21 и 14. 21-й - более нового выпуска, со штангой дозаправки, остальные два - ранних серий. 14-й к фестивалю получил имя собственное "Николай Иванов", традиционно для 764-го ИАП нанёсенное на обоих воздухозаборниках с декоративной синей полосой и изображением золотой звезды Героя Советского Союза; этот борт отличается от остальных также необычно светлым носовым радиопрозрачным обтекателем - или так покрашен, или материал другой (по-моему, эти обтекатели обычно не красятся). 21-й несёт на левом воздухозаборнике сильно вылинявшее изображение ордена Кутузова, на 07-м каких-то особых примет не заметил. Именной борт стоял на рулёжке с подвешенными под фюзеляжем дальнобойными ракетами Р-33, крыльевые пилоны были пусты, только со сдвоенными АКУ - видимо, для боевого дежурства на них обычно навешивают по паре Р-60 для ближнего боя. Остальные два борта были без подвесок, зато на них потом открыли доступ зрителям, можно было даже посидеть в кабинах. В 14-м по ходу показательных выступлений занял места экипаж, и самолёт сначала вырулил на полосу с имитацией разбега, потом был уведён в капонир - так что зрителей пустили только к двум оставшимся бортам.
На детской площадке не скучно
В этом году я вызвался на фестиваль волонтёром, так что чуть-чуть "заглянул за кулисы" праздника. Нам всем выдали по ярко-жёлтой футболке и кепке, на том и другом был крупный логотип "Крыльев Пармы" (и эмблема партии "Единая Россия" почему-то - спасибо ещё, что эмблема была мелкой). Это всё, чем мы внешне отличались от простых посетителей, только старшие в нашей команде имели ещё и таблички-"бэджики" с пропусками. Несмотря на мои опасения, что мы станем этакими "лошадьми на свадьбе" (морда в цветах, а *опа в мыле) - всё прошло весело и достаточно легко: основную тяжесть проведения "Крыльев" всё равно несёт на себе оргкомитет вместе с командованием и личным составом полка. Мы, волонтёры, у них просто "на подхвате".
Для волонтёров были выделены особые рейсы автобуса от Перми до аэродрома "Сокол" и обратно (мы должны были приехать раньше, а уехать позже всех посетителей). Кстати, по совпадению, госномер у "нашего" автобуса был самый правильный - "764" (мы как раз ехали в гости к 764-му истребительному авиаполку)! :) Автобус был полон - я насчитал более 50 человек, в основном - молодёжь лет 18-25, причём девчат примерно вдвое больше, чем парней. Было несколько компаний, в которых явно и давно друг друга знают, но многие были и сами по себе. Насколько понял, значительная часть волонтёров - уже "ветераны" этого движения, принимали участие во многих мероприятиях, так что "Крылья Пармы" для них лишь очередной повод проявить себя. Я тут несколько сбоку припёка - "вскочил в уходящий автобус" волонтёрства в последний момент (подал заявку только за пару дней до фестиваля, накануне закрытия приёма), поэтому на собраниях в начале июня не был и эту "кухню" представляю себе лишь приблизительно.
Отпрепарированный образец шестистволки ГШ-23-6
По приезде нас разделили по командам: на парковку, на детскую площадку, информирование, организация экскурсий в гражданский самолёт, помощь у сцены, раздача/продажа сувенирной продукции. При заполнении анкеты в своё время указал, что хотел бы на самолёт или детскую площадку, но там, наверное, команды уже заполнились (я был в числе последних записавшихся), так что назначили "на сувенирку". Позже выяснилось, что "сувенирки" в этом году мало, поэтому меня и Лену, мою товарку по "сувенирной" команде, перевели на "информирование". С каждой командой провели нехитрый инструктаж, особо упирая на то, что мы - "лицо фестиваля", поэтому со всеми посетителями должны быть максимально вежливы и не лезть в конфликты, какие бы нам ни встретились "редиски".
Николай Анисимов на сцене "Крыльев Пармы"...
Команда "информирования" должна была распределиться среди посетителей, раздавать буклетики с программой и планировкой открытой для посетителей территории, помогать людям сориентироваться и отвечать на возможные вопросы. По мере надобности нас ориентировали на дополнительные задачи (например, где-то через час после начала программы сказали, чтобы мы специально предлагали семьям с детьми посетить детскую площадку - там на тот момент было маловато ребятишек). Какой-то сети оповещения у нас не было, и даже список всех телефонов имелся только у старшего команды - ориентировки проходили просто устно от волонтёра к волонтёру, а по канареечно-ярким футболкам и кепкам мы легко могли найти своих в толпе. После открытия доступа к статстоянке большую часть наших направили к самолётам - приглядывать, чтобы посетители не повредили что-нибудь. Понятно, каждый самолёт был под присмотром своего техника или даже двух, но за всем подряд они уследить не могут.
...и волонтёры со своим выступлением на той же сцене
Для отдыха и хранения вещей у нас, волонтёров, был установлен свой полотняный ларёк возле входа в высотный домик (на плане этот домик солидно обозначался аббревиатурой ЗВС - "здание высотного снаряжения"). На травке перед ларьком расстелили привезённый с собой спальник - он служил нам и лежанкой для отдыха, и "достарханом" для обеда по мере надобности. Воздух был довольно свеж, но яркое солнце не давало мёрзнуть. Только вот к вечеру мы все от него обгорели :) За исключением этого мелкого неудобства - день прошёл интересно и с удовольствием. Спасибо организаторам и моим товарищам по волонтёрской команде фестиваля за подаренный праздник и хорошее настроение!
***