Храмы Ангкора. Введение. Прасат Краван

Jun 01, 2011 14:32

Я долго не мог начать писать о посещении храмов Ангкора в Камбодже. Но вот, все-таки собрался. Я думал о том, какими их представить: древними или современными, хорошо сохранившимися, или полностью разрушенными, примитивными или изощренными? В доводах в пользу того или иного определения недостатка не возникало: там есть все, что я перечислил. В конце концов, я просто решил описать Ангкор таким, каким увидел его сам.

На фото ниже - один из наиболее интересных храмов Ангкора - Байон.

Мы с Магдой и Беатой договорились взять напрокат велосипеды, и выехать рано утром. Я проснулся с рассветом и вышел во внутренний дворик хостела, где располагалось окошко выдачи столовой. Оно должно было открыться в 7 утра, и я расположился в кресле на веранде, чтобы изучить меню и путеводитель. Меню оказалось на редкость богатым - под стать большому ресторану, но с более низкими ценами. Вскоре столовая открылась, и я сделал заказ. Блюда оказались довольно вкусными, и неожиданно большими. Я набросился на них, и вспомнил о том, что их неплохо бы сфотографировать только тогда, когда наелся досыта.

В середине трапезы к столу спустились заспанные девушки, а ближе к ее завершению мимо прошла Рэйчел с ноутбуком под мышкой. Хостел просыпался, и нам пора было в дорогу. Прокат велосипедов располагался там же, до него не пришлось идти, а кроме того, с нас не спросили залога. Стоил прокат 1$ в день. В ассортименте были древние велосипеды из тяжелых стальных труб, потертые и раздолбанные, но с ухоженной трансмиссией. Прокатный комплект дополняла корзинка на руле и цепь с замком.

Я имел довольно смутное представление о том, куда мы едем. В GPS у меня была хорошая карта Камбоджи, но разобраться, где точно находится Ангкор я не смог. Коллективными усилиями с помощью GPS, бумажной карты и опроса местных жителей, мы добрались до пропускного пункта на территорию храмов. Пропускной пункт это добротное одноэтажное здание с несколькими кассами и большой асфальтированной площадкой перед ним. Мы пристегнули велосипеды под навесом неподалеку, где уже стояло несколько мотороллеров, и пошли за билетами.

Вообще-то, попасть на территорию можно и без билета. Это большой кусок джунглей, изрезанный множеством дорог, заборов никаких нет, и внутри билеты не проверяют (хотя, может мне просто так повезло). Но почти все храмы окружены рвами, и по мосту мимо контролера не пройти. Билет на 1 день стоит 20$, на 3 - 40$, на 7 - 60$. Вход и выход не лимитирован, в стоимость билета входят не только все храмы Ангкора, но и некоторые более удаленные. Говорят, что после 18 часов можно пройти на территорию бесплатно и посмотреть красивый закат (в народе это так и называется - "бесплатный закат"). Местным вход везде бесплатный. Я планировал потратить на осмотр храмов не менее 2 дней, поэтому взял билет на 3. Билеты распечатываются на плотной бумаге, и на каждом присутствует фотография того, кому он выдан. Камеры закреплены на кассах. Касс несколько, есть для организованных групп (там постоянно очередь из приехавших на экскурсионных автобусах), есть для индивидуальных посетителей (когда приехали мы, кроме нас таковых не нашлось).

Объехав билетную будку, мы повстречались с контролером, который отметил билеты особым дыроколом, отмечающим первый день их действия. По тенистой дороге мы поехали к храмам. И тут у моего велосипеда произошла поломка. Начало клинить тормоза. Тормозов такой конструкции мне еще видеть не приходилось: механизм был расположен в барабане втулки, но привод был не ножной, а тросиковый. Ехать по камбоджийской жаре на тяжелом старом велосипеде и так-то было не очень легко, а тут еще и это. Тем не менее, я продолжил движение вперед.

Вот теперь настала пора объяснить, почему меня понесло в Ангкор. Если коротко, то это самый крупный религиозный комплекс в мире. В этом году я уже побывал во втором по величине ( Ватикане), и первый посетить было довольно логично. Ну а кроме того, это найденный сравнительно недавно (конце 19 - начале 20 века) комплекс экзотических развалин в джунглях. Посетить такой мне хотелось еще с детства, со знакомства с "Маугли" Киплинга. Очень хороший (значительно лучше всего на русском и английском, что мне удалось найти в сети) рассказ о истории и географии Ангкора находится вот здесь, и я на этом вопросе подробно останавливаться не буду, сделав упор на свои впечатления.

Первым сооружением, встретившимся нам на пути, явился ров, окружающий Ангкор-ват, центральный храм комплекса. Сравнив его размеры с картой по ссылке выше, можно примерно оценить масштабы всего комплекса.

Вдоль рва мы направились направо, к небольшому сооружению Прасат Краван, индуистскому храму, посвященному Вишну. Надо сказать, первая встреча с развалинами Ангкора вышла не очень-то впечатляющей.

К нам сразу бросились женщины и дети, навязчиво предлагая купить сувениры, книги и воду. Хотя, что такое настоящая навязчивость, я понял, когда позже добрался до менее обласканных вниманием туристов построек. Вообще, Камбоджа знаменита дешевыми книгами, и, в частности, путеводителями. Книги там "пиратские", но по качеству часто не уступают "настоящим". В киосках Сиемреапа можно купить путеводитель Lonely Planet практически по любой стране мира долларов за 10, тогда как настоящий обойдется не менее 30. У девушек-торговок я купил за 10$ богато иллюстрированную книжку про Ангкор, на которой была напечатана цена - 28$.

Прасат Краван стоит немного в стороне от больших туристических троп, да и не очень примечателен сам по себе: при внимательном рассмотрении видно, что он сильно реставрирован.

Однако, внутри ест несколько несомненно древних артефактов.

Тут к храму подъехал автомобиль, из которого выбралась пара пожилых европейцев, в компании гида кхмера. К моему удивлению, говорили они на русском. Гид тщательно описывал особенности этого сооружения, рассказывал о его истории и внутреннем убранстве. Мы с девушками ходили за ним, а я переводил его речь на английский, делая вид, что не перевожу, а просто делюсь своими знаниями. Когда соотечественники собрались ехать дальше, я сильно их удивили напугал, обратившись по-русски с вопросом: "Уважаемые, почем гида брали?". Получил ответ, что не помнят, так как расплачивались еще в Москве, и отправился дальше.

К великому моему сожалению, тормоза велосипеда клинило все сильнее. Починить их без инструментов не представлялось возможным. В результате, я извинился перед своими спутницами, сказав: "this way it feels more like a torture, than a pleasure", и отправился назад, ко входу. Так я был вынужден покинуть цель своего путешествия, едва туда попав.