1. Итак. Главное ради чего я ехал столько километров через Петрозаводск и прочие города и веси. Малая Вишера.
Совершенно уникальное место. РЖД - враг народа, взвинтил тарифы так что теперь добраться туда стоит чуть ли не 600 рублей. Выход конечно один - ехать зайцем. Но... здешние электрички имеют куда более короткие остановки чем московские, а контролёры ходят с двух концов по нескольку раз. Собственно говоря так мы туда и ехали, в общей сложности убегая раз 5, один раз нас схлопнули почти но мы успели, и один раз - чуть не остались на платформе Гряды.
Однако к делу. Сначала немного о вокзале.
Посмотреть на Яндекс.Фотках2. Вокзал станции I класса, однотипен с теми что в Бологом и Твери. Построен в 1843-45 годах по проекту архитектора Рудольфа Андреевича Желязивеча, ученика Константина Тона. Собственно говоря - Тон строил только вокзал в Москве и Петербурге, а Желязевич все остальные вокзалы, вагонные сараи, депо, водонапорные башни и всё относившееся к железной дороге.
Посмотреть на Яндекс.Фотках3.Кстати, это не просто вокзал в городке, это ещё и важнейший географический пункт в истории февральской революции 1917 г.: здесь был остановлен царский поезд (под предлогом того, что Любань и Тосно уже были заняты повстанцами), после чего царь отправился в Псков, где будет подписано отречение.
Посмотреть на Яндекс.Фотках4. Немного вокзальных интереьеров. Часть вокзала на ремонте, который больше напоминает разруху.
Посмотреть на Яндекс.Фотках6. Общий вид комплекса с моста. Депо - здание большое и кирпичное - позади.
Посмотреть на Яндекс.Фотках7. Минуем заброшенный вагонный сарай 1952 года постройки, и подходим к депо... Депо выстроено одновременно с вокзалом, тем-же архитектором.
Посмотреть на Яндекс.Фотках8. Входим в стойло. Оно конечно не сохранилось в своём первоначальном виде - оно утонуло в обстройках, в том числе - исторических, оно утратило железный купол, но сохранило структуру, разворотный круг, остатки этого купола, и мастерские.
Посмотреть на Яндекс.Фотках9. Многие стойла ещё несут навесные ворота советского времени...
Посмотреть на Яндекс.Фотках10. Между многими стойлами глухие кирпичные перемычки, но изначально это было не так, стойла были открытыми внутри.
Посмотреть на Яндекс.Фотках11. Тут депо расширили...
Посмотреть на Яндекс.Фотках13.
Посмотреть на Яндекс.Фотках14. А вот это - уже не расширение - это въезды в паровозоремонтные мастерские, примыкающие к депо. Это тоже изначальная, николаевская часть здания.
Посмотреть на Яндекс.Фотках15. А вот и сами мастерские...
Посмотреть на Яндекс.Фотках16.
Посмотреть на Яндекс.Фотках17. А теперь сердце депо - разворотный круг.
Посмотреть на Яндекс.Фотках18. Кстати, заметьте эту металлическую сетку - это вам не что-нибудь - а остатки железного купола венчавшего сие сооружение.
Посмотреть на Яндекс.Фотках19. Кстати - круг первый, был не с железной фермой как сейчас, а деревянной и разворачивался с помощью ручных лебёдок.
Посмотреть на Яндекс.Фотках20. Попытаемся обойти вокруг. Мастерские утонули в обстройках конца 50-х, но всё ещё выделяются...
Посмотреть на Яндекс.Фотках21. А вот это - не обстройка - остатки арочных окон николаевского времени выдают это здание.
Посмотреть на Яндекс.Фотках22. Трёхарочное окно на фронтончике...
Посмотреть на Яндекс.Фотках23. Арочные николаевские окна на первом этаже...
Посмотреть на Яндекс.Фотках24. А вот наименее изменившаяся часть депо - примыкание мастерских с другой стороны. Видна внешняя стенка нерасширенного стойла николаевской эпохи с арочным окном, старый чулан с колоритным цоколем.
Посмотреть на Яндекс.Фотках25. Выныриваем снова из депо...
А как оно было?
Посмотреть на Яндекс.Фотках26. А примерно вот так. Типовой проект здания. Такими были все основные депо по Николаевской железной дороге, кроме Московского. В Москве близость Красного пруда не позволила построить мастерские (что значимости Московского кругового не убавляет).
Посмотреть на Яндекс.Фотках27. А так это выглядело внутри... Посмотрите на этот внушительный железный купол...
Посмотреть на Яндекс.Фотках28. А вот редкая старая фотография (этого депо очень мало снимков, хотя есть и аналогичных снимки), где виден этот купол и паровоз серии Н.
Посмотреть на Яндекс.Фотках29. А вот общий вид станции с юга, церкви справа разумеется не сохранилось. Депо видно вдалеке.
Посмотреть на Яндекс.Фотках30. А вот что-б ещё могли представить первоначальный вид станции - аналогичное депо в Окуловке - дожившее до начала ХХ века без перестроек и изменений. В настоящее время увы ополовинено и заброшено, а вокзал (единственный памятник в городе, при том федеральный) снесён в 2003 году несмотря на то что на его защиту вышел весь городок.
Посмотреть на Яндекс.Фотках31. Гибель титана. Резка последнего остававшегося в депо паровоза. Одна из немногих более поздних фотографий истории депо что удалось обнаружить.
Посмотреть на Яндекс.Фотках32. Входящая в комплекс депо нефтекачка...
Посмотреть на Яндекс.Фотках33.
Посмотреть на Яндекс.Фотках34.
Посмотреть на Яндекс.Фотках35. Административное здание при Николаевской железной дороге, уже начала 20 века...
Посмотреть на Яндекс.Фотках36. Дом для ремонтных рабочих.
Посмотреть на Яндекс.Фотках37. Ну и что-б не просто одно депо, несколько видов обычной городской застройки Малой Вишеры.
Посмотреть на Яндекс.Фотках38. Малая Вишера город кстати молодой, своим рождением он обязан именно строительству дороги и депо.
Посмотреть на Яндекс.Фотках39. Вишер как известно 3, Большая, Малая и Пустая. Изначально Малой звалась нынешняя Пустая, но когда строили железную дорогу то жителей Пустой, бывших государственными крестьянами переселили на новое место.
Посмотреть на Яндекс.Фотках40. Так возник город. И ныне - Малая Вишера - больше Большой.
Посмотреть на Яндекс.Фотках41. Домов интересных тут немного, но попадаются...
Посмотреть на Яндекс.Фотках42.
Посмотреть на Яндекс.Фотках43. Дом купца Курженкова, ныне местная администрация... Хоть бы музей был краеведческий, а то искали - не нашли...
Кинув последний взгляд на депо и вокзал мы отчаливаем. Небольшой бонус в виде того что успели снять между беготнём от контролёров. К сожалению башни в Грядах пропустили...
Посмотреть на Яндекс.Фотках44. Деревянный вокзал 1890-х в Дубцах...
Посмотреть на Яндекс.Фотках45. Волхов мост...
Посмотреть на Яндекс.Фотках46. Домики в нём...
Посмотреть на Яндекс.Фотках47. Вокзал в Чудово
Посмотреть на Яндекс.Фотках48. 20-минутная передышка в Торфяном - пропускали грёбаный "Сапсан"...
Посмотреть на Яндекс.Фотках49. Любань. Вокзал II класса, но более крупный чем обычно - нетиповой.
Посмотреть на Яндекс.Фотках50.
Посмотреть на Яндекс.Фотках51. Уполовиненное и изуродованное циркульное депо в Любани... а ведь когда-то...
Посмотреть на Яндекс.Фотках51. была там такая красота... Овечка что стоит в музее на Варшавском вокзале ещё её застала. Может это и она выезжает.
Посмотреть на Яндекс.Фотках52. Поповка...
Посмотреть на Яндекс.Фотках53. И наконец - Обухово! Мы сделали это!
P\S. Да, что-б знали. РЖД собирается сносить депо в Малой Вишере и в данный момент пытается получить необходимые разрешения... Для чего? А ровным счётом - просто так. Патамушта. Веерное депо в Москве раскрошили, а обломки так и лежат, после сноса вокзала в Окуловке - руины ещё год лежали между путей...