Новое в законодательстве -2015. Часть вторая

Dec 09, 2014 16:32


В первой части нашего обзора мы рассмотрели вступающие в силу в 2015 году законы, касающиеся пенсий, Крыма и социальной сферы. Сейчас - новые законы, касающиеся бизнеса и налоговой системы. Как они скажутся на вещании региональных телеканалов? Что сулит нам налог на имущество физических лиц? Что будет от борьбы с офшорами? И еще больше двух десятков разных законов, больших и малых…



Бизнес

Что нового ждать от нового года бизнесу и нам вместе с ним?



Вступает в силу ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21 июля 2014 года №270-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О рекламе"», запретивший рекламу на платных каналах. Из-за этого закона еще в ноябре объявила о своем уходе из эфира России телекомпания CNNInternational. Аналитики подсчитали, что вступление закона в силу приведет к закрытию как минимум ста региональных телеканалов, которые, после отключения аналогового вещания, вынуждены были перейти в кабельное вещание.



При обсуждении законопроекта спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко поясняла, что реклама на кабельном ТВ нарушает права потребителя, который за свои деньги получает не только продукт, но и навязанную услугу в виде рекламы. Также, по мнению Матвиенко, то, что кабельные каналы получают, кроме денег за рекламу, еще и абонентскую плату с клиентов, создает неравные условия с федеральными каналами.



Критики этой позиции указывают, что тогда надо запрещать и рекламу в газетах - за нее покупатель тоже не платит. Осенью в ряде регионов опомнились местные власти - они, при закрытии местных телеканалов, теряли одну из возможностей общаться с людьми. В ноябре Государственный Совет Республики Татарстан обратился в Государственную Думу РФ с проектом закона, который бы исключил региональные телеканалы из списка тех, кто попадал под топор ФЗ-270. Судьба этой законодательной инициативы неясна.

Зато появился ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04 ноября 2014 года №338-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О рекламе"» - в нем законодательно устанавливается, что уровень звука рекламы «не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи» и содержатся другие, примерно такой же важности, положения, каковые вступают в силу 25 мая 2015 года.

А с 24 февраля вступает в силу №362-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок». Главное положение этого закона - ускоренная (три часа) процедура оформления документов при обнаружении перевеса. Напомним, что движение большегрузов наносит дорогам серьезный вред - именно поэтому в России введен весовой контроль. Но, может, после внесения платы грузовики становятся легче? Понятно, что бюджету просто нужны деньги. А дороги? Да что дороги - они вряд ли станут хуже, ибо хуже некуда…

Бизнеса так или иначе касаются еще несколько вступающих в силу с Нового года законов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24 ноября 2014 года №356-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который, если посмотреть с одной стороны, предусматривает разные меры поддержки жилищного строительства в рамках программы «Жилье для российской семьи», осуществляемой через Фонд Развития жилищного строительства (РЖС), а если с другой - делает Фонд РЖС главным распорядителем программы «Жилье для российской семьи». Что неудивительно: РЖС - одна из госкорпораций.

Два закона касаются изменений в законе «О недрах»: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21 июля 2014 года №260-ФЗ «О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О недрах"», где говорится о праве первооткрывателя какого-либо месторождения на денежное вознаграждение, устанавливает, что «выплата указанного вознаграждения осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке и в размере, которые установлены Правительством Российской Федерации», тогда как раньше порядок и размер выплаты дозволено было определять органу исполнительной власти субъекта РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21 июля 2014 года №261-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» посвящен в основном технологическим деталям геологических и горнодобывающих работ и вступает в силу с 1 февраля 2015 года.

С Нового года вступает в силу ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21 июля 2014 года №265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Это - обновление и модернизация закона 2005 года. Закон делает возможным частно-государственное партнерство в самых разных сферах. Пока закон оценивается как перспективный и в разных регионах России его вступление в силу ждут, как говорилось раньше, с нетерпением.

О налогах

Как минимум двенадцать федеральных законов вносят в 2015 году различные изменения в налоговое законодательство.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21 февраля 2014 года №17-ФЗ «О внесении изменений в статьи 251 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» касается сборов за аэронавигационное обслуживание и скажется - если скажется - на нас с вами разве что опосредованно - через цену на авиабилеты.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05 мая 2014 года №108-ФЗ «О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» касается кинематографической отрасли и устанавливает, при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления «денежные средства в виде отчислений, полученные некоммерческой организацией, учредителем которой выступает Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации, основными целями деятельности которой являются поддержка отечественной кинематографии». Каких именно организаций коснется эта поблажка, выяснить не удалось.

А вот ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21 июля 2014 года №221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25_3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», потому что глава 25_3 явно массового поражения, так как касается государственных пошлин. Изменения вносятся в статью 333_19 «Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями», в пункт 1-й, увеличивающий размеры пошлин при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке,  в полтора раза.

Также касаются всех нововведения, содержащиеся в ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ от 04 октября 2014 года №284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц"».



Этот закон  вводит новые правила исчисления налога на недвижимое имущество физических лиц. В какую сторону? - спросите вы. Ну, а как вы думаете, если предполагается, что новые ставки увеличат поступления в бюджет в 3,4 раза? Налогообложение прежде считалось от инвентаризационой стоимости, теперь будет считаться от кадастровой, которая уже намного ближе к рыночной. Плательщиками налога являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения - жилые дома, жилые помещения (квартиры, комнаты), гаражи, машино-места, единые недвижимые комплексы, объекты незавершённого строительства, а также иные здания, строения, сооружения и помещения. То есть, это повышение налогов касается нас всех напрямую. Понятно, что троекратное с лишним повышение налога вызвано желанием хоть чем-то наполнить бюжет. Прогнозируемые сборы должны составить 94,4 млрд рублей. Но это как раз та антикризисная мера, которая только усугубит кризис.

Изначально предлагалось ввести один налог на недвижимое имущество физических лиц вместо двух - налогах на имущество физических лиц и земельного. Но потом земельный решили оставить. В этом ситуация повторяет казус вокруг бензина и транспортного налога, когда автомобилисты предлагали внести транспортный налог в цену топлива - и топливо подорожало, и налог остался.

Идея считать налог от кадастровой стоимости родилась еще в 2004 году. Останавливало то, что кадастровой оценки всего имущества на Руси тогда не было - как считать? Сейчас, спустя 10 лет, кадастрово оцененного имущества не стало намного больше.

Устанавливается переходный период - с 2015 по 2019 годы - за который регионы должны произвести кадастровую оценку с одновременным переходом на новое налогобложение. Это теория, а вот какой будет практика, мы скоро почувствуем на своей шкуре. За счет какого из бюджетов - федеральный, региональный или местный - будет этот банкет? А если не произведут, то как будет считаться налог - на глазок?

Эксперты полагают, что как минимум до 2016 года ничего у региональных властей с новым налогом не выйдет - не успеют подготовить документы. Однако региональные власти уже вовсю считают прибыль, заверяя одновременно, что - ничего страшного, платежи вырастут не катастрофично. В Самаре, например, налог на конкретную двухкомнатную квартиру в центре выростет с 1365 до 1756 рублей.

В Москве журналисты РБК посчитали налоги со своих квартирпо новому налогу. Суммы получились от 4770 до 17 тысяч рублей. Может, для кого-то это и немного, но  РБК предсказывает вал судебных исков с требованием пересмотра кадастровой оценке квартир и иной недвижимости. Примечательно, что льготников по этому налогу немного, да и им льготу можно получить только на какой-то один объект недвижимости: за квартиру платишь по льготе, а за сад и гараж - по полной.

В России нет забора без дырки. В ноябре муниципалитет Москвы представил интернет-калькулятор, с помощью которого гражданин мог сам рассчитать сумму своего налога. Пытливые журналисты «Московского комсомольца» бросились проверять систему, ввели данные Евгении Васильевой, той самой фигурантки дела «Оборонсервиса», и - «по указанным вами параметрам объект не найден, просим уточнить параметры поиска», - сообщил им компьютер. Правильно ли будет сделать вывод, что некоторые избранные не попали в списки тех, кто подлежит налогообложению? И тогда сколько этих избранных?

При всей своей очевидной важности для каждого россиянина, данный налог не вызвал особой дискуссии в обществе, сравнимой, например, с дискуссией о монетизации в 2004 году. Это объяснимо - общественников, чтобы инициировать дискуссию, уже почти нет, а простому россиянину в момент обсуждения закона (лето 2014 года) и принятия (сентябрь 2014 года) ТВ и газеты расказывали в основном об Украине. Поэтому платежки с новыми суммами обрушатся на обывателя как гром среди ясного неба. При введении монетизации зимой 2005 года в России была небольшая революция и власть тогда отступила. Видимо, с учетом этого опыта налог на имущество физических лиц будет повышаться поэтапно - по 20 процентов в год. Так что в полной мере мы ощутим радость нового налогобложения в 2020 году.

Ряд законов можно считать чисто техническими.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04 ноября 2014 года №348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» разрабатывает процедуру налогового мониторинга;

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24 ноября 2014 года №367-ФЗ «О внесении изменений в статью 221 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» вносит буквально два новых слова в пункт 3 статьи 221 части второй Налогового кодекса;

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24 ноября 2014 года №368-ФЗ «О внесении изменений в статьи 226 и 227_1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» говорит о разных налоговых тонкостях;

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24 ноября 2014 года №369-ФЗ «О внесении изменения в статью 388 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступающий в силу с 1 марта 2015 года, дополняет норму о безвозмездном пользовании;

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 ноября 2014 года №381-ФЗ «О внесении изменений в статью 333_35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» оговаривает взносы за открытие СМИ в Крыму и Севастополе.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24 ноября 2014 года №376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» еще на стадии разработке получил название «закон о деоффшоризации».



Этим законом вводится механизм налогообложения оффшорных компаний. Декларирование прибыли начинается с 50 миллионов рублей. Этот закон - продолжение политики на деоффшоризацию российской экономики. В Госдуме приводились цифры - из-за оффшоров Россия недополучает 20 миллиардов долларов налогов.



Подразумевалось, что в добросовестных налогоплательщиков российского бюджета превратятся тысячи компаний, созданных россиянами по всему миру. Однако даже сами разработчики закона сомневались в его эффективности. Соображения высказывались простые: всех не переловите, а значит, закон будет применяться избирательно - кого поймали, того и налогообложили.



К тому же, в деле деоффшоризации России должен помочь Запад, а отношения России и Запада за последние месяцы основательно испортились. Разные люди ожидают разные результаты: одни говорят, что закон даст бюджету 20 млрд рублей,  другие - он принесет 200 млрд рублей. При «бегстве капитала», которое «Независимая газета» оценивает в 150 миллиардов (!) долларов (!) за 2014 год, эффективность мер по деоффшоризации кажется, мягко говоря, сомнительной.

Большие надежды возлагаются также на ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 ноября 2014 года №380-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"». Термин «территории опережающего социально-экономического развития»  придуман для Дальнего Востока, который, после разрушения автоперегонного бизнеса и связанной с ним инфраструктуры совсем захирел, и ни строительство моста на остров Русский, ни разрекламированный саммит стран АТЭС его экономику не оживили. Новым законом правительство пытается создает налоговую базу для облегчения системы создания новых новых производств, запуска инвестпроектов. Территории опережающего социально-экономического развития по прогнозам могут привлечь на Дальний Восток 1 триллион рублей. Председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский сообщил «Российской газете», что налоговые льготы и другие меры, связанные с новым статусом территорий, позволят создать 37 тысяч рабочих мест.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 ноября 2014 года №382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» касается установления местных налогов и сборов. Эксперты оценивают этот закон как налог с продаж, только в профиль. Закон вводит понятие «торговый сбор», трактуя его не как налог, а как платеж за определенные виды деятельности, осуществляемые организациями или гражданами, но ИТАР-ТАСС в своей статье о торговом сборе полагает, что это «не более чем игра слов». В этой же статье указывается, что торговый сбор был введен с самыми разными нарушениями и в обход самых разных норм права. Например, «часть законопроекта, касающаяся торгового сбора, не была рассмотрена правительством РФ и, соответственно, не получила требуемого правительственного заключения».

«Возможность введения торгового сбора не предусматривалась Основными направлениями налоговой политики РФ на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденными правительством в августе 2014 года. Сбор не проходил оценки регулирующего воздействия, не обсуждался в разумные сроки с бизнес-сообществом…» - пишет ИТАР-ТАСС, предсказывая, что новый налог вызовет сопротивление, как явное, так и скрытое, и приведет к очередному росту цен.



Такие вот оптимистичные нововведения в налоговой системе нас ожидают в новом году...…

бизнес, налоги, законодательство, реформа

Previous post Next post
Up