Вера, Надежда, Любовь

Oct 03, 2016 19:32





Храмовая скульптура церкви Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Самаре.



«У нас есть Бог Небесный, его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа».
Из тропаря Вере, Надежде, Любови и матери их Софии.
Вера, Надежда, Любовь и матерь их София (греч. αγία Σοφία και οι κόρες της Πίστις, Ἐλπίς, Ἀγάπη cвятая София и её дочери Пистис, Элпис, Агапе; лат. Fides, Spes, Caritas) - христианские святые, почитаемые в лике мучениц. Святая София и дочери ее, Вера, Надежда и Любовь, пострадали в Риме в царствование императора Адриана во II веке († 137). Вере было 12 лет, Надежде - 10 и Любови - 9. В православном искусстве принято изображать Веру, Надежду и Любовь именно как святых мучениц, поэтому на иконах они представлены в виде маленьких девочек вместе с матерью Софией. В западном искусстве Веру, Надежду и Любовь принято изображать как взрослых женщин, символизирующих христианские добродетели. Вера часто изображается с крестом, Надежда - с якорем, а Любовь - в окружении детей. Когда Вера, Надежда и Любовь изображаются рядом, то Любовь всегда находится в центре. Почитаются в Католической, в Православной и в Англиканской церквях. В Православной Церкви память совершается 30 сентября (17 сентября по старому стилю). В Католической Церкви, согласно старому мартирологу, дата их памяти 1 августа. Мощи святых мучениц в VIII в. были отпущены из Рима в Эльзас и с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо, где и доселе показывают их гроб. Частица мощей св. Софии есть на Афоне (Мученица София и дочери ее, Вера, Надежда и Любовь). Вера, Надежда, Любовь -  три христианских добродетели и три русских женских имени.







Надвратный мозаичный храмовый образ церкви Веры, Надежды, Любови и Софии на Миусском кладбище в Москве.
Житие и страдание Веры, Надежды, Любои и матери их Софии

События происходили в Италии, в Риме, в царствование императора Адриана (117-138 гг.), ревностного язычника и гонителя христиан, того самого, который совершил поход на Иерусалим с целью борьбы с христианскими реликвиями, по приказу которого на месте Храма возвели храм Юпитера Капитолийского и на Голгофе был выстроен языческий храм Венеры Победительницы, который будет снесен и срыт до основания по приказу равноапостольной императрицы Елены во время ее экспедиции на Святую Землю.

Во II веке н.э. в Италии времен Римской Империи жила тихой, затворнической жизнью благочестивая женщина-христианка, вдова с тремя юными дочерьми. Фидэс, Спес, Каритас - так в начале второго века по Рождестве Христовом святая София назвала своих трех дочерей  - в честь христианских добродетелей. Вера (греч. Πίστις), Надежда (греч. Ἐλπίς) и Любовь (греч. Ἀγάπη) (Имена соответствуют христианским добродетелям из 1-го послания Павла к Коринфянам «А теперь пребывают эти три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (13:13)). Имя их матери София означает премудрость, др.-греч. σοφία - «мудрость, разумность, наука». Свт. Дмитрий Ростовский пишет: «Она была христианка, и сообразно своему имени, жизнь свою вела благоразумно - по той премудрости, которую восхваляет Апостол Иаков, говоря: «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов» (Иак.3:17).» Не нашла сведения о муже Софии и отце трех девочек. Известно лишь, что вскоре после рождения третьей дочери София лишилась супруга (Свт. Дмитрий Ростовский. Страдание святых мучениц Веры, Надежды и Любви, и матери их Софии). Вдова, она воспитывала дочерей одна. Трудностей материальных не испытывала, т.к. была знатных кровей. Воспитывала хорошо - девочки были и красавицами, и умницами - все, как полагается по таким прекрасным именам.



Свт. Дмитрий Ростовский пишет: «По мере того как дети росли, возрастали в них и добродетели. Они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. Повинуясь святой и богомудрой матери своей, они преуспевали во всем и восходили от силы в силу. А так как они были чрезвычайно красивы и благоразумны, то на них вскоре все начали обращать внимание.» (Страдание святых мучениц Веры, Надежды и Любви, и матери их Софии.)

В Римской Империи государственной была древнеримская религия, или греко-римское язычество, император был язычником, христианство было запрещено. И потому гонения на христиан, пытки и мучения нежелавших приносить жертвы языческим богам и чтить императора как живого бога не были новостью. Настал час мученичества и для святой Софии и ее трех дочерей.

Считается, что про красоту и начитанность Веры, Надежды и Любови ходили слухи (несмотря на тихий, затворнический образ жизни), при этом сами девочки и их мать, как уже говорилось, не скрывали своих религиозных взглядов и в открытую чтили Христа. От соседа к соседу недоумение и восхищение добралось до губернатора - начальника области Антиоха. Свт. Дмитрий Ростовский пишет: «Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Услыхал о них и начальник области Антиох и пожелал их видеть. Как только он увидел их, тотчас же убедился, что они - христианки; ибо они не желали скрывать своей веры во Христа, не сомневались в надежде на Него и не ослабевали в своей любви к Нему, но открыто пред всеми прославляли Христа Господа, гнушаясь богомерзкими идолами языческими.» По другой версии семья святой Софии, странствуя по Италии, прибыла из Милана в Рим и остановилась в доме у богатой дамы по имени Фессамния, и та вместе с наместником Антиохом написали донос на своих постояльцев, что в то время не было редкостью.



Вера, Надежда, Любовь - христианские добродетели. Витраж.
В тот вечер София была с дочерьми дома и рассказывала им о жизни, о мире, о Боге. Когда раздался глухой стук в дверь, все подумали об одном и никто не подал вида. К царю? Все ясно. Спокойно София попросила несколько минут на сборы. О чем молиться? «Господи, защити»? Не меня, но их? Или бежать? И кто бы осудил Софию  за это? Но ее молитва была другой: «Чтобы не испугались мы страшных его мучений и не пришли в ужас от смерти, Господи». Потом она взяла дочерей за руки и повела их к царю. Она знала, что это последний путь, что она повела дочерей умирать.

Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Наверное, сначала царь не хотел мучить девочек 12, 10 и 9 лет. Он увидел, что девочки не обычные. Хоть и прекрасны, и умны, но они христианки. То есть проповедуют запрещенную религию. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде - сначала обещанием богатых подарков, а затем угрозами. Но они твердо исповедовали свою веру в Христа и даже не думали приносить жертву языческому божеству. Царь даже предлагал им назваться его дочерьми...



Святая София и ее дочери в заточении. Витраж
Император приказал отвести мать и девочек на три дня к одной красноречивой женщине язычнице по имени Палладия, чтобы они жили под ее присмотром и чтобы та уговорила их поклониться римским божествам. Как тяжело было матери сделать выбор! Ей предлагали пойти на хитрость, принеся богине Артемиде вроде бы незаметное жертвоприношение - бросить щепотку ладана к ногам статуи. Только один кусочек. София выбирает смерть, но не предательство. Живя в доме Палладии, мать напутствовала своих дочерей ни под каким предлогом не принимать язычество и не приносить жертву языческим богам. «У нас есть Бог Небесный, - ответил они, - его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа». Царь быстро понял, что в этой битве он слабее. Что сила за 10-летними девчонками. Что они смотрят насквозь и прямо ему в душу.

Император в гневе. Он повелел предать дочерей Софии жестоким пыткам. Он решает пытками заставить непокорных детей отречься от их веры. Для Софии же он придумал еще более изощренное испытание - видеть, как мучают ее родных дочерей…



Святая Вера. Россия, 1900 г.
Первой схватили 12-летнюю Веру. На глазах у матери и сестер ее истязали. По преданию, Ангел хранил девочку от мук: она не проронила ни слова до того момента, когда бессильный император приказал отрубить ей голову.

Адриан дал и Надежде шанс одуматься, надеясь на ужас, который охватит еще совсем юную христианку при виде мучений Веры. Но она не хотела ни о чем договариваться с убийцей своей сестры. Жестоко избиваемая, она не издала ни звука. Ангел Божий хранил отважную девочку. Император дал знак отрубить и ей голову.



Мучение свв. Веры, Надежды, Любви и Софии. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска на Афоне (Дионисиат). 1547 г.
Видя казнь старших сестер, совсем еще маленькая, девятилетняя христианка тоже твердо отвергла предложение поклониться римским богам. С молитвой она сама вошла в раскаленную печь, куда ее собирались бросить палачи… На день смерти Вере было 12 лет, Надежде - 10 и Любови - 9.



Мученичество Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Фреска в монастыре Христа Пантократора. Высокие Дечаны, Сербия, Косово. XIV в.
Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. Ее просто оставили в огромной зале с растерзанными телами трех дочерей. София, «принявшая страдания за Христа не телом, а сердцем», положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте.





Виктор Васнецов. Радость праведных о Господе (Преддверие Рая). Триптих (левая часть). Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София изображены в левой части триптиха. Праведников, стремящимся к вратам Рая, сопровождают ангелы, поддерживая их и указывая дорогу. Вера, Надежда и Любовь испуганно льнут к своей матери Софии, не веря, что их нечеловеческие страдания позади, 1896.
Интересные факты

Суворов спросил одного из своих лучших генералов Милорадовича: "Знаешь ли ты трех сестер?"
"Знаю!" - отвечал Милорадович.
"Так, - подхватил Суворов, - ты русский, ты знаешь трёх сестёр: Веру, Надежду и Любовь. С ними слава и победа, с нами Бог!"
(Из книги Н. А. Полевого "История Графа Суворова-Рымникского Генералисимуса Российских войск", М., 1904 г. стр. 294.) Из ЖЖ serg-slavorum, С ДНЕМ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ.

Также известны Агапия, Ирина и Хиония («Любовь, Мир и Снежная» (Снег как символ целомудрия)) - три другие святые сестры-мученицы с говорящими именами.



Храм святого Трофима в Эшо. Эльзас, Франция



Мощи святых и храм святого Трофима в Эльзасе

Мощи святых Веры, Надежды, Любови находятся в католическом соборе святого Трофима в деревне Эшо («Ясеневый остров») в Эльзасе во Франции. Паломничество по святыням, хранящимся в Европе - это паломничество от мученичества к мученичеству, от казни к крови, от славы к славе. Терновый венец Христа. Глава Иоанна Предтечи. Глава святой Елены. Вера, Надежда, Любовь, София.

Вплоть до французской Революции мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии хранились в Эльзасе, в бенедиктинском аббатстве, основанном епископом Страсбургским Ремигием около 770 года в Эшо. Честные мощи, полученные епископом Ремигием от папы Адриана I, были перенесены из Рима в аббатство 10 мая 777 года. Владыка Ремигий "торжественно принес мощи на своих плечах из Рима и положил их в монастырской церкви, посвященной святому Трофиму".

В честь святой Софии монастырь в Эшо стал называться аббатством Святой Софии.

Мощи святых мучениц привлекали к себе множество паломников, так что в 1143 году игумения Кунегунда решила устроить на старинном "римском пути", ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, "гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих".



Саркофаг из песчанника XIV века, в котором до Революции хранились честные мощи свв. Софии и ее дочерей. С 1938 года в нем содержится одна из двух частиц мощей св. Софии, принесенных из Рима в том же году.



Скульптура в храме святого Трофима, Эшо, Эльзас, Франция



Реликварии со святыми мощами





В храме святого Трофима.






Богослужение (православное) в честь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
В 1792 году, спустя три года после французской Революции, монастырские здания были проданы с аукциона за 10100 ливров. В монастыре был устроен трактир с винным погребом. Куда исчезли мощи, осталось неизвестным. В 1822 году трактир был разрушен вместе с другими бывшими монастырскими помещениями.

После того как в 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены "историческим памятником", начинается ее постепенное восстановление.

3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаге из песчаника, а другую - в небольшом реликварии, помещенном в раке с другими святынями. (Мощи святой мученицы Софии в Эльзасе.)

Выполненный из песчаника саркофаг (XIV в.), в котором с 1938 года хранится частица мощей святой Софии, установлен в церкви Эшо на белом постаменте с поддерживающими его небольшими колоннами. Он имеет следы стершихся от времени рисунков и барельефов, рассказывавших о некоторых сценах из жития мучениц. На стене, слева и справа над ковчегом, укреплены цветные скульптурные изображения мученика Христофора и основателя аббатства епископа Ремигия, а в центре - святой Софии и ее дочерей-мучениц. (Описание Храма св. Трофима в г. Эшо.)



Почитание святых

В средневековой Европе почитание мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии было широко распространено. Мощи их привлекали к себе такое множество паломников, что в 1143 году игумения Кунегунда решила устроить на старинном «римском пути», ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих». Служились и так называемые мессы Софии. К заступлению мучениц прибегали в случае особой нужды и скорби. Папой Львом III была составлена специальная месса, служившаяся им при дворе Карла Великого в Падерборне по случаю бедственного положения короля. Известная раннесредневековая писательница монахиня Росвита из Гандерсгеймского монастыря (род. ок. 935 г.) в Германии, писавшая пьесы и стихи по латыни, посвятила этим святым мученицам свою драму «Sapientia» («Премудрость», то есть «София»). Считается, что материал она заимствовала из жития, датированного VIII веком и принадлежавшего перу медиоланского монаха Иоанна, утверждавшего, что святые происходили из его родного города Медиолана (Милана).

О том, что почитание мучениц было широко распространено не только в Европе, но и на Востоке, свидетельствуют первые тексты жития (возникли не ранее VII-VIII вв.), написанные на разных языках: грузинском, армянском, болгарском, латинском и греческом. На латинском языке имена святых мучениц звучат как Fides, Spes, Caritas et Sapientia, а на греческом - Пистис, Елпис, Агапи и София.



Вера, Надежда, Любовь - три русских женских имени

Почитание мучениц было издавна широко распространено и на Руси. Оригинальные греческие имена дочерей - Пистис, Элпис и Агапэ - были переведены на старославянский язык (ст.-слав. Вѣра, Надежда, Любы), и только имя их матери Софии («Мудрость») оставили без перевода. Имена мучениц символичны: мудрость - мать трех христианских добродетелей: веры, надежды, любви. Эти святые женщины очень почитаются на Руси, и имена Вера, Надежда, Любовь и София уже много столетий одни из самых популярных в России. На Руси этот день называли еще «всесветлыми бабьими именинами». По традиции в день памяти святой Софии и ее дочерей в русских селениях было принято чествовать женщин, которых звали именами святых мучениц.



Вера, Любовь, Надежда. Витраж. Храм святого Иоанна, поселок Llandenny (Уэльс, Великобритания)
Вера, Надежда, Любовь - три христианские добродетели

«А теперь пребывают эти три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» - писал апостол Павел.

Почему вера, надежда и любовь считаются добродетелями?

Вера, надежда и любовь являются теми подлинными силами, которые сообщает нам Бог и которые с помощью благодати Божьей человек может взрастить и развить в себе, чтобы иметь «жизнь в избытке» (Ин 10, 10).

«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор 13, 13).

«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4, 16).



Вера. Витраж
Что есть вера?

Вера - это та сила, благодаря которой мы находимся в согласии с Богом, признаём Его истину и устанавливаем с Ним личную связь.

Вера - это сотворенный Богом путь к Той Истине, Которая есть Сам Господь. Поскольку Господь есть «Путь и Истина и Жизнь» (Ин 14,6), вера - это не просто отношение или «доверие» кому-то или чему-то. Вера имеет конкретное содержание, оно изложено в CREDO (Символе веры). Защиту вероучительных истин Церковь считает своей обязанностью. Кто принимает дар веры, кто хочет верить, тот становится ревнителем этих бережно пронесенных через времена и культуры догматов веры. С другой стороны, вера предполагает доверительное отношение человека к Богу, открывающее Ему сердце, разум и эмоции, поскольку вера «только в любви действенна» (Гал 5, 6). Понять, насколько человек действительно верит в то, что Бог есть Любовь, можно не по тем утверждениям, которые он декларирует, а по плодам его любви.

«Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины…» (1 Ин 2, 4)

«Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным…» (Мф 10, 32).



Надежда. Витраж
Что такое надежда?

Надежда - это та сила, которая постоянно и настойчиво влечёт нас к тому, к чему мы изначально предназначены: славить Бога и служить Ему; к тому, что составляет наше подлинное счастье - найти своё осуществление в Боге; туда, где наша истинная обитель - в Боге.

Надежда - это полное доверие тому, что Бог нам обещал при сотворении мира, через пророков и, в особенности, через Иисуса Христа - даже если мы этого ещё не видим. Чтобы мы могли терпеливо надеяться на исполнение истины, нам был дарован Святой Дух.

Не говори,
что нет спасенья,
Что ты в печалях
изнемог:
Чем ночь темней,
тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь,
тем ближе Бог.

Аполлон Майков (1821-1897), русский поэт



Любовь. Витраж Эдварда Берн-Джонса, храм святого Мартина (Brampton, Великобритания)
Что такое любовь?

Любовь - это та сила, благодаря которой мы - те, кого Бог возлюбил прежде - можем посвятить себя Ему и соединиться с Ним. Любовь - это та сила, которая позволяет нам относится к ближнему так же бескорыстно и сердечно, как мы относимся к самим себе.

Иисус поставил любовь над всеми законами, без неё все остальные законы недейственны. Св. Августин очень точно выразил это в словах: «Люби - и делай, что хочешь». Но сделать это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Таким образом, любовь - это наивысшая энергия, воодушевляющая и наполняющая Божественной жизнью все другие добродетели.

«Любовь - удивительная добродетель. Она - одновременно средство и цель, движение и пункт назначения, путь, который к ней же самой и ведёт. Что же надо делать, чтобы любить? Здесь не требуется никаких искусных приёмов, а нужно просто любить: как учатся играть на лютне, играя на ней, и учатся танцевать, танцуя» (Св. Франциск Сальский).

«Тем, кто любит Бога, Он всё обратит в добро, и даст их заблуждениям и ошибкам стать добром» (Святой Августин)



Изображение святых мучениц на витраже окна церкви Веры, Надежды, Любови и Софии в Белгороде.
Изображения

На византийских иконах святые Пистис, Елкис и Агапи изображались так, что их возраст не подчеркивался, за исключением изображения сцен мученичества. В древнерусской же иконописи появились иконы, где в центре представлена святая мать, а перед ней - три небольшие фигурки малолетних дочерей. В некоторых храмовых росписях и в иконописи святая София и мученицы Вера, Надежда и Любовь представлены вместе стоящими, одиного роста. То же можно видеть и на фреске в Кельнском соборе. В православном искусстве принято изображать Веру, Надежду и Любовь именно как святых мучениц, поэтому на иконах они представлены в виде маленьких девочек вместе с матерью Софией. В западном искусстве Веру, Надежду и Любовь принято изображать как взрослых женщин, символизирующих христианские добродетели. Вера часто изображается с крестом, Надежда - с якорем, а Любовь - в окружении детей. Когда Вера, Надежда и Любовь изображаются рядом, то Любовь всегда находится в центре.



Вера, Надежда, Любовь на картине работы Генриха Марии фон Гесса, 1819



святые, Франция, святые Неразделенной Церкви Христовой, france, христианство, Вера Надежда Любовь и матерь их София, saints, храмы, Эльзас

Previous post Next post
Up