Малая Вишера... Читать всем обязательно.

Aug 07, 2011 23:08



1. Итак. Главное ради чего я ехал столько километров через Петрозаводск и прочие города и веси. Малая Вишера.

Совершенно уникальное место. РЖД - враг народа, взвинтил тарифы так что теперь добраться туда стоит чуть ли не 600 рублей. Выход конечно один - ехать зайцем. Но... здешние электрички имеют куда более короткие остановки чем московские, а контролёры ходят с двух концов по нескольку раз. Собственно говоря так мы туда и ехали, в общей сложности убегая раз 5, один раз нас схлопнули почти но мы успели, и один раз - чуть не остались на платформе Гряды.
Однако к делу. Сначала немного о вокзале.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
2. Вокзал станции I класса, однотипен с теми что в Бологом и Твери. Построен в 1843-45 годах по проекту архитектора Рудольфа Андреевича Желязивеча, ученика Константина Тона. Собственно говоря - Тон строил только вокзал в Москве и Петербурге, а Желязевич все остальные вокзалы, вагонные сараи, депо, водонапорные башни и всё относившееся к железной дороге.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
3.Кстати, это не просто вокзал в городке, это ещё и важнейший географический пункт в истории февральской революции 1917 г.: здесь был остановлен царский поезд (под предлогом того, что Любань и Тосно уже были заняты повстанцами), после чего царь отправился в Псков, где будет подписано отречение.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
4. Немного вокзальных интереьеров. Часть вокзала на ремонте, который больше напоминает разруху.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
6. Общий вид комплекса с моста. Депо - здание большое и кирпичное - позади.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
7. Минуем заброшенный вагонный сарай 1952 года постройки, и подходим к депо... Депо выстроено одновременно с вокзалом, тем-же архитектором.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
8. Входим в стойло. Оно конечно не сохранилось в своём первоначальном виде - оно утонуло в обстройках, в том числе - исторических, оно утратило железный купол, но сохранило структуру, разворотный круг, остатки этого купола, и мастерские.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
9. Многие стойла ещё несут навесные ворота советского времени...



Посмотреть на Яндекс.Фотках
10. Между многими стойлами глухие кирпичные перемычки, но изначально это было не так, стойла были открытыми внутри.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
11. Тут депо расширили...



Посмотреть на Яндекс.Фотках
13.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
14. А вот это - уже не расширение - это въезды в паровозоремонтные мастерские, примыкающие к депо. Это тоже изначальная, николаевская часть здания.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
15. А вот и сами мастерские...



Посмотреть на Яндекс.Фотках
16.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
17. А теперь сердце депо - разворотный круг.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
18. Кстати, заметьте эту металлическую сетку - это вам не что-нибудь - а остатки железного купола венчавшего сие сооружение.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
19. Кстати - круг первый, был не с железной фермой как сейчас, а деревянной и разворачивался с помощью ручных лебёдок.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
20. Попытаемся обойти вокруг. Мастерские утонули в обстройках конца 50-х, но всё ещё выделяются...



Посмотреть на Яндекс.Фотках
21. А вот это - не обстройка - остатки арочных окон николаевского времени выдают это здание.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
22. Трёхарочное окно на фронтончике...



Посмотреть на Яндекс.Фотках
23. Арочные николаевские окна на первом этаже...



Посмотреть на Яндекс.Фотках
24. А вот наименее изменившаяся часть депо - примыкание мастерских с другой стороны. Видна внешняя стенка нерасширенного стойла николаевской эпохи с арочным окном, старый чулан с колоритным цоколем.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
25. Выныриваем снова из депо...
А как оно было?



Посмотреть на Яндекс.Фотках
26. А примерно вот так. Типовой проект здания. Такими были все основные депо по Николаевской железной дороге, кроме Московского. В Москве близость Красного пруда не позволила построить мастерские (что значимости Московского кругового не убавляет).



Посмотреть на Яндекс.Фотках
27. А так это выглядело внутри... Посмотрите на этот внушительный железный купол...



Посмотреть на Яндекс.Фотках
28. А вот редкая старая фотография (этого депо очень мало снимков, хотя есть и аналогичных снимки), где виден этот купол и паровоз серии Н.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
29. А вот общий вид станции с юга, церкви справа разумеется не сохранилось. Депо видно вдалеке.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
30. А вот что-б ещё могли представить первоначальный вид станции - аналогичное депо в Окуловке - дожившее до начала ХХ века без перестроек и изменений. В настоящее время увы ополовинено и заброшено, а вокзал (единственный памятник в городе, при том федеральный) снесён в 2003 году несмотря на то что на его защиту вышел весь городок.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
31. Гибель титана. Резка последнего остававшегося в депо паровоза. Одна из немногих более поздних фотографий истории депо что удалось обнаружить.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
32. Входящая в комплекс депо нефтекачка...



Посмотреть на Яндекс.Фотках
33.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
34.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
35. Административное здание при Николаевской железной дороге, уже начала 20 века...



Посмотреть на Яндекс.Фотках
36. Дом для ремонтных рабочих.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
37. Ну и что-б не просто одно депо, несколько видов обычной городской застройки Малой Вишеры.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
38. Малая Вишера город кстати молодой, своим рождением он обязан именно строительству дороги и депо.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
39. Вишер как известно 3, Большая, Малая и Пустая. Изначально Малой звалась нынешняя Пустая, но когда строили железную дорогу то жителей Пустой, бывших государственными крестьянами переселили на новое место.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
40. Так возник город. И ныне - Малая Вишера - больше Большой.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
41. Домов интересных тут немного, но попадаются...



Посмотреть на Яндекс.Фотках
42.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
43. Дом купца Курженкова, ныне местная администрация... Хоть бы музей был краеведческий, а то искали - не нашли...

Кинув последний взгляд на депо и вокзал мы отчаливаем. Небольшой бонус в виде того что успели снять между беготнём от контролёров. К сожалению башни в Грядах пропустили...


Посмотреть на Яндекс.Фотках
44. Деревянный вокзал 1890-х в Дубцах...



Посмотреть на Яндекс.Фотках
45. Волхов мост...



Посмотреть на Яндекс.Фотках
46. Домики в нём...



Посмотреть на Яндекс.Фотках
47. Вокзал в Чудово



Посмотреть на Яндекс.Фотках
48. 20-минутная передышка в Торфяном - пропускали грёбаный "Сапсан"...



Посмотреть на Яндекс.Фотках
49. Любань. Вокзал II класса, но более крупный чем обычно - нетиповой.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
50.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
51. Уполовиненное и изуродованное циркульное депо в Любани... а ведь когда-то...



Посмотреть на Яндекс.Фотках
51. была там такая красота... Овечка что стоит в музее на Варшавском вокзале ещё её застала. Может это и она выезжает.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
52. Поповка...



Посмотреть на Яндекс.Фотках
53. И наконец - Обухово! Мы сделали это!

P\S. Да, что-б знали. РЖД собирается сносить депо в Малой Вишере и в данный момент пытается получить необходимые разрешения... Для чего? А ровным счётом - просто так. Патамушта. Веерное депо в Москве раскрошили, а обломки так и лежат, после сноса вокзала в Окуловке - руины ещё год лежали между путей...

начало ХХ века, Новгородская область, железная дорога, 19 век, Малая Вишера

Previous post Next post
Up