71. Что было, то было. Превратности судьбы или… ох уж эта тормозная система….

Aug 26, 2013 22:07

      Недавно, будучи на даче, обнаружил, что  не ответил  на два звонка. Номер незнакомый. Звоню. Отвечают знакомым женским голосом, но сразу не узнал.
      - Здравствуйте, вы мне дважды звонили.
      - Да, да! Это Людмила Алексеевна, дочь Прокудина. Мы в Старом Осколе, возвращаемся из села Прокудино, и теперь заправляемся где-то на въезде в город…
      - Вот тебе на! - от неожиданности я даже дар речи потерял. Я ожидал этой встречи, но такой поворот, как ушат холодной воды оказался. К такому повороту я был явно не готов!  Выясняется, что мои гости имеют всего в распоряжении несколько свободных  часов и намерены сегодня же добраться до Луганска. Час провели на даче, просто пили пустой (!!!) чай со сладостями, выставленными неожиданными гостями, и говорили… о летчике Романове, его штурмане Прокудине, о командирах полков Бабенко, Бирюкове, Родионове… 
      Людмила Алексеевна оказалась весьма осведомленной о некоторой «частной» стороне жизни этих людей, как наследница памяти не только отца, но и матери, служившей наемной работницей  в 42 и 108 авиаполках  в военное и послевоенное время.
      Людмила Алексеевна преподнесла весьма ценный подарок - ксерокопию автобиографии своего отца, ГСС Прокудина Алексея Николаевича, написанную его рукой,   и несколько газет советского времени со статьями о нем. А так же тетрадь, в которую Алексей Николаевич бережно и собственноручно вносил  выдержки из советской периодики, касающихся тематики вооруженных сил страны Советов.
      Затем, по их просьбе и это понятно,  поехали в город к кинотеатру «Быль» на аллею Славы, где друг против друга стоят бюсты ГСС, уроженцев староосколькой земли, в том числе и бюст штурману Прокудину.
      Сфотографировавшись у бюста отца, дочь и ее муж поставили корзину цветов. Опять говорили о Прокудине. Об утренней поездке в Прокудино, о людях того села. Люди эти гостям понравились, и даже была высказана идея, переехать из Подмосковья и остаток лет провести в местах, откуда родом сам Прокудин.
      Из этих двух часов, что подарила мне судьба живого общения с ними, многое для меня оказалось неизвестным, многое раскрылось с другой стороны… ну об этом отдельно…
      Предоставленное неожиданным случаем время вышло, и мы тепло распрощались. Мои гости «рванули» в Луганск. Людмила Алексеевна, садясь за руль автомобиля, сказала, что эти 400 км  для нее просто прогулка и к вечеру они будут уже на месте… А я, возвратившись домой, сразу взялся за автобиографию легендарного штурмана.
       Вот два факта из нее, которые предлагаю вам для начала.

«…В декабре месяце 1941 года наш экипаж получил задание произвести разведку погоды по маршруту до цели с попутным ударом по врагу. Примерно на половине пути нам приказали из-за плохой погоды возвратиться на свой аэродром и произвести посадку. Посадку производили  с бомбами. Сели как всегда хорошо, но при торможении выяснилось, что тормозная система замерзла. Самолет был тяжел с бомбами и неотработанным горючим и быстро бежал по укатанному аэродрому. По моей команде было выключено зажигание. Наш самолет должен по направлению пробега врезаться в два самолета, которые были полностью заправлены горючим с подвешенными бомбами, ожидая погоды и команды на взлет.  Но к нашему счастью на дороге стояла автомашина с работающим мотором. В машине находились три человека: водитель, техник в кабине и солдат,  сбрасывавший с кузова баллоны с жатым воздухом. Когда самолет приближался к машине, техник успел покинуть машину и убежал, солдат спрыгнуть с кузова, а водитель остался сидеть за рулем, видать был в шоке.  Самолет одним винтом ударил по кабине и разрубил водителю голову на две части. Другим винтом разрубил всю машину. Самолет развернулся на 180° и остановился, уйдя от верной гибели  и сохранив десяток самолетов и много человеческих жизней…

…часть экипажей в феврале месяце 1942 года  была командирована  за самолетами  в Комсомольск-на-Амуре, где авиационный завод выпускал Ил-4, чтобы скорее доставить их на фронт своим перелетом. Военный завод работал на полную мощность. Летный состав также включился в постройку самолетов. Решать поставленные задачи изготовлять самолеты рабочим приходилось в необычайно сложной обстановке. Завод испытывал острую нехватку рабочей силы, металла, топлива, электроэнергии, сырья. Рабочие порой голодные сутками не покидали цехов, не было выходных дней, работали без отпусков. Лучшие специалисты  и молодые кадры ушли на фронт. За станки встали женщины, подростки и пенсионеры…  …Это был подвиг людей, которые видели в труде во имя Победы смысл своей жизни. На заводе мы пробыли месяц и получили долгожданные самолеты, на которых и прилетели на фронт.
       В 20-х числах мая 1942 года в 36 дивизию прибыл заместитель командующего авиацией дальнего действия генерал-майор  Н.С. Скрипко. Ставка поставила перед нами задачу обеспечить беспрепятственный проход караванов морских судов союзников в порты Мурманска и Архангельска. Командующий АДД поручил выполнение этого важного задания 36-й авиадивизии. Оперативную группу возглавил  командир соединения полковник  В.Ф. Дрянин…
      …20 мая 1942 года 26 лучших экипажей из дивизии перебазировались на один из северных аэродромов Ваенга-1. В связи  с важностью боевые задания экипажи должны были выполнять при ряде трудностей  и особенностей самого театра военных действий. Климатические условия крайнего севера часто меняются. Местность здесь безориентирная, населенные пункты редки, ландшафт однообразный. Летом день  на севере длится беспрерывно, а зимой круглосуточная ночь. Аэродромов не хватало. Да и те, что имелись, не всегда были удобны для выполнения боевых заданий. В этих условиях 20 мая 1942 года оперативная группа должна производить посадку на один из аэродромов Заполярья. Данных об аэродроме не было.  Посадку самолетов должны производить  на незнакомом аэродроме. Суровое Заполярье встретило наш экипаж большой поломкой самолета. Посадку самолета произвели как всегда хорошо. Но когда настало время при пробеге тормозить самолет, то оказалось, что тормозная система замерзла в воздухе. Самолет быстро пробежал короткий аэродром и перед нами оказался большой обрыв. Самолет должен капотировать, а экипаж погибнуть. Но к нашему счастью на краю обрыва стоял пень, на который левое шасси и наехало. Самолет, развернувшись вправо юзом,  стал ломать деревья в овраге.  Двигатели были сорваны, плоскости и хвостовое оперение отвалились, ноги шасси сломались. Экипаж остался в своих кабинах. При медицинском осмотре установлено, что из четырех членов экипажа даже никто и царапины не получил. Разбитый самолет остался в овраге. Инженеры заключили, что нет смысла его вытаскивать из оврага. Сотни раз был рядом со смертью и сотый раз я уходил от нее невредимым…»
      По этому поводу у меня возникла ассоциация. Ранее я познакомился с ресурсом http://sk16.ru/forum/viewtopic.php?f=11&t=8 . Может быть это тот самый Ил-4?

Прокудин Алексей Николаевич

Previous post Next post
Up