Юп ван Лисхаут

Sep 16, 2009 18:07

Музей Фолькванг (Эссен, Германия) и ВИНЗАВОД представляют выставку:
Мастерская ван Лисхаут  «Город рабов. Cradle to cradle»


В рамках Третьей Московской биеннале современного искусства мы имеем честь представить первую в России полноценную выставку Мастерской ван Лисхаут, в которую вошли две инсталляции, созданные в последние годы, - «Город рабов» (2005-2009) и «Cradle to Cradle» (2009).

Мастерская ван Лисхаут была основана в те годы, когда доминирующий тренд в искусстве описывается понятием «эстетика взаимодействия». Начиная с 1990-х годов ван Лисхаут сначала сам по себе, а затем в качестве основателя мастерской разрабатывает проекты, находящиеся на границе дизайна, архитектуры и искусства и моделирующие экспериментальные ситуации социального взаимодействия. Так, в 2001 году мастерской был основан AVL-Ville (2001) - свободное государство, которое просуществовавшее в течение года на территории Роттердамского порта, руководствуясь исключительно собственной конституцией.




«Город рабов», впервые показанный в Музее Фолькванг в 2008 году, представляет собой современный город с тщательно спланированной инфраструктурой, служебными зданиями, университетами, оздоровительными и торговыми центрами, сельскохозяйственными угодьями, борделями и музеями. Он самодостаточен, и потребляет только ту энергию, которую сам же и производит. «Город рабов» не импортирует ни топливо, ни электрическую энергию, заменяя их биологическим газом, солнечной энергией и энергией ветра. При этом в качестве рабочей силы город использует рабов, которые эксплуатируются для выполнения более или менее сложных заданий и тела которых после смерти пускаются на переработку.

«Город рабов» - это вывернутая наизнанку модель современного общества, ориентированного на достижения, отрицающая современные нормативные представления о добре и зле и ориентированная на полную автономность. Можно сказать, что главный вопрос здесь - именно этический. Глобальные климатические изменения, исчерпаемость ресурсов и прочее, к чему отсылает этот проект мастерской, важны не сами по себе, а как инструмент для конструирования такого пространства, в котором острота этического вопроса о гуманистическом измерении современной рациональной цивилизации может быть доведена до своего предела.

«Cradle to Cradle» - новая инсталляция Мастерской ван Лисхаут. Ее название - термин, заимствованный из области экологических разработок. В своей книге «Cradle to Cradle: Remaking the Way We Make Things», опубликованной в 2002 году, немецкий химик Михаэль Браунгарт и американский архитектор Уильям Макдоноу оспаривают представление о том, что промышленность непременно причиняет вред окружающему миру. Они разработали систему производства, которая природную модель ставит на службу коммерческим интересам, вместе с тем удовлетворяя задачам сохранения окружающей среды, - систему, в которой отходы становятся источником питания. Авторы книги поднимают «вопросы планирования», «привлекают внимание к задачам диверсификации» и заявляют, что «смогут применить эффективные методы сохранения окружающей среды на практике» - в первую очередь в Нидерландах, где эти идеи разрабатываются более тщательно, чем в других странах, и где рациональность, эстетика и экологичность промышленного дизайна задает новые ценностные стандарты.

В проекте Мастерской ван Лисхаут новейшие разработки в экологической сфере становятся отправной точкой для создания радикального сценария будущего.

выставка действует с 22сентября по 25 октября
вход 150р. льготный 100р.

Кураторы: Сабина Мария Шмидт (Музей Фолькванг),
Анна Зайцева (ВИНЗАВОД).

фото предыдущих проектов мастерской:


Дом-матка 2004



Бар-кишка 2005



Хороший-плохой-уродливый 1994

также :


в рамках выставки «Город рабов. Cradle to cradle» состоится лекция ЮПА ВАН ЛИСХАУТА о проектах мастерской.
22 сентября в 20.00
Вход по предварительной регистрации в данном посте,  (оставьте ваши Имя+Фамилия, комментарии скрыты)

лекция

Previous post Next post
Up