553. Даёшь эсперанто в школы!

Jul 18, 2013 09:13



…Любому здравомыслящему человеку ясно, что использование английского языка в качестве международного -- зло. И большое. Тем более, что гораздо лучшее решение существует, но, к сожалению, не используется широко…

Источник: http://maxpark.com/community/1057/content/771309 и  http://maxpark.com/community/1057/content/771348

…Кстати, вместо английского можно подставить любой другой национальный язык, испанский, китайский, русский -- логика останется той же.

Причины лично я вижу две:

1. Английский язык слишком сложен для овладения, что вызывает  огромный перерасход ресурсов на его повсеместное изучение.

а) у него сложная грамматика

б) гигантский словарь из-за слабого словообразования

в) десятилетиями английский язык преподаётся в каждой школе и вузе страны, но овладевают им считанные единицы процентов населения, главным образом те, кому он нужен по работе.

б) даже в тех странах, где английский признан официальным языком, им владеет очень небольшой процент населения (пример -- Индия, 10%). Не хочу сказать, что русский проще, но в СССР его знало гораздо больше народу из национальных республик, да и до сих пор знает.

2. Английский является национальным языком некоторых стран, что даёт им необоснованные преимущества, а всем остальным (подавляющему большинству)   - незаслуженные убытки

а)  неанглоговорящие страны тратят ресурсы на изучение английского, хотя могли бы потратить эти ресуры более продуктивно, например, на развитие технологии, и повысить тем самым свою конкурентоспособность.

2) англоговорящие страны получают профит (а мы, соответственно, убыток) за счёт того, что люди, которым на самом деле необходимо хорошо знать язык, вынуждены ехать изучать его в те страны, где на нём говорят. Или, по крайней мере, искать преподавателя. Что, разумеется, не бесплатно, и платим опять-таки мы им, а не они нам.

3) несмотря на все перечисленные усилия, практически невозможно достичь свободы владения языком, сравнимой с тем, для кого английский язык родной. А значит, при любых международных контактах, переговорах, дискуссиях и т.п. англоговорящий имеет преимущество над тем, для кого английский язык не родной.

Но что же делать, как можно изменить явно неблагоприятную для нас ситуацию? Каким образом можно заменить уже широко используемый в общении язык, на котором существует сейчас и ежесекундно генерируется большое количество новой полезной информации?
Задача кажется невозможной, ведь очевидно, что пользу от изучения языка можно получить только в случае, если на этом языке уже говорит большое количество людей. А откуда же возьмётся это большое количество людей, если пока что на новом языке мало кто говорит?
Замкнутый круг, не правда ли.

Вот задачка: допустим, двум людям необходимо пообщаться, а языков друг друга они не знают. Есть два выхода:
1) один учит язык другого, и тратит на это, допустим, х человеко-дней,
2) или же оба учат третий язык, в n раз более лёгкий, и вдвоём тратят на это x/n+x/n человеко-дней.
Очевидно, что экономически обоснованным второй вариант становится для случая, когда n>2. В случае с эсперанто в сравнении с любым стихийным языком, n гораздо больше, чем 2, скорее, приближается к 10, что делает экономически обоснованным даже переучивание на эсперанто всех, кто уже успел выучить английский.

Но -- чтобы воспользоваться вариантом №2, эти двое потенциальных собеседника должны договориться между собой, по честному, на равноправной основе.
А в случае, когда один учит язык другого, никто не должен ни с кем договариваться -- просто тот, кому данное общение необходимо сильнее, учит язык другого, преодолевая все преграды, да и всё, проблема решена. Каждый получает то, что хочет, хоть и совокупные затраты получаются гораздо больше возможных, и о равноправии речь не идёт: кому-то всё, а другой это всё ему оплачивает. Но жизнь такова, и возмущаться бесполезно.

Но бесполезно ли? Неужели ничего нельзя поделать, чтобы как-то приблизиться к более справедливому решению межъязыковой проблемы, и отойти от невыгоднейшего для нас положения?
Я считаю, что выход найти можно.

Чтобы разорвать замкнутый круг, предлагаю воспользоваться т.н. пропедевтическим эффектом от изучения эсперанто. Ведь пользу от изучения эсперанто (и в государственном масштабе) можно получить и не дожидаясь момента, когда на нём будет создаваться количество информации, сравнимое с английским.

Для это необходимо лишь разрешить изучение в школах эсперанто наравне с английским. Т.е. тот, кто хочет, должен иметь возможность изучать в школе не английский, а эсперанто, на тех же правах.
Аргументы в пользу такого решения:

1. Статистика о реальных результатах изучения в школах английского языка известна -- результаты близки к нулевым. Значит, если заменить английский на любой другой язык, то ситуация со знанием населением иностранных языков всё равно не ухудшится, ибо хуже некуда.
Если же иметь в виду, что цель преподавания в школе английского языка -- дать представление детям о том, как вообще устроены иностранные языки, то эсперанто для этой цели подходит куда лучше.

2. Эсперанто освоить на порядок легче, чем английский, поэтому на его изучение достаточно отвести в разы меньше времени (при этом школьники вполне смогут изучить эсперанто до свободного владения). А освободившееся время можно отдать на изучение более полезных в современной России дисциплин.

3. И наконец, пропедевтический эффект от изучения эсперанто научно доказан. Это означает, что человек, изучив эсперанто, и затем перейдя к изучению другого иностранного языка, овладевает этими двумя языками быстрее, чем если бы всю дорогу изучал только другой иностранный язык. Поэтому те школьники, которым английский язык потребуется для их профессии, смогут изучить его в институте, причём быстрее и легче, чем сейчас в школе + в институте.
Суть пропедевтического эффекта проста: второй иностранный язык всегда даётся гораздо легче, чем первый, т.к. мозг настраивается на нужный режим изучения, привыкает учить слова, правила, воспринимать чужую речь на слух. Это известный факт.
А на эсперанто в качестве первого иностранного языка уходит в десять раз меньше времени, чем на любой другой. Поэтому суммарное время на изучение эсперанто + английского будет меньше, чем если учить только английский. Исследования это подтверждают.

Будет ли изучение эсперанто интересным для детей? Мне кажется, что вполне, ведь через полгода-год занятий можно уже практически свободно общаться со сверстниками из других стран и частей света (слава Богу, интернет в школах уже есть, а значит, доступны форумы, чаты, в том числе и голосовые, и видео).

Источник : http://mevamevo.livejournal.com/245093.html

…Общеизвестно, что большинство рядовых граждан либо вообще не воспринимает эсперанто всерьёз (= игнорирует его), либо активно не принимает всякий аргумент в пользу эсперанто (при этом, когда речь идёт о возможностях эсперанто в принципе, почти всегда приводится весьма ограниченный набор глупых «возражений» типа «эсперанто - искусственный», «эсперанто - мёртвый, бездушный» и т. п.).

Известный эсперантист Клод Пирон (профессиональный переводчик и психолог) посвятил множество работ и статей вопросу о психологическом неприятии эсперанто, психологических реакциях на эсперанто. Если очень кратко и грубо, его основные тезисы сводятся к тому, что язык является для каждого человека весьма важным и глубинным неосознанным (что практически равно «врождённому») понятием; людям свойственно отождествлять своё «я» со своим языком (или, по крайней мере, весьма тесно соотносить их); за языком без этноса (таким, как эсперанто) люди склонны видеть язык без человеческого «я» (= бесчеловечный язык); в итоге большинство людей противится самой идее эсперанто просто бессознательно: они не могут принять мысль, что такой тонкий и глубинный механизм, как язык, делающий человека человеком, может быть создан каким-то искусственным путём; они неосознанно опасаются, что использование подобного языка лишит их «человечности». Таким образом, неприятие эсперанто (кроме очевидных политических и экономических факторов), по Пирону, является, так сказать, негативным следствием самой природы человеческой психики…

мысли, культура, текущее, интересно, политика

Previous post Next post
Up