Крылья Пармы-2014, Крылья Пармы-2015

Jul 12, 2018 21:44





2014 год, линейка МиГ-29 "Стрижей" на пермском аэродроме

Пожалуй, среди всех "Крыльев Пармы" именно эти фестивали - 2014 и 2015 года - пока что держат рекорд как по богатству и разнообразию лётной программы, так и по числу посетителей. Возможно, "Крылья-2018" и поспорили бы за первенство, всё-таки полёты "Русских витязей" на новых Су-30СМ тоже не хухры-мухры - но далеко не лучшая погода в тот день наверняка сократила как лётную программу, так и число зрителей. Сам не был и "Крыльев-2018" не видел, поэтому не уверен.

Сразу повинюсь, что "Крыльям-2014" в своих записях я уделил намного меньше места, чем он того заслуживал, поэтому объединяю кратенькую заметку об этом празднике с рассказом о фестивале следующего года. Тем более, что их объединяет ещё и одинаковый "гвоздь программы" - потрясающий пилотаж группы "Стрижи", прилетавшей в Пермь как в 2014, так и в 2015 году.



"Крылья Пармы-2014": МиГи в воздухе!

28.06.2014, аэродром "Сокол", Пермь

На очередной праздник "Крылья Пармы", я поехал со старшими ребятишками. Традиционно неизбежные пробки на въезде и выезде вместе с жаркой погодой заставили нас как следует попотеть, но замечательная программа на аэродроме с лихвой окупила эти неудобства, и в целом дети остались довольны.



Ромбик "Стрижей", 2014 год

Праздник превзошёл все предыдущие года, и по наплыву посетителей в том числе (отсюда, собственно, и пробки сильнее обычного). Прямо с самого начала - МиГи-31-е при всех своих размерах и оглушительности не просто прорулили по полосе, как обычно, а взлетели, причём сразу парой, да потом ещё и низенько-низенько так прошли. Так-то нам, пермякам, привычно видеть и слышать их в небе над городом, но уже на высоте под пятьсот и выше - в наборе. А тут все эти тонны тяги, грохоча всеми положенными децибелами - горизонтально проносятся неподалёку, чуть ли не на высоте столбов освещения... Ух! Потом пролёт парой изобразили также и Су-24. Бомбардировщики у нас не садились, просто на хорошей такой скорости пролетели с убранными на максимальный угол крыльями - смотрелось очень эффектно. Выступили также Ми-8 в чёрно-оранжевой "спасательной" окраске - винтокрылые машины изобразили тушение условного пожара выливанием специальной ёмкости на поле, а также зависание с, кажется, эвакуацией "пострадавшего" на тросе с земли.

Программа развлечений не исчерпывалась авиационной тематикой: как и в прошлом году, детей приглашали "Крылышки Пармы" с раскрасками и играми (мы с ребятишками не стали туда рваться, желающих было уж очень много); в ряду прочих палаток стояли и агитационные, рекламирующие службу в вооружённых силах - там можно было подержаться за учебный автомат или ручной пулемёт, примерить на себя детали формы и снаряжения и т. д.; большим "спросом" у детворы пользовался пригнанный на поле бронетранспортёр - мои ребята тоже с удовольствием на него взобрались. Были и песни со сцены, и всякие угощения на лотках - как же без того.

И всё-таки, конечно, зрители больше всего ждали и хотели видеть выступление группы высшего пилотажа "Стрижи" - и, наконец, она порадовала нас великолепным зрелищем. Конечно, пилотаж на МиГ-29 был далеко не таким ювелирно-сложным, какой показала в прошлом году группа "Русь" на своих лёгких и вёртких L-39, зато отсутствие той филигранности МиГи компенсировали динамикой. Истребители отлично дали нам почувствовать, что такое мощь, и насколько же её больше в боевом самолёте по сравнению с учебно-боевым "Альбатросом"! Моментальные наборы скорости и высоты из околосвальных режимов, оглушение зрителей форсажами - всё было. И фирменный "ромбик", и красивые фигуры - тоже, конечно.

Вечером в городе состоялся традиционный уже концерт Николая Анисимова; передав ребятишек с рук на руки супруге, я дошёл до концертного зала и с огромным удовольствием послушал песни Николая в компании лётчиков и причастных к фестивалю.

***

"Крылья Пармы-2015": и вновь наш "ромбик" носится по небу!

27.06.2015, аэродром "Сокол", Пермь



Именной МиГ-31, получивший имя "Пётр Грищенко" в честь 70-летия Победы. Грищенко - Герой Советского Союза, воевавший в Отечественню войну, а после неё одно время занимавший должность начштаба у нас в пермском полку. В честь торжества машина красуется полным вооружением (4 Р-33 под фюзеляжем, 4 Р-60 на пилонах).

Интересная деталь: фестиваль у нас в этом году практически не рекламировали, видимо, с целью уменьшить наплыв зрителей. Если в прошлые года по городу достаточно густо висели рекламные плакаты, приглашающие посетить "Крылья Пармы", то в этом, 2015-м, плакатов или не было, или было намного меньше, чем обычно - мне, во всяком случае, не попались. Информацию черпали только из инета. И хватило! По итогам фестиваля озвучивали цифру свыше 50 тысяч посетителей - не меньше, чем в прошлом году. Впрочем, оно и объяснимо - посмотреть и послушать было чего. Даже помимо выступления "Стрижей", служивших, как и в прошлом году, "гвоздём программы". Но я немного забежал вперёд...

Сегодня выехал на аэродром первым же рейсом, без нервов и пробок, да ещё и успел к самому открытию. Помимо официальных лиц - "отцов города", командования авиабазы "Сокол" - нашу Пермь со сцены приветствовал лётчик-испытатель Сергей Богдан, чуть ли не только из кабины опытного истребителя Т-50 севший на рейсовый самолёт к нам до Перми, а также космонавты с борта МКС (последние, понятно, не лично - появились на большом экране за сценой). На сцене выступали и танцевальные коллективы, и спортивный клуб "Гроза", изобразивший с макетами автоматов приёмы рукопашного боя, и авторы со своими песнями (в том числе, разумеется, Николай Анисимов) - но главное, конечно, было в воздухе.



Четвёрка 40-тонных МиГ-31, легко и непринуждённо показавших проход в плотном строю и роспуск

Ещё в начале дня на разведку погоды вылетел один из "Стрижей" на учебной спарке МиГ-29 - и свою основную задачу он совместил с целым каскадом фигур на малой высоте, приведя нас, зрителей, в полный восторг. Вскоре после его посадки в воздух ушли две пары МиГ-31, заставив победным грохотом движков заорать сигналки у припаркованных автомашин. Собравшись в плотный строй пеленга крыло к крылу, они потом прошли над полосой прямо в этом строю, и показали нам роспуск, словно заправские пилотажники. В исполнении громадин 31-х это впечатляет особенно! Прилетали парой Су-24 с авиабазы под Челябинском, были и парашютисты, и легкомоторники, потом Ми-8 новой модификации (со скошенной под аппарель хвостовой частью и длинным носом, выступающим впереди за остекление) показал сброс нескольких тонн воды из подвешенного на длинном тросе выливного прибора.



МиГ-29 рулит на исполнительный мимо восторженных зрителей

Но, конечно, больше всего ждали "Стрижей", и они не обманули ожиданий. В этом году они прилетели на 7 самолётах (5 спарок и 2 боевых одноместных МиГ-29). Выступали вшестером, 1 машина резервная. Программа, как я понял, была несколько сокращённой - хоть и не сплошная, но довольно плотная облачность не дала бы увидеть с земли многие вертикальные фигуры. Но и то, что показали, смотрелось здорово!



Пилотаж "Стрижей" вшестером, выпущены шасси и включены фары

Построение из шести боевых самолётов, выполняющие фигуры в плотном строю - это что-то с чем-то: даже "Русь" на лёгких "Альбатросах" свою программу отлётывали только впятером, а большую часть даже вчетвером плюс один солист. Ещё в новинку был зрелищный момент, когда весь этот строй из шести МиГ-29 в развороте выпустил шасси и фары. В продолжение действа фланговые (это были как раз одноместные) машины отошли от строя и пошли на посадку, оставив в небе более традиционный "ромбик" из четырёх спарок. Видимо, это были наиболее опытные пилоты, да и в меньшем количестве строй держать проще - так что четвёрка отлетала над нами так, что дух захватывало!



"Ромб" перестроился в "стрелу"

Ещё из нового - в этом году Артур Саркисян обеспечил со своих камер передачу данных на землю в реальном времени. Так что, помимо самолётов в небе, мы могли поглядывать на большой экран и видеть, что происходит прямо сейчас в кабине у командира группы или смотреть на строй МиГов изнутри. По "Стрижам" интересный момент услышал - что они числятся боевым подразделением и исправно сдают нормативы КБП, помимо всех выступлений. На всех их МиГах, не исключая учебные спарки, подвешены под крылом АПУ для ракет - причём часть из этих пилонов окрашена в стандартный серый цвет (хотя большинство, как и сами самолёты, несёт нарядную сине-красную раскраску). Вообще окраска произвела впечатление новой - гладкая, не вытертая - но не только что просохшей. Полагаю, самолёты красились месяц-два назад. Амбразуру пушки на всех самолётах подходил, щупал, но следов нагара не нашёл :) Хотя не знаю, может, он легко и без следов смывается.



Посетители "Крыльев Пармы-2015" не скучали

Вечером, после окончания собственно фестиваля, в концертном зале выступил Николай Анисимов со своими прекрасными песнями. В этом году, в отличие от прошлого, за вход в зал даже символической платы не брали. Всё было по-домашнему, "для своих". Большая часть зрителей - лётчики с авиабазы, сами "Стрижи", их друзья и знакомые. С такой компанией даже просто рядом посидеть приятно :) Лётчиков "Стрижей" пригласили на сцену, представили особо. Приятно было услышать, что у них состав обновляется, приходят и встают в строй молодые лётчики (только за год - два, насколько я запомнил, перевелись двое новичков).



На концерте после праздника. На сцене слева - Николай Анисимов, у микрофона - командир "Стрижей" Сергей Осяйкин

Жаль, если больше такой праздник не повторится - а говорят, что денег на следующий найдут вряд ли. Надеюсь, что хоть будут проводить день открытых дверей на авиабазе, как раньше, на День Авиации. Там было всё поскромнее, без приглашённых пилотажников и полётами только легкомоторников, но скучно и тогда не было.

***

очерк, "Крылья Пармы"

Previous post Next post
Up