Продолжая тему

May 08, 2008 11:34

Собственно, я вот что хотел сказать. Впервые мне это пришло в голову, когда я пару месяцев назад читал рассказ чувака о концерте Led Zeppelin - реюньоне, который состоялся в конце прошлого года (с сыном Бонзо, подменившим батяню на барабанах). Там человек почему-то не удержался от замечания, что, дескать, музыка-то, конечно, классная, жаль только, что "последним словом" она была тридцать лет назад.

Есть такие области человеческой деятельности, где прогресс невозможен. К примеру, география - она закончилась, когда Амундсен вернулся с Южного полюса. Или когда Халлари вернулся с Эвереста. Hу или самое позднее - когда была сделана первая фотография планеты из космоса. Хотя для науки это, скорее, нетипично - тут прогресс в обозримом будущем вряд ли остановится. Вон, зоологи поначалу любили заниматься разными симпатичными зверюшками вроде бабочек или птичек - но потом, когда все привлекательныe животные оказались уже более или менее исследованы, они стали заниматься и менее приятными, вроде навозных мух или жуков-трупоедов - и таких ещё хватит не на один век.

В искусстве прогресс возможен не более, чем в географии - довольно быстро все "природные зоны" оказались описаны. Теперь бы начать решать задачу, как лучше обустроить свою жизнь в них - но современное искусство почему-то решило, что оно наука, и все продолжает искать чего-то "нового". Вряд ли стоит удивляться, что новое при этом найти если и можно, то, как и в случае зоологии - не среди прекрасных бабочек и райских птиц, а в навозе и гнили. "Современное искусство" отпугивает "среднего человека", прежде всего своей жестокостью и безобразием. То интересное, что в нем есть, интересно в основном для разума, а не для "души". Между тем, пределы души и есть пределы искусства; искусство - это способ сделать сложные вещи понятными для людей, но не через рациональное, а непосредственно через ощущения; дать почувствовать на собственной шкуре, именно что. Время, потраченное слушaтелем/зрителем на постижение произведения, не должно превышать время, потраченное художником на его создание. В современности самое лучшее искусство часто получается там, где умные критики уверены: для искусства это слишком примитивно/заезжено/глупо. Между тем, пользы от искусной глупости куда как больше, чем от навозной новизны.

(вы уж извините, что в калашный ряд своим рылом лезу; во френдленте есть люди, которые в этих вещах лучше разбираются. Но нужно было высказаться да сформулировать.)
Previous post Next post
Up