В этом посте -общие сведения про горелки и пайку, подробности про виды ювелирных горелок будут в следующем посте, а то слишком много информации для переваривания.
Про технику пайки можно почитать у меня в журнале. (специально открыла для сообщников,раньше этот пост был тут в сообществе, -не сочтите за рекламу, рекламировать там нечего - это вообще пока единственный открытый пост в моём новом журнале, так что не заблудитесь -когда приведу в порядок с картинками, сделаю в сообщесто отдельный пост ). Вопросы про пайку лучше задавать в этом посте в сообществе.
Горелка -это то, что с пламенем.
Используется для плавления, пайки и отжига металла, для плавки стекла, для стеклодувных работ.
Суть пайки заключается в сплавлении деталей между собой металлургическими методами -тогда это действительно аккуратное, прочное соединение. Детали сплавляют между собой припоем .
Припой -это тот же самый металл, что и в изделии с добавками для понижения температуры плавления. Соответственно, для золота нужен припой на основе золота, для серебра -на основе серебра, для меди -на основе меди, в этих случаях шов практически не будут отличаться от основы по цвету и его не будет заметно.
Припой расплавляется , затекает в швы между деталями(которые при этом должны быть прогреты практически до температуры плавления, но не расплавиться!!!) и сплавляет их. Визуально в момент пайки появляется светящаяся полоса в шве, должен заблестеть весь шов, а не часть. Чтобы получить металлургическое соединение -разница в температурах плавления припоя и самого металла оптимальна 50-100 градусов, максимально до 200, не больше.
Золотой и серебряный припой ювелиры в нашей стране варят себе сами, ибо
готовые припои безумных денег стоят.
К тому же, продадут их только при наличии лицензии на работу с драгметаллами.
Рецептуры припоев можно найти
в ювелирных справочниках (для серебряного -там опечатка, Cu(медь), а не Au(золото)).
Лучше варить по этим самым ГОСТам... там сварите, что надо. Проба серебряного припоя должна быть в районе 700 -тогда шов не будет выпирать по цвету через некоторое время(сразу-и ниже по пробе не будет выпирать).
В тонкости варки припоев я тут вдаваться не буду, ибо не спец, есть всякие обходные манёвры(типа не цинк с медью вводить, а латунь, которая уже и есть сплав меди с цинком), я не думаю, что кто-то сам будет тут варить, для этого как минимум нужна нормальная горелка.. Готовый, с ИТСИ... только пробу смотрите... 56-58% серебра -это плохо... Под 70 надо, чтоб клиент не вынес мозг проблем не было.
Сразу отвечу про паяльник с разогревающимся жалом, который от розетки и не имеет открытого пламени.
Можно ли его использовать в ювелирке? -НЕТ!!! для плавления и отжига он не пригоден в принципе, для пайки-это не пайка будет, это будет некое поверхностное(не металлургическое) сцепление деталей, чуть получше клея (хотя, скрепление крупных деталей массивным слоем припоя -вполне возможно, витражи в технике "тиффани" делается тем самым электропаяльником). Паяет он ПОСом(припой оловянно-свинцовый), а не тем металлом, что основа(золото, серебро, медь, мельхиор и т.д). Температура плавления ПОСа где-то градусов 300, а нам нужно 700-800 .
Большинство сообщников используют маленькие заправляемые горелки с пьзоподжигом, примерно вот такие:
Они продаются в магазинах
ювелирного оборудования в магазинах
радиодеталей и электроники на хозяйственных и автомобильных рынках.
Расплавить металл до жидкого состояния(т.е. переработать отходы, к примеру обрезки серебряной проволоки) такой горелкой нельзя. Металл можно лишь чуть оплавить, с этим все сталкивались -шарики на конце проволоки.
Отжечь металл такой горелкой можно, но очень неудобно -слишком тонкое пламя, отжиг получится неравномерным, чтобы вернуть проволоке мягкость для изгибаний -сойдёт, а вот отжечь моточек проволоки под фильеру -сложно, лучше на газплите попробовать.
Такой горелкой можно паять небольшие детали, ей даже реально спалить металл при пайке(серебро можно спалить, медь -вряд ли, там гораздо выше температура плавления) -при пайке всё изделие надо прогревать равномерно, это сложно сделать таким маленьким пламенем .
В ювелирке эти маленькие горелочки используют как вспомогательные, для пайки мелочёвки.
Обсуждение маленьких горелок можно почитать
тут Для основных работ нужна горелка посерьёзнее -такие горелки универсальны, пламя там регулируется от факела(для плавки) до "иглы"(для пайки мелких деталей).
На видео можно сравнить размер пламени горелки с пьзоподжигом(первое видео) и пламя ювелирной бензиновой горелки.
Click to view
Здесь маленькая девочка пяет маленькой горелочкой на уроке труда в школе. Видно, что паять неудобно, постоянно крутим горелку, равномерного свечения всех деталей нет -видны локальные ярко светящиеся места на фоне общего непрогрева остальных частей -это хороший шанс спалить металл при пайке золота и серебра..
На наше счастье, мы тут паяем медь с латунью.
Тем не менее, результат получился вполне приличным -на фото ниже.
Click to view
Здесь большая девочка паяет нормальной ювелирной горелкой. Дело происходит в квартире -т.е это реально, но хорошего в этом мало.Сравните размер пламени с маленькой горелочки с верхнего видео! Видно, что пламя равномерно прогревает изделие, момент равномерного прогрева металла до свечения -примерно на 2,03 минуте видео.. К сожалению, не видно растекания припоя и затекания его в щели -это надо хорошо уметь снимать, я не умею.
Ещё из важных моментов -видно, что паяем красной частью факела(восстановительное пламя, "мягкое" пламя)-для металла(в отличии от стекла) это оптимально, синее пламя -окислительное ("жёсткое"), соответственно, металл оно окисляет, превращая в окалину, что ведёт к невосполнимым потерям(оч актуально при работе с золотом), да и больше шансов спалить металл. К тому же, выгорают легкоплавкие компоненты из припоя.Подробнее про характеристики пламени будет в другом посте.
У горелочки с пьезоподжигом жёсткость пламени не регулируется, так что уж какое есть...
см так же
конструкции ювелирных горелок