Италия. Часть 8. День 3. Неаполь (2)

Jul 21, 2010 17:12

С интервалами минут в 40 мне удавалось заставить фотоаппарат поднять затвор для очередной фотографии. Однако, подавляющее большинство интересностей Неаполя я снять им не смог. Но у меня оставался мобильник, и большинство фотографий остатка моего дня снято им.




Что до погоды, то в Неаполе продолжилась тенденция Рима: весь день то и дело начинался дождь, но с каждым разом капало все менее активно. Любоваться видами города дождь не мешал.




На одной из узких улиц раскинулся книжный рынок. Хотелось купить какой-нибудь красивый альбом с репродукциями картин, но меня остановило то, что все книги были на итальянском.




На пути к музею я вышел на площадь Данте. Оттуда можно было проехать одну остановку на метро, но я предпочел пройти пешком, ведь идти было лишь около 500 метров.




Вскоре я добрался до археологического музея. Пожертвовав прочими музеями и галереями города, основную часть своего единственного дня в Неаполе я решил провести именно там. Потому что этот музей обладает самой лучшей коллекцией древней скульптуры во всей Италии. Конечно, основу композиции составляют экспонаты с раскопок городов, загубленных и законсервированных Везувием: Помпей, Геркуланума и Стабии. Но музей содержит также и множество египетских древностей, копий утраченных древнегреческих скульптур, внушительную коллекцию монет и медалей и много еще чего.

К тому же, на следующий день я собирался посетить Помпеи. Их растаскивают по разным музеям уже сотню лет, и я решил, что получить полноценное представление о городе я смогу только если не ограничусь осмотром остатков зданий, но и увижу, что в них находилось. Мое предположение на поверку оказалось истинным. Поэтому я настоятельно рекомендую неаполитанский археологический музей всем, кто также желает посетить Помпеи или Геркуланум.




Внутри я приобрел билет, отказался от услуг итальянца, предлагавшего персональную англоязычную экскурсию за 50 евро, и взял аудиогид. Рюкзак я оставил в шкафчике камеры хранения, и отправился приобщаться к прекрасному уже без него.




На первом этаже музея собрана скульптура. В основном, древнеримская, хотя есть и немного древнегреческой.




Многие образчики заставляют надолго остановиться, чтобы изучить их повнимательнее. На скамьях перед некоторыми сидят люди с планшетами, зарисовывающие их.




В неаполитанском музее выставлены скульптуры, свезенные со всей Италии. Зачастую можно встретить упоминание, что копия музейной скульптуры находится у себя на родине. Оригиналы же можно увидеть только в Неаполе. И смысл в осмотре именно оригинала даже не в причастности к форме, которую можно воспроизвести в точности, а в уникальной фактуре камня.







Многие скульптуры обращают на себя внимание своим внешним видом, хотя не обладают достаточной культурной или исторической ценностью. Например, эта статуя, символизирующая плодородие.




Но некоторые заслуживают длинного комментария гида и из-за своей истории. Например, скульптура "Фарнезский бык". Найденная при раскопках терм Каракаллы, она была реставрирована при участии Микеланджело. Она является самой большой из дошедших до наших дней античных скульптур.




Также интересна найденная там же статуя Геркулеса Фарнезского. Эта статуя была крайне популярной в 16 веке. Несколько ее копий есть и в Петербурге. Статуя, выставленная в Неаполе и сама является копией, но наиболее близкой к не дошедшему до наших дней бронзовому оригиналу 4 века до нашей эры. На мой взгляд, по точности анатомических деталей и гармонии образа, эта статуя превосходит знаменитого Давида Микеланджело.




Интересна история ног статуи, пересказа которой я не обнаружил на русском языке. Сделанную в 3 веке статую сначала нашли без ног. Ведущие скульпторы того времени взялись изваять Геркулесу новые ноги. Мекеланджело также принимал участие в этой работе. Однако, позднее нашлись и оригинальные ноги. Их поставили на место новодельных, а ноги 16 века также выставили в музее. Их можно видеть на фото выше, на заднем плане слева.

Кстати, о ногах. Похоже, пару тысяч лет назад пальцы на них были длиннее.




Некоторое количество скульптур выставлено и за пределами залов, в крытых галереях и даже во дворе музея.




В нескольких небольших залах есть подборка бюстов разных знаменитых греков и римлян. Императоры соседствуют с философами и вымышленными персонажами. За долгие века история большинства изваяний запуталась, и проследить, портрет это или фантазия сейчас уже невозможно. На фото ниже - предположительно, Сократ.




Я завершил осмотр первого этажа, и направился на второй. Над входом туда находятся на банальные часы, а действующий компас хитрой конструкции. Практическая полезность сомнительна, но оригинально.




На втором этаже я обнаружил, что в сторону начала осмотра экспозиции идут сразу две шумные толпы: крикливых итальянских школьников и толстых американских туристов. Поэтому я направился в противоположную сторону. Первая выставка, которую я увидел, состояла из древнеримской утвари. Там имелось много любопытной посуды из стекла.




Я довольно быстро осмотрел эту экспозицию, и оказался в зале, где была выставлена модель развалин Помпеи. Я собирался туда на следующий день, и мне было особенно интересно познакомиться с тем, что меня ожидало.




Надо сказать, что Помпеи начали откапывать в середине 18 века. И все самое интересное, что смогли там найти, давно растащено по музеям. Большая часть оставшейся экспозиции музея была посвящена фрескам и мозаикам из погребенных под вулканическим пеплом городов: Помпеи, Геркуланума и Стабии.




Жители Помпеи, судя по всему, очень любили живопись. Портреты, пейзажи, мифологические сюжеты, и просто фривольные орнаменты, щедро украшали не только жилища состоятельных жителей города, но и дома бедняков, и даже хозяйственные помещения.




Вот, например, портрет пекаря с супругой.




Фресок очень много, и они позволяют получить хорошее представление о быть жителей Помпеи. При посещении этого города, глядя на серые осыпающиеся стены, нужно представлять на них все это цветное великолепие. Только так можно понять, чем же ценен для нас этот законсервированный сотни лет город.




В плане музей состоит как бы из двух частей. К сожалению, в одной из них шел ремонт, поэтому посмотреть значительную часть выставки мне не удалось. Не осмотренными оказалось искусство древнего Египта, а также знаменитый секретный кабинет, в котором выставлены картины и скульптуры явно эротического содержания. На уровне второго этажа части разделяет просторный зал.




Во второй половине музея открытой была лишь небольшая часть экспозиции, в основном, бронзовые изваяния.




В том числе, знаменитый балансирующий поросенок.




У некоторых скульптур по черному металлу нарисованы белые глаза. Смотрится пугающе.




Но осмотр доступной части экспозиции подходил к концу. Пора было спускаться на первый этаж и двигаться к выходу из музея.




Осмотрев оставшиеся статуи и саркофаги в галереях, ведущих к выходу, я дослушал последние комментарии аудиогида.




На улице я двинулся назад по главной улице, намереваясь дойти до побережья. По пути я сфотографировал памятник Данте на одноименной площади.




Дорога, проходящая мимо испанского квартала, вывела меня к галерее Умберто первого. Жалким подобием этого крестообразного в плане сооружения является московский ГУМ.




На первом этаже галереи магазины, выше - офисные помещения.




Напротив одного из входов галереи находится знаменитая Неаполитанская опера. На фото ниже вход в галерею слева, опера - справа.




И галерея, и театр святого Карла, выходят на маленькую площадь Trieste e Trento. К ней вплотную примыкает площадь Референдума - крупнейшая площадь Неаполя.




Уже вечерело, и достопримечательности этой площади мне удалось осмотреть лишь снаружи. С одной стороны там находится базилика Сан Франческо ди Паола, построенная в честь освобождения Италии от Наполеона, и похожая на Римский собор святого Петра в миниатюре. Перед базиликой установлены памятники Карлу 3 и Фердинанду 1 Бурбонам. Постаменты памятников покрыты граффити.




Напротив находится Королевский дворец (Палаццо Реале). Его фасад украшен статуями правителей Неаполя разных династий.




С края площади открывается широкий обзор на сад Molosiglio и набережную. На фото хорошо видно огромные круизные лайнеры, которые уходят из Неаполя бороздить все моря и океаны Земли.




Я спустился вниз и дальше пошел по набережной. Погода была холодной и пасмурной, то и дело начинал накрапывать дождь, поэтому в воде никого не было. Но я уверен, в жаркую погоду там купаются.







Так я дошел до Castel del Ovo, Замка Яйца. Он стоит на небольшом островке рядом с берегом, и попасть туда можно или приплыв с моря, или перейдя по мосту. В замке постоянно проходят различные выставки. В тот день была выставка вин южной Италии с бесплатной дегустацией. Но я не пью спиртного, поэтому туда не пошел.




По набережной я дошел до небольшого парка с зоологической станцией. Ничего интересного там не было, и я, изрядно устав, решил возвращаться в хостель.




Я прошел через площадь Победы, где установлен памятник одному из мэров Неаполя 19 века - Николя Аморе. Мне он издали напомнил Горького.




Кратчайший путь, который предложил мой GPS, проходил через тоннель, позволяющий срезать путь, не карабкаясь на скалы, на которых стоит город.




Несмотря на наличие пешеходной дорожки, я был единственным пешеходом в этом тоннеле. Он оказался очень длинным (фото ниже сделано примерно с середины), душным, и воняющим выхлопными газами. Тем не менее он позволил изрядно сэкономить силы.




Через пару километров по перегруженной машинами набережной я добрался до хостеля. Принял душ, и забрался на выделенную мне койку на втором ярусе. Общаться с другими постояльцами мне было неохота, да и большинство еще бродило по городу (как я понял, постояльцы хостелей предпочитают поздно ложиться и поздно вставать). Еще час-другой я почитал книгу, и когда за окном начало темнеть, уснул. На следующий день мне надо было встать пораньше, чтобы съездить в Помпеи и успеть на вечерний поезд в Венецию. Я не слышал, как в комнату зашли остальные пятеро постояльцев. Вентиляция была хорошей. Моя ночь в хостеле была самой тихой и комфортной из всех, что я провел в Италии.

Другие путешествия: http://wilduser.livejournal.com/37840.html

посетил

Previous post Next post
Up