Гоголь и Достоевский. П.И.Чичиков и Алёша Карамазов. Несостоявшиеся сюжеты.
Говорят, что Гоголь задумывал "Мертвые души", как трилогию: Ад, Чистилище, Рай. В первом томе Чичиков - "мелкий бес", во втором - раскаявшийся грешник, в третьем - преображенный праведник.
И напротив, Достоевский собирался провести Алешу Карамазова через разочарование в Боге и сделать революционером-террористом.
Ни у того, ни у другого замысел не удался. Почему?
Понятно, что в православии нет Чистилища, Гоголь не Данте, культурный код в нем не тот: замыслить может, а красиво описать вряд ли получится, потому что с детства нет страха перед Чистилищем. А уж нарисовать Россию как Рай - задача, с которой и после Гоголя до сих пор так никто и не справился.
Но главное, на мой взгляд, не в этом, а как-то так получается, святые выходили из жутких мерзавцев, из убийц, душегубов и палачей, людей страстных и сильных, но никогда не получались из мелких душонок. Масштаб не позволял. Вот и не снизошло на Николая Васильевича вдохновение.
Аналогично и у Достоевского. Да, много революционеров-террористов вышло из среды разночинцев и поповских детей, но то всё были люди, "прельстившиеся" идеей социальной справедливости, разочаровавшиеся скорее в церкви и государстве (и даже народе), чем в Боге, в которого, подобно Шатову, сами уже не веровали, хоть и не всегда себе в этом признавались, т.е. настоящей веры, как у Алёши, в них никогда и не было. А вот так, стать террористом "в поиске Бога" можно, но только это - логический тупик и отсутствие всякого выхода. Хотел ли Достоевский заводить Алёшу в тупик?
(Кстати, можно было пойти по пути террориста "во имя Бога", но это уже Шамиль Басаев получается. А Шамиль-то Бога не искал и в нем не разочаровывался, у него вопросов по этой теме не возникало - одни готовые ответы, это не русский типаж.) Алёшу в этом процессе надо было бы "сломать", сделать Смердяковым. Нет вариантов сделать из Алёши террориста "с чистой душой". И у Достоевского не получилось.
Так что если у кого-то долго не приходит вдохновение, стоит задуматься, а правдоподобен ли замышленный сюжет?;)
P.S. Ах да, забыл, Лев Николаевич и его отец Сергий.
Тут да - вот уж кого, казалось бы, "помотало-поколбасило" от и до. Да только как не было в нем любви -ни к себе, ни к людям, ни к Богу, так и не возникло. Как правила им гордыня, так и не отпустила. Вот кто действительный революционер - "человек бунтующий".