Во времена позднего Рима на территории империи сформировалось несколько полноценных нарративов, вокруг которых оформились культовые церкви со множеством прихожан и элитным интеллектуальным ядром.
- христианская церковь,
- языческая церковь (неоплатники, "Нет бога, кроме бога, а Юлиан ("оступник") пророк его".)
- манихеи,
- гностики,
- иудеи,
- прочие митраисты, полонники Изиды и т.д.
Описывемые историками гонения на христиан были, в основном, эпизодами борьбы между названными нарративами.
Так почему же, в конце-концов, победило именно христианство? С "интеллектуальной" точки зрения остальные нарративы были ничуть не хуже разработаны, а какой-нибудь неоплатонизм, возможно, даже имел некоторое преимущество по части стройности и логической непротиворечивости.
Потому что христианство завоевало массы. И это получилось у него по одной простой причине - оно воспринималось массами задолго до понимания нарратива. Нарратив - для интеллектуальной элиты. Массам нужно Кредо - понятный Символ Веры.
Как звучит христианский Символ Веры?
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием
6. И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
11. Чаю Воскресения мертвых
12. И жизни Будущаго Века. Аминь.
И это уже поздняя редакция 4-го века, когда христианство окончательно победило. На самом деле, самому дремучему неофиту ("блаженны нищие духом") достаточно было представить себе Бога воплотившегося в человеке, распятого во искупление человеческих грехов и воскреснувшего, обещавшего явиться вторично, воскресить и судить всех. Реально эта простота "входа" и явилась решающим фактором, отсутствовавшим у других нарративов, благодаря которому Константин склонился к христианству, потому что его исповедывало уже большинство населения империи.
Кстати, этим же способом через несколько веков воспользовался ислам, вновь предложив уставшим от бесконечных схоластических разборок по поводу тонкостей нарратива, ставших непонятными простым верующим, ещё более простой символ веры: "Нет Бога, ктоме Бога, а Мохаммед - пророк Его".
У каждого современного нарратива есть свой короткий и понятный массам Символ Веры.
Каждый рядовой либерал, не читая Адама Смита и М.Фридмана, свято верит в "невидимую руку рынка", которая решит все проблемы, и в абсолютность демократических процедур.
Рядовой марксист, еще не раскрывая Маркса, уже верует в необходимость упразднения частной собственности (на средства производства). Русские революционеры в октябре 1917-го, как мы помним, далеко не всегда умели отличать коммунистов от большевиков, но твердо знали: "Земля - крестьянам, фабрики - рабочим, мир - народам!"
Всякий, покушающийся на создание нового нарратива, должен суметь осмыслить и сформулировать его в нескольких коротких, понятных всем выражениях, не содержащих сложных философских терминов, выражающих самую суть нового учения. Иначе - "узок их круг, страшно далеки они от народа".
Лафарг и Прометей могут быть не лишними для полноценного нарратива, но увы, бесполезны для Символа Веры.:(
Кстати, прошу всех заметить, что простота "входа", простота Символа Веры никак не влияет на сложность самого нарратива.