Италия. Часть 14. День 6. Венеция (2). Базилика Сан Марко.

Nov 23, 2010 23:54

После обеда, который я провел в кафе, затерянном где-то в переулках, я отправился назад в гостиницу. Слабость, как следствие разыгравшейся простуды, требовала пары часов сна. К тому же, мне нужно было зарядить неожиданно севший аккумулятор фотоаппарата. Передохнув, я вернулся на площадь сан Марко, чтобы посетить одноименную базилику.




На фотографии у входа туда никого нет, но эта фотография сделана ранним утром, еще до открытия базилики. Когда вход открыт, к нему змеится длинная очередь, занимающая не менее половины площади. Вход в базилику бесплатный, и это стимулирует посетить ее даже самых скаредных туристов. Перед входом нужно сдать сумки и рюкзаки в камеру хранения на краю площади, при этом, камера хранения бесплатна.

Я постоял некоторое время у головы очереди, посмотрел, как от входа прогоняют отстоявших её людей с сумками, и отнес туда свой рюкзак. Там я сделал ошибку. Увидев многочисленные знаки, говорящие, что съемка внутри строго запрещена, для верности я сдал в камеру хранения и фотоаппарат. Оказалось зря: туристов внутри очень много и на фото- и видеокамеры они снимают не таясь. Служители смотрят на них недовольно, но не гоняют.

Поскольку фотографий я внутри не сделал, разбавлю свой рассказ иллюстрациями из книги, купленной внутри.




Первое, что бросается в глаза в базилике - огромная толпа. Жирной змеей она ползет по небольшим залам под присмотром музейных работников. Второе же - обилие золота. Богатой золотой мозаикой покрыты стены и своды куполов. Мозаика с впечатляющей детализацией иллюстрирует различные библейские сюжеты.




Золото не очень-то бросается в глаза на фотографиях, но вживую изрядно впечатляет. Ниже приведен фрагмент мозаики на одном из куполов, рассказывающей о сотворении мира. Смотреть иллюстрацию лучше в полном разрешении, крупная картинка доступна по ссылке.




Мозаик в базилике очень много, их изображениям посвящена большая часть книги о ней. Внутри базилики есть колонна с наушниками, которая предлагает за 5 евро прослушать краткий экскурс в их сюжеты. Однако, я предпочел потратить эти деньги на книжку, о чем не сожалею. Очередь-змея вынесла меня тем временем к одной из главных достопримечательностей базилики - Pala D'Oro, или золотой пластине. Она находится в крохотном закутке заалтарного пространства, и посмотреть на нее пускают только за 2 евро.




Пробиться к этой золотой пластине, богато украшенной миниатюрами и россыпью драгоценных камней, мне удалось с трудом. Весь закуток перед ней был плотно забит какими-то бабками, которые двигаться вперед не желали. При бабках был бородач в рясе. И вдруг, они запели. Когда они протяжно затянули "Свя-я-ятый Ма-а-арко...", я понял, что передо мной паломники из России. Пропели они всего один куплет, и бородач стал рассказывать им историю этого места (те ее места, что могут быть интересны паломникам). Толпа напирающих сзади туристов несла меня мимо, и я услышал всего несколько фраз. Оказалось, большая часть убранства базилики вывезена в Венецию из Византии. Таким образом, многие иконы в ней, в частности, Pala D'Oro, являются и православными святынями. Бородач соврал о том, что пластина была украдена вместе с драгоценными камнями: как я прочитал позже, ими она была украшена уже в Венеции, под патронажем нескольких дожей.




Камни эти плохо обработаны (в то время приличной технологии огранки еще не существовало), но действительно многочисленны и крупны.

Выйдя в "бесплатную" зону базилики я бегло осмотрел боковые приделы (заходить туда не стал, чтобы не тревожить молящихся). В частности, увидел алтарь знаменитой мадонны Никопеи.




В крипту (вход в которую стоил еще 2 евро) я заходить не стал. Судя по иллюстрации в книге, потерял немного. Затем направился назад, ко входу. Оттуда по узкой лесенке можно подняться на верхний уровень. Вход туда стоит еще 4 евро. Сверху можно хорошо обозреть внутренние залы базилики, а также там находится музей и сувенирная лавка. Какая-то часть русскоязычных бабок просочилась и туда, увлеченно выбирая серебряные кресты и прочие побрякушки. Внизу тоже есть лавка, однако, выбранной мной книги на английском там не было. Наверху же она нашлась.

Первое, что мне бросилось в глаза в музее наверху - схема пола базилики.




Как выяснилось, появился он там недавно, лишь в 18 веке. Фрагменты разнообразных геометрических узоров произвели на меня впечатление еще когда я находился в толпе внизу. Однако, большая часть мозаик покрыта ковром для предохранения от разрушения ногами туристов. Поэтому, вживую можно видеть лишь маленькие их кусочки по краям. На схеме же можно обозреть все.




В нескольких небольших залах музея выставлены различные реликвии и произведения искусства, фрагменты старинных мозаик, когда-то украшавших базилику и вообще, много всякой всячины.




Например, оригинал квадриги, украшающей фасад базилики, выходящий на площадь. Во время моего пребывания в Венеции, копия была укрыта лесами реставраторов, но спрятанный внутри от непогоды оригинал я все же увидел.




Еще интересна коллекция образцов мрамора, использовавшегося в отделке базилики. Она на удивление многообразна.

Также мне очень понравилась коллекция гобеленов и церковных облачений. Они не только довольно впечатляющи, но и находятся в отличном состоянии.




Конечно, коллекция гобеленов в музеях Ватикана несравнимо богаче. Однако, в базилике их можно осмотреть в более спокойной обстановке (в платный музей забредает совсем не так много народу), да и освещение там получше.




Кстати, музей наверху содержит еще и бесплатный (для оплативших вход) туалет. В Венеции это довольно важно.

Когда я закончил осмотр базилики, прошло немало времени. Силы мои были на исходе, и я направился назад в гостиницу, по пути осматривая вновь этот чудесный город - Венецию. Последним моим ярким впечатлением в тот день стала встреченная по пути гондола, под завязку груженая индусами.




Они помахали мне, я - им, и вскоре я дошел до гостиницы. На следующий день я должен был встать пораньше, так как уже запланировал поездку на соседние острова, поэтому быстро провалился в сон.

http://wilduser.livejournal.com/37840.html

посетил

Previous post Next post
Up