Еще одно сильное впечатление этой римской поездки: митраистские храмы Остии. К сожалению, фотографии плохо передают общий эффект: на самом деле перепады света и тени куда контрастней, вдобавок, ни одна фотография не передаст царящую вокруг тишину, равно как и загадочную прохладу подземелья, особенно ощутимую после долгой прогулки по дневной жаре. Но фото все равно получились интересные.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Руины Остии занимают огромную площадь, а туристы в основном толпятся на дороге от входа до ресторана. И хотя Митреум Бань Митры - быть может, самая знаменитая достопримечательность Остии, находится он в стороне, и туда почти никто не добирается. И слава богу. Потому что бродя в полном одиночестве среди руин и наткнувшись на темный вход в странное подземелье со статуей загадочного бога, действительно чувствуешь себя первооткрывателем, который вот-вот прикоснется к чему-то неведомому.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Остия пришла в упадок в пятом веке нашей эры, поэтому запечатлела куда более поздний этап существования Римской империи, чем Помпеи. Поражает распространение культа Митры: в одной Остии митреумов не менее шестнадцати (!), а побывал я всего в трех, плюс еще два видел мельком. Кстати, само слово "митреум", часто встречающееся в научной литературе, во времена Римской империи не употреблялось: митраисты называли свои святилища "пещерами" или "криптами", ну на худой конец "храмами", но уж никак не митреумами.
Мистерии Митры были и остаются одной из самых загадочных религий в истории человечества. Связного понимания того, во что верили митраисты, нет до сих пор. Все современные реконструкции митраистской мифологии сводятся к попыткам так или иначе истолковать изображения в митраистских храмах и те немногие малодостоверные сведения, которые дали о митраистах их современники. Митраизм пришел с востока, почти до неузнаваемости изменился на римской почве и был очень популярен среди солдат и торговцев во втором-третьем столетиях нашей эры. К мистериям допускались только мужчины, причем происхождение и богатство не имело значения: аристократы не обладали никакими преимуществами перед вольноотпущенниками или рабами. Все посвященные давали строжайшую клятву молчания.
Во время ритуальных пиршеств посвященные возлежали на вот этих скамьях, идущих вдоль стен. Ни о каких оргиях и прочем непотребстве в митреумах сведений нет - в подобном митраистов вроде бы не обвиняли даже христиане. Митраистские пиршества не были вегетарианскими, хотя, судя по археологическим находкам, из пищи преобладали фрукты. Митраистский храм был рассчитан на небольшое количество прихожан, причем митраисты предпочитали строить новые храмы, а не расширять старые.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Сцена убийства Митрой быка (тавроктония) - центральный символ митраизма. Ей давались самые разные истолкования: аллегорические, астрологические, этические. Пожалуй, самая убедительная трактовка - астрологическая: ей по крайней мере удалось как-то объяснить расширенную версию тавроктонии, с скорпионом, змеей, собакой и двумя факелоносцами (не пытайтесь разглядеть их на этой статуе, здесь только Митра и бык). Но астрологическая трактовка вряд ли объяснит, почему эта сцена находила такой отклик в сердцах верующих - а ведь даже глядя на эту скульптуру, нельзя отрицать вложенный в изображение пророческий пафос.
Я не поленился посветить фонариком за решетку слева. Там находится небольшая сводчатая комната со столбом посредине, ничего примечательного я там не разглядел. Утверждается, что это было "служебное помещение", видимо оттуда разносили еду и напитки. А может быть, там посвященные проходили испытания - например, той же темнотой.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Вот здесь и совершались кровавые митраистские жертвоприношения. Как тут не вспомнить рассказы, что императоры Коммод и Юлиан Отступник приносили в жертву Митре людей. На самом деле это вполне может быть и клеветой, во всяком случае человеческие жертвоприношения явно не носили массовый характер, хотя полностью отрицать их наличия ученые не берутся. Более того, в храме Митры в Саарбурге
нашли человеческий скелет, прикованный наручниками к алтарю,
вот фотография этой жутковатой находки.
В углах треугольного алтаря находились треугольные же колонны, на которых что-то стояло - видимо, курильница.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахМитра - наш рулевой :)
На голове статуи был фригийский колпак, который, видимо, пошел на переплавку в средние века, как и нож, который Митра держал в руке. Кстати, фригийский колпак был одним из символов Митры, а также символом и атрибутом седьмой, наивысшей степени посвящения в мистерии. Одновременно фригийский колпак был еще и символом борьбы с тиранией еще со времен Римской республики. Возможно, это - не случайное совпадение, а митраистские мистерии играли ту же роль, что и масонские ложи в эпоху абсолютизма: были закрытой организацией, позволявшей участникам расширить круг знакомств и негласно обсуждать опасные политические темы. Получается, что эпоха разлагающегося асолютизма - прямо-таки питательная среда для появления подобных закрытых мистических собраний. В России начала 20-го века масонские ложи тоже цвели пышным цветом.
Конечно, обладатели особо бурной фантазии могут заключить, что масонские ложи 18-го столетия - это прямые преемники митраистских мистерий, удачно спрятавшиеся в Средние века, причем сохранившие фригийский колпак в качестве основного символа и потом сделавшие его эмблемой Французской революции. Кстати, интересно что Зороастр - согласно позднеантичному трактату Порфирия, основатель первого митраистского храма - появляется в качестве основного героя двух наиболее известных масонских опер, "Зороастра" Рамо и "Волшебной флейты" Моцарта. Так что преемственность налицо.
Посмотреть на Яндекс.Фотках В пещере два входа.
Людям один только вход, обращенный на север, доступен.
Вход, обращенный на юг, - для бессмертных богов. И дорогой
Этой люди не ходят, она для богов лишь открыта
Это описание пещеры на Итаке из гомеровской "Илиады". Возможно, подобный символизм имели в виду и митраисты, делая свои храмы подобными пещерам - во всяком случае, об этом говорит философ Порфирий в трактате "О пещере нимф". Еще пещера - это символ тайного учения: глаза должны постепенно привыкать к свету, чтобы можно было разглядеть сокровенные тайны, спрятанные в самой-самой глубине. Также Порфирий приводит и миф Платона о пещере, хотя по Платону как раз темнота пещеры олицетворяет ограниченность человеческих возможностей, а через отверстие входа льется свет истины. Возможно тут и нет противоречия: митраисты, видимо, противопоставляли свет духовный солнечному свету, и чем дальше, по мнению митраистов, человек уходил от обманчивого сияния дня, тем больше он приближался к истинному свету тайного знания.
У митраистской пещеры есть и еще несколько смыслов. Именно в пещере, по преданию, Митра убил того самого быка. Первый митраистский храм тоже был в пещере, как утверждает тот же Порфирий: "Зороастр впервые посвятил творцу и отцу всего, Митре, естественный грот в горах вблизи Персиды, цветущий и богатый источниками, так как грот был для него образом космоса, созданного Митрой." Из этих слов следует и еще одна трактовка, астрологическая: свод пещеры - это небесный свод, а вся пещера - образ вселенной.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Углубление слева от статуи Митры, видимо, игравшее роль резервуара для воды. В храмах Митры нередко встречались колодцы и даже фонтаны - вода играла большое значение в ритуалах. Уже упоминовшийся грот Зороастра был, по словам Порфирия, "богат источниками", и эта митраистская традиция согласуется с древнегреческой - ведь описывая священную пещеру на Итаке, Гомер также упоминает, что "вечно журчит там вода ключевая".
Посмотреть на Яндекс.Фотках Еще один остийский митреум: Митреум змей. Бутылка, видимо, оставлена современными митраистами, решившими возродить традицию ритуальных пиров :)
Картины со змеями на фоне травы, развешенные вдоль стен храма, выглядят легкими и светлыми, но оттого не становятся менее таинственными. Смысл этих картин, как и почти всех других митраистских изображений, неясен. Одни ученые считают, что они слишком уж похожи по стилю на более ранние изображения змей как духов-хранителей, часто встречавшиеся на
ларариях, поэтому картины древнее самого храма, оказались в митреуме чуть ли не случайно и исключительно в качестве украшения. Другие, наоборот, видят в жизнерадостном тоне этих картин доказательство того, что для митраистов образ змеи никак не связывается со злом и был символом земли, а возможно, и самих митраистских таинств.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Митреум Фелициссима, тоже в Остии. Тоже расположен на отшибе, и туристы сюда добираются редко. Поэтому добравшись и увидев эту странную череду знаков, чувствуешь себя настоящим Индианой Джонсом на пороге открытия Атландиды. А ведь загадочные символы на полу на самом деле куда понятней, чем большинство митраистских изображений: это аллегории семи уровней инициации в митраистские мистерии и связанных с этими уровнями планет. До наивысшего седьмого уровня ("патер") добраться было не так уж и сложно, более того, предполагают, что в каждом из храмов Митры был как минимум один носитель этого звания. Правда, существовал еще и некий загадочный "отец отцов" ("патер патрум"). Символом "патера" как раз и был тот самый фригийский колпак.
Какие испытания проходили митраисты для перехода на следующий уровень, мало понятно. Версии разнятся от экзамена на знание мистерий или символического обряда - и до жестоких телесных истязаний, выдерживая которые митраист должен доказать свою преданность вере. Странные
рисунки из грота в Капуе, вроде бы изображающие процесс испытаний, мало что проясняют. Мне все-таки кажется, что испытания были жестокими: простые солдаты, которых среди митраистов было немало, были приучены к трудностям и ничего другого просто бы не поняли.
И последнее: если вам лень ехать в Остию, а на митреумы посмотреть хочется, то немало храмов Митры сохранилось и в самом Риме. Самый известный и легкодоступный из них - храм Митры под церковью
Сан-Клементе. Он очень похож на Митреум Бань Митры, но впечатление куда слабее: внутрь храма не пускают, фотографировать не дают, толпящийся народ почти разрушает ощущение таинственности, а алтарь с барельефом куда менее эффектен, чем статуя, которую вы видели на этих фото. Так что лучше все-таки в Остию съездить.